ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ

Предыдущий термин:
ЭКСПЕРИМЕНТ ВЫБОРА

Следующий термин:
Эксперимент Келера

Содержание:

Найдено 13 определений термина ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ

экспериментальная стратегия, разработанная А. Ф. Лазурским в 1910 г. Характерна проведением в условиях, близких к обычной деятельности испытуемых, причем они не знают, что участвуют в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента. Метод исследования, промежуточный между наблюдением и экспериментом лабораторным, при коем психолог может активно влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемых. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты коих обрабатываются качественно. Вариантом эксперимента естественного является эксперимент психолого-педагогический, или экспериментальное обучение, в коем изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, производится в ходе обучения и воспитания.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Естественно возникающая ситуация, которая содержит многие из характеристик формального, лабораторного эксперимента и в которой можно определить факторы, функционирующие как независимые переменные, хотя они и не контролируются в обычном смысле. Например, можно изучать роль обучения в развитии словаря ребенка посредством сравнения числа новых слов, выученных в течение лета, с числом слов, выученных за предшествующие и последующие месяцы.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Лазурский А.Ф., 1918]. Метод психологического исследования, занимающий промежуточное положение между объективным наблюдением и лабораторным экспериментом. Характеризуется естественностью условий наблюдения с точностью и научностью эксперимента. Автор по методу Е.э. проводил педагогический анализ занятий школьника в психологических критериях и терминах, с позиций психологического эксперимента изучались все виды занятий: игры, гимнастические упражнения и др.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

англ. natural experiment) - особый вид психологического эксперимента, разработанный известным рос. психологом А. Ф. Лазурским (1874-1917). Лазурский впервые доложил о Е. э. на 1-м съезде по экспериментальной педагогике (1910), а в 1918 г. вышла в свет книга "Естественный эксперимент и его школьное применение" - итог 6-летней работы кружка, организованного Лазурским из числа сотрудников психологической лаборатории Психоневрологического института. Значительный вклад в разработку Е. э. внесли также психологи М. Я. Басов и В. А. Артемов ("Естественный эксперимент". - М., 1927).

Е. э. соединяет положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Он проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицат. влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Сближая экпериментальные исследования с жизнью, Е. э. позволяет изучать психические процессы и свойства личности в естественных услових трудовой, учебной или игровой деятельности. Он доступен и несложен для проведения. Наблюдение нередко дополняется беседой с испытуемым.

Недостаток метода Е. э. - сложность вычленения для наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Результаты Е. э. обрабатываются путем качественного анализа полученных данных.

Один из вариантов Е. э. - психолого-педагогический эксперимент (экспериментальное обучение), при котором изучение школьника ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению (см. Обучающий эксперимент). См. также Виды наблюдения.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Естественный эксперимент

natural experiment) - метод исследования, при котором экспериментатор воспроизводит патологическое поведение у испытуемых в лаборатории и затем проводит эксперименты с испытуемыми.

Источник: Р. Комер.Общая психология:глоссарий

Естественный эксперимент

См. Эксперимент.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Естественный эксперимент

Автор. А.Ф.Лазурский (l910 г.).

Категория. Экспериментальная стратегия.

Специфика. Проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента. Построение естественного эксперимента предполагает ряд этапов: функциональный анализ деятельности, в которой участвует испытуемый, в аспекте ее требований от исполнителя, фиксация ряда наблюдений за деятельностью испытуемого, анализ результатов и составление характеристики личности. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты чего обрабатываются качественно. Вариантом естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

вид эксперимента, проводимый в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого. Е. э. позволяет изучать психические процессы, состояния и свойства личности в естественных условиях труда, учебы или игры. Он м. б. применен и при социально-психологическом исследовании групп. Наблюдения и замеры в Е. э. нередко дополняются беседой с испытуемым. Недостаток Е. э. – трудности в получении количественных данных и использование приемов их анализа. Одним из вариантов Е. э. является психолого-педагогический эксперимент, в процессе которого изучение обучаемого ведется непосредственно в условиях учебной деятельности (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, 1996). На первый взгляд область применения Е. э. в силу моральных соображений в конфликтологии существенно ограничена. Однако это далеко не так. Во-первых, урегулирование любой конфликтной ситуации может проводиться конфликтологом как Е. э. При этом интересы науки должны носить подчиненный характер по отношению к задаче разрешения конфликта и интересам его участников. Во-вторых, каждый конфликтолог сам, так или иначе, участвует в разных конфликтах или предконфликтных ситуациях.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Естественный эксперимент

экспериментальная стратегия, разработанная А.Ф. Лазурским в 1910 г. Характеризуется тем, что проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. Благодаря этому достигается большая чистота эксперимента. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты чего обрабатываются качественно. Вариантом естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.

