ЭКОЛАЛИЯ Экологическая достоверность

Экологическая валидность

Найдено 4 определения термина Экологическая валидность

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Экологическая валидность

ecological validity) Э. в. имеет отношение к тому факту, что организм в силу своих наследственных или приобретенных особенностей подготовлен к демонстрации различных форм поведения в разных контекстах или средах. Действия организма оказываются успешными в одно время и в одном месте, но не столь успешными, или совершенно неуспешными, в др. время и др. месте. В общем, понятие Э. в. встречается в литературе в контексте критики исслед. по научению у животных и сравнительной психологии, поскольку в США с 1930 до 1970-х гг. большинство исслед. поведения животных проводилось в лаборатории на белых крысах или голубях. В целом подход был чрезвычайно узким; он характеризовался не только ограниченным выбором подопытных животных, но и жесткой очерченностью проблем, ситуаций и реакций. Конечно, при этом существовали явные исключения, напр., полевые исслед. Шнейрла бродячих муравьев и др. видов животных, а тж изучение Карпентером низших обезьян в Центральной Америке. Отдельные исследователи в области научения животных довольно рано начали осознавать тяжесть этих оков вопреки преобладающему духу времени. Однако осн. масса исслед., публиковавшихся в "Журнале сравнительной и физиолог. психологии" (Journal of comparative and physiological psychology) вплоть до начала 1970-х гг., касалась рассмотрения фундаментальных принципов научения с позиции, к-рая игнорировала природу самого изучаемого организма. По большей части, в качестве моделей челов. поведения рассматривались крыса и голубь. Позднее психологи-исследователи стали уделять больше внимания экологической релевантности и важности широкого подхода в изучении поведения, как, напр., в исслед. Камилом пищевого поведения и исслед. Барашем соц. поведения сурков. Фактически, само многообразие поведения, изучаемого после работ ранних экспериментаторов, свидетельствует о важности учета его экологической релевантности: ориентировочное поведение, запасание пищи, строительство гнезд, исслед. поведение, кормление, игра, замирание, зимняя спячка, охота хищников, терморегуляция, мочеиспускание и дефекация, уход за поверхностью тела (груминг, купание в пыли и т. д.), доминирование, соц. орг-ция и помощь, мимикрия, агрессия, сотрудничество, соперничество, избегание, охрана границ, ухаживание и спаривание, родительское поведение, использование орудий и аномальное поведение. Работа Тимберлейка представляет собой попытку включить экологические требования различных биолог. видов в теорию научения. Бойс провел обзор литературы по т. н. избыточному поведению животных, несвойственному и необязательному для экологии вида, показавший, что животные развили большую способность к научению и запоминанию, чем это кажется необходимым в их естественных условиях обитания. Вообще говоря, это не яв-ся большой неожиданностью и вряд ли противоречит концепции экологической релевантности поведения. Ил. Э. в. яв-ся исслед. Сейфарта и Чини, посвященное поведению мартышек-верветок. Эти обезьяны издают различные крики тревоги в отношении каждого из трех хищников: леопардов, орлов и питонов. Обезьяны декодируют значение каждого сигнала, чтобы организовать в зависимости от этого путь спасения. Напр., они взбираются на деревья при крике о леопарде, всматриваются в небо или убегают в кусты, реагируя на крик об орле, и встают на задние лапы и всматриваются в траву в ответ на крик о змее. Используя записи этих типов криков, исследователи продемонстрировали, что верветки избирательно реагируют на звук сигнала тревоги, а не зрительные признаки хищников. В дополнение к этому, Сейфарт и Чини установили, что верветки, по-видимому, реагируют на значение этих криков не только как акустических сигналов. Исследователи использовали методику приучения-отучения, и обезьяны производили два совершенно различных звука для передачи одного сообщения: громкое вибрирующее "р-р-р" и резкое цоканье. И "р-р-р", и цоканье издавались при появлении в зоне видимости соседних групп верветок. Приучая обезьян издавать "р-р-р", они обнаружили, что при этом они тж приучались реагировать цоканьем, и наоборот, но если бы обезьяны реагировали на звук крика, а не на его значение, должно было бы произойти отучение. В случае двух различных криков с различными значениями приучение не переносилось с одного на др. Экологически ориентированные исслед. могут изменять наши представления о способностях животных. См. также Коммуникация животных, Слуховая различительная способность, Слуховое восприятие, Генетика поведения, Экологическая психология, Полевые эксперименты, Наследуемость, Инстинкт, Видоспецифичное поведение М. Р. Денни
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАЛИДНОСТЬ

