ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ это что такое ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ: определение — Психология.НЭС
Эксперимент Стреттона Эксперимент Холуэя—Боринга

ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ

Найдено 3 определения термина ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Формирующий эксперимент

лат. formare — придавать форму, вид] — особый метод психологического исследования, состоящий в том, что исследователь определенным образом строит обучение (воспитание) испытуемого с целью получить заданное изменение его психики. В отличие от метода констатации (срезов), направленного на изучение фактов, и лонгитюдного исследования, направленного на описание процессов в естественных условиях, Ф. э. направлен, прежде всего, на выявление причин и условий протекания процессов. В настоящее время среди исследований, проведенных по формирующей стратегии, выделяется отдельное направление, ориентированное не столько на лабораторный эксперимент, но, преимущественно на широкий, массовый Ф. э. Это направление дало новое название методу — «обучающий эксперимент». В дефектологии это подход И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в психологии развития — работы школы В.В. Давыдова. К. Н. Поливанова
Оцените определение:

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ

эксперимент психолого-педагогический; эксперимент обучающий; воспитывающий; преобразующий; развивающий) - применяемый в психологии возрастной и педагогической метод прослеживания изменений психики ребенка в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого. Синонимы - эксперимент преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, генетико-моделирующий; метод формирования психики активного. Форма эксперимента естественного, характерная тем, что изучение некоих процессов психических происходит при их целенаправленном формировании. Предполагает выявление закономерностей развития в ходе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого - в ходе формирования его психики. Основан на подходе к развитию психики как к явлению, ведомому обучением и воспитанием; из этого следует, что нельзя игнорировать сам процесс обучения, определяющий это развитие. При этом с помощью этого метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений и навыков, сколько особенности их становления. В его рамках испытуемому сначала предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (например, сформулировать закономерность); затем, если это не удалось, ему оказывается строго регламентированная и индивидуализированная помощь. Весь этот процесс сопровождается экспериментом констатирующим, благодаря чему удается установить различие начального, актуального уровня и конечного, соответственного зоне развития ближайшего. Эксперимент формирующий применяется не только в психологии теоретической, но и для диагностики развития умственного, в частности - в патопсихологии. Он позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, но через создание специальных ситуаций раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития психического и становления личности, определяя возможности оптимизации этого процесса. Именно поэтому он широко применяется в отечественной психологии (с конца 30-х гг.) при изучении условий, принципов, путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение исследований психологических с педагогическим поиском и проектированием особенно эффективных форм учебно-воспитательного процесса.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ

один из основных видов эксперимента, состоящий в целенаправленном воздействии на определенные характеристики конфликта для их изменения в нужном направлении. Примером Э. ф. м. б. такое исследование: выявляются наиболее конфликтные сотрудники в организации с помощью теста Томаса и модульного социотеста. Затем с ними проводится социально-психологический тренинг объемом 20 часов. Через неделю после завершения тренинга снова с помощью тех же тестов оцениваются изменения их конфликтности.

Источник: Словарь конфликтолога

Найдено рефератов по теме ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Коммуникативная активность и беспомощность подростков: результаты формирующего эксперимента

Забелина Екатерина Вячеславовна
статье представлены результаты эксперимента по снижению беспомощности у подростков путем развития их коммуникативной активности.
Скачать PDF

Формирующий психолого-педагогический эксперимент в условиях вуза МВД России

Мальцева О.А.
Дано обоснование психолого-педагогического эксперимента, проведенного в процессе обучения курсантов вуза МВД. Определена общая направленность экспериментальной работы необходимостью подтверждения результативности учебного процесса с применением практико-ориентированного обучения, с использовани- ем инновационных средств, методов и форм обучения, позволяющих активизировать познавательную дея- тельность слушателей, в рамках преподавания дисциплины «Практикум по психологии общения».
Скачать PDF

Методика комплексного экспериментального исследования процессов восприятия и переработки вибротактил

Статников И.Н., Фирсов Г.И.
Скачать PDF

Метод экспериментальной оценки психологической устойчивости в открытой информационной среде

Тытарь А.Д., Тытарь Е.Т., Тулынина А.Ю., Дорофеева Г.А., Евтушенко А.Ю.
Скачать PDF

Экспериментальная эстетика как предтеча становления искусственного интеллекта в теории композиции

Шаповал А.В.
В статье рассматривается спектр проблем, связанных с количественной оценкой результатов эстетического восприятия, раскрывается непосредственная взаимосвязь научно-теоретической базы, разработанной в рамках Нижегородской философской школы и современных отечественных исследований в экспериментальной эстетике. The article deals with the topical problems of quantitative appraisement of results of aesthetic perception, reveals the direct mutual connection between the scientifictheoretical basis developed by the philosophical school of Nizhny Novgorod and modern domestic researches in experimental aesthetics.
Скачать PDF

