ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ
Формирующий эксперимент
эксперимент, который направлен на изучение психологических особенностей испытуемых, а также на реализацию воспитательных, образовательных и развивающих целей.
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ
один из основных видов эксперимента, состоящий в целенаправленном воздействии на определенные характеристики конфликта для их изменения в нужном направлении. Примером Э. ф. м. б. такое исследование: выявляются наиболее конфликтные сотрудники в организации с помощью теста Томаса и модульного социотеста. Затем с ними проводится социально-психологический тренинг объемом 20 часов. Через неделю после завершения тренинга снова с помощью тех же тестов оцениваются изменения их конфликтности.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Формирующий эксперимент
лат. formare — придавать форму, вид] — особый метод психологического исследования, состоящий в том, что исследователь определенным образом строит обучение (воспитание) испытуемого с целью получить заданное изменение его психики. В отличие от метода констатации (срезов), направленного на изучение фактов, и лонгитюдного исследования, направленного на описание процессов в естественных условиях, Ф. э. направлен, прежде всего, на выявление причин и условий протекания процессов. В настоящее время среди исследований, проведенных по формирующей стратегии, выделяется отдельное направление, ориентированное не столько на лабораторный эксперимент, но, преимущественно на широкий, массовый Ф. э. Это направление дало новое название методу — «обучающий эксперимент». В дефектологии это подход И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в психологии развития — работы школы В.В. Давыдова. К. Н. Поливанова
ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ
применяемый в психологии возрастной и педагогической метод прослеживания изменений психики ребенка в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого. Синонимы – эксперимент преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, – активный метод формирования психики. Предполагает выявление закономерностей развития в ходе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого. Основан на подходе к развитию психики как явлению, ведомому обучением и воспитанием. Э.ф. позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых факторов, а через создание специальных ситуаций раскрывать за кономерности, механизмы, динамику, тенденции развития психического процесса и становления личности, определяя возможности оптимизации этого процесса. Именно поэтому он широко используется в отечественной психологии при изучении условий, принципов, путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение исследований психологических с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
(от лат. formare - придавать форму, вид) применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Возникновение Э.ф. в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского. Замысел формирующего исследования состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития. Цель - изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования. Ставится задача формирования новой для испытуемого способности. Исследователь теоретически намечает и эмпирически подбирает подходящие пути и средства достижения искомого результата, стремясь добиться заранее «запланированных» показателей. Экспериментальная модель формирования причинно объясняет прогресс и вскрывает механизмы качественных скачков в развитии. При этом с помощью этого исследовательского метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений и навыков, сколько особенности их становления. Ф.э. организуется на основе предварительного изучения состояния проблемы и анализа результатов констатирующего эксперимента. В процессе Ф.э. исследователь производит корректировку выдвинутой гипотезы и организует ее проверку. Благодаря этому удается установить различие начального, актуального уровня и конечного, соответствующего зоне ближайшего развития. Для повышения объективности анализа полученных данных вводятся контрольная и экспериментальная группы. В рамках Ф.э. испытуемому сначала предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (напр., сформулировать закономерность); затем, если это не удалось, ему оказывается строго регламентированная и индивидуализированная помощь. Ф.э. позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, а через создание специальных ситуаций раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития психики и становления личности.
ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ
эксперимент психолого-педагогический; эксперимент обучающий; воспитывающий; преобразующий; развивающий) - применяемый в психологии возрастной и педагогической метод прослеживания изменений психики ребенка в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого. Синонимы - эксперимент преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, генетико-моделирующий; метод формирования психики активного. Форма эксперимента естественного, характерная тем, что изучение некоих процессов психических происходит при их целенаправленном формировании. Предполагает выявление закономерностей развития в ходе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого - в ходе формирования его психики. Основан на подходе к развитию психики как к явлению, ведомому обучением и воспитанием; из этого следует, что нельзя игнорировать сам процесс обучения, определяющий это развитие. При этом с помощью этого метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений и навыков, сколько особенности их становления. В его рамках испытуемому сначала предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (например, сформулировать закономерность); затем, если это не удалось, ему оказывается строго регламентированная и индивидуализированная помощь. Весь этот процесс сопровождается экспериментом констатирующим, благодаря чему удается установить различие начального, актуального уровня и конечного, соответственного зоне развития ближайшего. Эксперимент формирующий применяется не только в психологии теоретической, но и для диагностики развития умственного, в частности - в патопсихологии. Он позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, но через создание специальных ситуаций раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития психического и становления личности, определяя возможности оптимизации этого процесса. Именно поэтому он широко применяется в отечественной психологии (с конца 30-х гг.) при изучении условий, принципов, путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение исследований психологических с педагогическим поиском и проектированием особенно эффективных форм учебно-воспитательного процесса.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998