Источник: Словарь по истории психологии, 2007 г

Естественный эксперимент

в психологии развития) — метод исследования, объединяющий в себе положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на исследуемого). Е. э. проводится в условиях, близких к естественным для испытуемого (в школе, детском саду и т.п.). Дети не знают, что они являются объектом исследования, что позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и намеренности ответных реакций. Сближая экспериментальные исследования с жизнью, Е. э. позволяет изучать психические процессы и свойства личности в естественных условиях, например, в процессе учебной или игровой деятельности. Недостатком этого метода являются сложность вычленения и регистрации отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Обычно результаты обрабатываются путем качественного анализа полученных данных. Одним из вариантов Е. э. является психолого-педагогический эксперимент, при котором изучение ведется непосредственно в процессе обучения с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению. Е.И.Морозова

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

отлат. experimentum — проба, опыт) — особый вид психологического эксперимента, соединяющий в себе положительные черты объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на человека). Он производится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Сближая экспериментальные исследования с жизнью, Е. э. позволяет изучить психические процессы и свойства личности в естественных условиях трудовой, игровой или учебной деятельности. Он доступен и несложен для проведения. Наблюдение нередко дополняется беседой с испытуемым. Недостатком этого метода является трудность вычленения для наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Результаты Е. э. обрабатываются путем качественного анализа полученных данных. Одним из вариантов Е. э. является психолого-педагогический эксперимент (экспериментальное обучение), при котором изучение обучаемого ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Естественный эксперимент

естественно возникающие ситуации с известными независимыми переменными, влияющие на изучаемую зависимую переменную. Например, изучение лексикона ребенка при использовании определенного педагогического метода в течение какого-то времени.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

естественный эксперимент

особый вид эксперимента как метода военной психологии и педагогики, осуществляемый в естественных условиях деятельности военнослужащего.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Психофизика восприятия естественной среды: смена парадигм экспериментального исследования

Носуленко В.Н.
Читать PDF

Изучение антидиабетических свойств естественных адаптогенов различного происхождения в эксперименте

Эльбекьян Карине Сергеевна, Арушанян Эдуард Бениаминович, Муравьева Анна Борисовна
Естественные адаптогены растительного происхождения тонизид и гормонального мелаксен оказывают положительное влияние на патологические изменения углеводного и липидного обменов у аллоксан-индуцированн
Читать PDF

Методика комплексного экспериментального исследования процессов восприятия и переработки вибротактил

Статников И.Н., Фирсов Г.И.
Читать PDF

Метод экспериментальной оценки психологической устойчивости в открытой информационной среде

Тытарь А.Д., Тытарь Е.Т., Тулынина А.Ю., Дорофеева Г.А., Евтушенко А.Ю.
Читать PDF

Экспериментальная эстетика как предтеча становления искусственного интеллекта в теории композиции

Шаповал А.В.
В статье рассматривается спектр проблем, связанных с количественной оценкой результатов эстетического восприятия, раскрывается непосредственная взаимосвязь научно-теоретической базы, разработанной в р
Читать PDF

Информационная структура психодиагностического эксперимента, проводимого в пакетном режиме

Бельтюков М.В.
Читать PDF

Экспериментальные подходы к нейроэндокринотерапии постстрессорных депрессий

Шаляпина В.Г., Ракицкая В.В., Семенова О.Г.
Постстрессорные депрессии становятся одним из основных психических заболеваний современного периода.
Читать PDF

Экспериментально-психологические исследования коммуникативно-речевой инактивности у подростков: иссл

Дюмон Н.Н.
Читать PDF

Компаративный анализ материала «двойного» эксперимента: количественный аспект

Горбова Елена Викторовна
В статье в сопоставительном плане анализируются количественные результаты (психо)лингвистического эксперимента по заполнению лакун видовременными формами (ВВГФ) испанского и русского глагола.
Читать PDF

Экспериментальное моделирование тревожности и депрессии

Kalueff A.V.
Anxiety and depression have dramatic impact on human and animal behaviours.
Читать PDF

Экспериментальная оценка психологической устойчивости человека-оператора в открытой информационной с

Тытарь А.Д., Тытарь Е.Т., Тулынина А.Ю., Дорофеева Г.А., Евтушенко А.Ю.
Читать PDF

Экспериментальные исследования по оценке эффективности слуховой функции человека при бинауральном во

Родичкин П.В., Закиров А.Д.
Экспериментально изучена эффективность слуховой функции человека при обнаружении сигналов с гиперболической модуляцией в условиях их маскировке «белым» шумом.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!