Экспансия виртуальности

Найдено 1 определение
Экспансия виртуальности
широкое распространение виртуальных объектов, явлений, событий в информационном обществе; воздействие виртуальной реальности на разл. аспекты социально-эконом. жизни, культуры, на систему отношений, сознание и личность совр. человека. Возрастание роли виртуальности в совр. мире представлено 2 осн. тенденциями: виртуализация реальности и расширение сфер влияния виртуальности на реальный мир. Виртуализация реальности проявляется в том, что фактически все базовые сферы социокультурной реальности и субъективного мира человека приобретают виртуальный статус, свою представленность в виртуальном мире. Интенсивное развитие информационных технологий приводит к переносу в виртуальность эконом. операций, управления организациями, полит. акций и т. п. Виртуальный образ, знак становится предметом производства и потребления. Виртуализируется частная жизнь человека: проведение досуга, совершение покупок, установление контактов с противоположным полом, трудовая деятельность. Межличностное и групповое О. осуществляются посредством сетевых технологий в виртуальном мире. Создаются виртуальные аналоги реальных объектов жизненного мира, социальных институтов, сообществ. Развитие дистанционного обучения приводит к виртуализации образования. Создание виртуального мира уподобляется мифу о творении мира, в к-ром реальность рядоположна тексту, а язык эквивалентен действию. При этом каждый пользователь может активно участвовать в его творении или находить миры, в к-рых воплощаются актуальные, или наиболее значимые личностные смыслы. В результате стирается грань между актуальным и потенциальным, реально существующим и возможным: виртуальная реальность становится «информационным двойником» жизненного мира, способом бытия совр. человека. «Уход» в виртуальность становится способом компенсации внутр. напряжения, опредмечивания фантазий, реализации фрустрированных потребностей, достижения целей, блокированных в реальном мире. Собственно экспансия виртуальности проявляется в том, что искусственно созданный мир превращается из «зеркального подобия» реальности в самост. и относительно автономную систему, влияющую на совр. социокультурную среду, отношения, сознание и личность совр. человека. Реальное пространство замещается виртуальным; мир, созданный на базе компьютерных технологий, становится новой формой воспроизводства социального. Конкуренция образов, транслируемая посредством рекламы и СМИ, существующими на электронной основе, становится более значимой по сравнению с конкуренцией эконом., полит., социальных действий. Технологии виртуальной реальности становятся определяющими в развитии информационного общества. Увеличивается роль виртуальных денежных операций, растет число людей, занятых в сфере информационных услуг и конструировании виртуальных миров; политика детерминируется политтехнологиями, базирующимися на сетевых интеракциях. Восприятие личностью актуальных событий опосредуется мультимедийными технологиями и текстами, транслируемыми в виртуальности. События, происходящие в виртуальных мирах, виртуальные персонажи и сюжеты оказывают влияние на реальные социальноэконом. отношения, воздействуют на сознание человека. Искусственно созданная симуляция реальности приобретает большую эмоционально-смысловую насыщенность, чем явления реального мира. Структура сознания организуется по принципу гипертекста - нелинейно связанных субъективных реальностей, представляющих собой семиотико-смысловые образования. Лит.: Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб., 2000; Королева Н. Н. Семиосфера личности. СПб., 2005; Носов Н. А. Виртуальная психология. М., 2000; Buhl A. Die virtuelle Gesellschaft. Цkonomie, Politik und Kultur im Zeichen des Cyberspace. Opladen, 1997. Н. Н. Королева

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011