ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ
вид эксперимента, сочетающий естественность условий с целенаправленным воздействием на изучаемое явление.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
понятие и термин, введенные А. Ф. Лазурским (1874—1917): психологический эксперимент, включенный незаметно для исследуемого в его игровую, трудовую или учебную деятельность.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

естественный эксперимент

особый вид эксперимента как метода военной психологии и педагогики, осуществляемый в естественных условиях деятельности военнослужащего.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Естественный эксперимент
natural experiment) - метод исследования, при котором экспериментатор воспроизводит патологическое поведение у испытуемых в лаборатории и затем проводит эксперименты с испытуемыми.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ
метод промежуточный между наблюдением и экспериментом лабораторным, при к–ром психолог может активно влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Естественный эксперимент
психологический эксперимент, включенный незаметно для испытуемых в их игровую, трудовую или учебную деятельность; экспериментальная стратегия, реализуемая в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

Естественный эксперимент
естественно возникающие ситуации с известными независимыми переменными, влияющие на изучаемую зависимую переменную. Например, изучение лексикона ребенка при использовании определенного педагогического метода в течение какого-то времени.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ
эксперимент, организуемый и проводимый в реальных жизненных условиях, в отличие от лабораторного эксперимента, организуемого и проводимого в специально оборудованном помещении-научной лаборатории. Экспериментальная ситуация, в которой проводится исследование, в Э.е. возникает без прямого или активного вмешательства со стороны экспериментатора, т. е. естественным путем. См. эксперимент, эксперимент лабораторный, эксперимент научный.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Естественно возникающая ситуация, которая содержит многие из характеристик формального, лабораторного эксперимента и в которой можно определить факторы, функционирующие как независимые переменные, хотя они и не контролируются в обычном смысле. Например, можно изучать роль обучения в развитии словаря ребенка посредством сравнения числа новых слов, выученных в течение лета, с числом слов, выученных за предшествующие и последующие месяцы.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Лазурский А.Ф., 1918]. Метод психологического исследования, занимающий промежуточное положение между объективным наблюдением и лабораторным экспериментом. Характеризуется естественностью условий наблюдения с точностью и научностью эксперимента. Автор по методу Е.э. проводил педагогический анализ занятий школьника в психологических критериях и терминах, с позиций психологического эксперимента изучались все виды занятий: игры, гимнастические упражнения и др.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Естественный эксперимент
исследование, проводимое в естественных условиях труда, учебы или игры без вмешательства в них экспериментатора (в основном с использованием метода объективного наблюдения, иногда дополняемого беседой с испытуемым). Испытуемый не знает, что он выступает объектом эксперимента, что позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренного корректирования реакций и поведения.
Литература
Естественный эксперимент и его школьное применение / Под ред. А. Ф. Лазурского. Прага, 1918.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Естественный эксперимент
экспериментальная стратегия, разработанная А.Ф. Лазурским в 1910 г. Характеризуется тем, что проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. Благодаря этому достигается большая чистота эксперимента. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты чего обрабатываются качественно. Вариантом естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
вид эксперимента, проводимый в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого. Е. э. позволяет изучать психические процессы, состояния и свойства личности в естественных условиях труда, учебы или игры. Он может быть применен и при социально-психологическом исследовании групп, коллективов. Наблюдения и замеры в Е. э. нередко дополняются беседой с испытуемым. Недостаток этого метода – трудности в получении количественных данных и использовании приемов их анализа. Одним из вариантов Е. э. является психолого-педагогический эксперимент, в процессе которого изучение обучаемого ведется непосредственно в условиях учебной деятельности.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ
экспериментальная стратегия, разработанная А. Ф. Лазурским в 1910 г. Характерна проведением в условиях, близких к обычной деятельности испытуемых, причем они не знают, что участвуют в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента. Метод исследования, промежуточный между наблюдением и экспериментом лабораторным, при коем психолог может активно влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемых. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты коих обрабатываются качественно. Вариантом эксперимента естественного является эксперимент психолого-педагогический, или экспериментальное обучение, в коем изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, производится в ходе обучения и воспитания.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
специфический вид псих. эксперимента, разработанный рус. псих. А.Ф.Лазурским (в 1910—1918 гг.); этот вид Е.э. коррелирует в своей конструкции ингредиенты модуса объективного наблюдения, а также метода лаборатор. эксперимента, как целеинтенционального воздействия на самого испытуемого-перципиента; обычно он проводится в тех условиях, кот. близки к обыденно-повседневной деятельности индивида, а сам субъект не посвящен в то, что является объектом экспер. исследования, что позволяет избежать влияния негативно-эмоционального напряжения и какой-либо преднамеренно-спрограммированной субъектом ответ-реакции; модусы-методы Е.э. позволяют дескриптировать-исследовать психопроцессы и свойства индивида в естественных уже условиях учебно-трудовой, активно-игровой деятельности, сами же наблюдения можно дополнять беседами-интервьюированием испытуемого субъекта.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Естественный эксперимент