Информационная структура психодиагностического эксперимента, проводимого в пакетном режиме

Бельтюков М.В.
Скачать PDF

Экспериментальные подходы к нейроэндокринотерапии постстрессорных депрессий

Шаляпина В.Г., Ракицкая В.В., Семенова О.Г.
Постстрессорные депрессии становятся одним из основных психических заболеваний современного периода. Они функционально ориентированы и генетически связаны с дезрегуляцией гипофиз-адреналовой системы и особенно ее центрального кортиколиберинергического звена. Кортиколиберин, являясь нейрогормоном тревоги, в условиях длительного или сильного стресса в результате гиперсекреции становится первопричиной развития депрессии. В этом случае основным подходом в лечении психопатологии становится блокада рецепторов кортиколиберина, которая приносит хороший эффект, но лишь в небольшом числе случаев. Как показано в наших работах, такой метод лечения приемлем лишь для особей с активной стратегией приспособительного поведения, которые относятся к кортиколиберин-реактивному фенотипу и которые в аверсивных ситуациях формируют тревожно-депрессивные расстройства. Особи с пассивной стратегией приспособительного поведения, которые принадлежат к кортиколиберин-резистентному фенотипу, на введение астрессина и блокаду рецепторов реагируют мало, однако они высоко чувствительны к кортикостероидам. Длительное введение кортикостерона (питье с водой) предотвращает у них развитие астенической депрессии и может быть способом выбора в лечении постстрессорной психопатологии. Особую группу составляют животные с активной поведенческой стратегией, но с высокой тревожностью, которые отличаются высокой чувствительностью к нейростероидам, особенно дегидроэпиандростерону. Его однократное введение этим животным тормозит развитие ситуационной тревожности, индуцируемой не только введением кортиколиберина, но и стрессорными условиями поведенческого теста. Сделано заключение о том, что психонейроэндокринология постстрессорных депрессий должна быть избирательной и основываться на индивидуально-типологических особенностях приспособительного поведения, тесно связанного с гормональной активностью разных звеньев гипофиз-адреналовой системы.
Скачать PDF

Экспериментально-психологические исследования коммуникативно-речевой инактивности у подростков: иссл

Дюмон Н.Н.
Скачать PDF

Компаративный анализ материала «двойного» эксперимента: количественный аспект

Горбова Елена Викторовна
В статье в сопоставительном плане анализируются количественные результаты (психо)лингвистического эксперимента по заполнению лакун видовременными формами (ВВГФ) испанского и русского глагола. Поскольку материал эксперимента представляет собой параллельный корпус фрагментов художественных текстов, рассматривается обусловленность выбора информантами ВВГФ идентичным контекстом. Также сопоставляется стратегия выбора русской ВВГФ информантом в условиях работы исключительно с русским текстом, с одной стороны, и в условиях обращения к испанскому оригиналу, т. е. при решении переводческой задачи с другой. Проведенный компаративно-количественный анализ полученного материала выявил в решениях информантов-носителей испанского и русского языков наличие идентичной односторонней корреляции между низкой степенью «угадывания» информантами авторской ВВГФ и «неминимальным» количеством комбинаций, предложенных для заполнения лакуны ВВГФ.
Скачать PDF

Экспериментальное моделирование тревожности и депрессии

Kalueff A.V.
Anxiety and depression have dramatic impact on human and animal behaviours. We take an interdisciplinary approach and review the existing experimental models of anxiety and depression in order to promote further understanding of «biological» aspects in biological psychiatry of anxiety and depression. The present lecture provides a comprehensive overview of the existing neurobehavioural markers and models of anxiety and depression. Knowledge of neurobehavioural aspects and theories behind animal experimental disorders described in the present paper will assist health professionals to better understand the biological nature and causes of anxiety and depression.
Скачать PDF

Экспериментальная оценка психологической устойчивости человека-оператора в открытой информационной с

Тытарь А.Д., Тытарь Е.Т., Тулынина А.Ю., Дорофеева Г.А., Евтушенко А.Ю.
Скачать PDF

Экспериментальные исследования по оценке эффективности слуховой функции человека при бинауральном во

Родичкин П.В., Закиров А.Д.
Экспериментально изучена эффективность слуховой функции человека при обнаружении сигналов с гиперболической модуляцией в условиях их маскировке «белым» шумом. Показано, что самую низкую пороговую реакцию слуховой анализатор имеет для сигналов с большими меллиновскими частотами. Доказано, что устойчивыми параметрами стимулов являются количество волн колебаний в импульсе и энергия сигнала.
Скачать PDF