Автор. А.Ф.Лазурский (l910 г.).
Категория. Экспериментальная стратегия.
Специфика. Проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента. Построение естественного эксперимента предполагает ряд этапов: функциональный анализ деятельности, в которой участвует испытуемый, в аспекте ее требований от исполнителя, фиксация ряда наблюдений за деятельностью испытуемого, анализ результатов и составление характеристики личности. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты чего обрабатываются качественно. Вариантом естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
вид эксперимента, проводимый в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого. Е. э. позволяет изучать психические процессы, состояния и свойства личности в естественных условиях труда, учебы или игры. Он м. б. применен и при социально-психологическом исследовании групп. Наблюдения и замеры в Е. э. нередко дополняются беседой с испытуемым. Недостаток Е. э. – трудности в получении количественных данных и использование приемов их анализа. Одним из вариантов Е. э. является психолого-педагогический эксперимент, в процессе которого изучение обучаемого ведется непосредственно в условиях учебной деятельности (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, 1996). На первый взгляд область применения Е. э. в силу моральных соображений в конфликтологии существенно ограничена. Однако это далеко не так. Во-первых, урегулирование любой конфликтной ситуации может проводиться конфликтологом как Е. э. При этом интересы науки должны носить подчиненный характер по отношению к задаче разрешения конфликта и интересам его участников. Во-вторых, каждый конфликтолог сам, так или иначе, участвует в разных конфликтах или предконфликтных ситуациях.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
отлат. experimentum — проба, опыт) — особый вид психологического эксперимента, соединяющий в себе положительные черты объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на человека). Он производится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Сближая экспериментальные исследования с жизнью, Е. э. позволяет изучить психические процессы и свойства личности в естественных условиях трудовой, игровой или учебной деятельности. Он доступен и несложен для проведения. Наблюдение нередко дополняется беседой с испытуемым. Недостатком этого метода является трудность вычленения для наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Результаты Е. э. обрабатываются путем качественного анализа полученных данных. Одним из вариантов Е. э. является психолого-педагогический эксперимент (экспериментальное обучение), при котором изучение обучаемого ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
естественно возникающие условия, в которых подгруппы населения подвержены действию разного уровня предполагаемых причинных факторов в ситуации, напоминающей реальный эксперимент, где субъекты распределяются в группы рандомизацией. Присутствие людей в определенной группе ЕЭ неслучайно. Термин происходит из работы Джона Сноу (1813–1858), изучавшего распространение случаев холеры в Лондоне в связи с источниками водоснабжения. Для Сноу было бы неэтично распределять людей по группам, которые подвергались бы смертельной инфекции, но наблюдение за источником питьевой воды с использованием эпидемиологического метода «сношенных сапог» предоставило ему возможность провести очень важные наблюдения. «Все, что было необходимо для успешного проведения этого великого эксперимента — это изучить источник воды для каждого отдельного дома, где могла возникнуть смертельная инфекция холеры… Я решил не жалеть сил, необходимых для установления точного влияния источника воды на развитие эпидемии, в местах, где все условия наилучшим образом подходили для исследования… У меня не было причин сомневаться в правильности заключения, которое я сделал из большого числа имевшихся в моем распоряжении фактов. Однако мне было понятно также, что тот факт, что холерный яд, поступающий по сточным трубам в большую реку и распределяемый по милям труб, все еще оказывающий свое воздействие, настолько ошеломителен для общества и столь важен, что его изучение требует особой тщательности и серьезной основы» (Snow J. On the Mode of Communication of Cholera. London, 1855). Другим примером служит снижение смертности от причин, связанных с курением, среди врачей, которые бросили курить на несколько лет раньше, в сравнении с другими специалистами подобного возраста.  

Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
англ. natural experiment) - особый вид психологического эксперимента, разработанный известным рос. психологом А. Ф. Лазурским (1874-1917). Лазурский впервые доложил о Е. э. на 1-м съезде по экспериментальной педагогике (1910), а в 1918 г. вышла в свет книга "Естественный эксперимент и его школьное применение" - итог 6-летней работы кружка, организованного Лазурским из числа сотрудников психологической лаборатории Психоневрологического института. Значительный вклад в разработку Е. э. внесли также психологи М. Я. Басов и В. А. Артемов ("Естественный эксперимент". - М., 1927).
Е. э. соединяет положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Он проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицат. влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Сближая экпериментальные исследования с жизнью, Е. э. позволяет изучать психические процессы и свойства личности в естественных услових трудовой, учебной или игровой деятельности. Он доступен и несложен для проведения. Наблюдение нередко дополняется беседой с испытуемым.
Недостаток метода Е. э. - сложность вычленения для наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Результаты Е. э. обрабатываются путем качественного анализа полученных данных.
Один из вариантов Е. э. - психолого-педагогический эксперимент (экспериментальное обучение), при котором изучение школьника ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению (см. Обучающий эксперимент). См. также Виды наблюдения.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004