1. Термин, первоначально введенный Эгоном Брунсвиком для обозначения степени, в которой дистальные и проксимальные стимулы ковариируют. Он полагал, что главной операцией восприятия является научение оценивать истинный, физический (дистальный) стимул на основе изменения значений проксимальных стимулов, которые фактически действуют на рецепторные системы. Чем выше экологическая валид-ность проксимального стимула для свойств дистального стимула, тем больше вероятность того, что она будет усвоена и будет использоваться. Этот термин также используется в том же значении в теории непосредственного восприятия Гибсона. 2. Свободное значение – валидность, которую принцип, открытый в лабораторных условиях, имеет вне этих условий, в поле, в реальном мире. 3. Более специальное значение – форма валидности по критерию, основанная на степени, в которой результаты могут обобщаться от группы к группе. Нормы, установленные для экспериментов со студентами университетов, имеют низкую экологическую валидность при применении результатов к "синим воротничкам" того же возраста.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Экологическая валидность

1. валидность, при которой некий принцип, установленный в лабораторных условиях, проявляется в реальных, полевых условиях; 2. форма валидности по критерию, основанная на степени, в которой результаты могут обобщаться от группы к группе. Например, нормы, установленные в экспериментах на студентах, могут быть неадекватными (имеющими «низкую экологическую валидность») для другой группы населения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Экологическая валидность

ecological validity). Рассматривается при изучении психологических феноменов повседневной жизни (например, способность запомнить место, где оставлены ключи).

Источник: Дж. Гудвин. Исследование в психологии методы и планирование. 2004 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

К вопросу об экологической валидности теста «Локус жизнеобеспечения личности»

Дудин Виталий Александрович, Смолина Валерия Ивановна, Трушникова Марина Николаевна
В статье описаны методологические основы и эмпирические исследования системы жизнеобеспечения личности (СЖЛ). Рассмотрены уровни жизнеобеспечения СЖЛ (типы реагирования людей на жизненные трудности). Перечислены основные характеристики психодиагностических методик, частично служащих для определения локуса жизнеобеспечения личности, показана необходимость в разработке методики, которая будет направлена непосредственно на определение локуса жизнеобеспечения личности. Для проверки экологической валидности разрабатываемых методик «локус жизнеобеспечения личности» проведено психологическое обследование и консультирования клиентки. По сиблинговым версиям методики (опросник и проективная часть) получены противоречивые результаты. Обсуждаются возможные причины, по которым результаты тестов могут не совпадать. Проводится критический анализ и доказывается гипотеза о том, что различия в тестах обусловлены разной предметной направленностью методик.
Скачать PDF

Разработка рефлексивно-развивающей методики «Сказка-загадка». Все как у тебя»: проверка валидности

Кибальченко Ирина Александровна
В статье рассматривается процесс разработки и проверки валидности авторской рефлексивно-развивающей методики: «Сказка-загадка «Все как у тебя». Она предназначена для диагностики и развития рефлексии у дошкольников и младших школьников. В процедуре участвуют дети и взрослые члены семьи. Методика выявляет косвенные признаки отношений между детьми и другими членами семьи. В статье предлагается краткое описание методики и обзор основных результатов ее валидизации.
Скачать PDF

Валидность и надёжность методики «Конфликтные ситуации в спорте»

Петров Сергей Иванович
В данной статье описан процесс создания, разработки и валидизации методики «Конфликтные ситуации в спорте», направленной на комплексное исследование характера реагирования спортсменов на конфликтные ситуации, возникающие в ходе их тренировочной и соревновательной деятельности. Методика представляет собой синтез проективного теста, теста-опросника и анкеты и состоит из 14 стимульных, контурных рисунков и направлена на исследование компонентов включённых в структуру реагирования спортсмена на конфликтогенные стимулы. В статье представлены исследовательские данные, доказывающие эмпирическую валидность и ретестовую надёжность ряда показателей методики.
Скачать PDF

О валидности опросника конструктивной и деструктивной агрессии

Матвеев Дмитрий Александрович
В статье обосновывается валидность опросника конструктивной и деструктивной агрессии. Для этого был проведен эксперимент, в котором студенты Санкт-Петербургского университета заполнили опросник межличностной агрессивности и конфликтности Е.П. Ильина и разработанный опросник конструктивной и деструктивной агрессии. Затем у каждого протестированного определялся уровень психосоматического здоровья по методу Г.Л. Апанасенко. Далее шкала агрессивности (агрессии) разбивалась на интервалы, и подсчитывалось количество низких, средних, высоких оценок для каждого интервала. Аналогичный эксперимент был проведен с опросником личностной агрессивности и конфликтности Е.П. Ильина, разработанным опросником конструктивной и деструктивной агрессии и самооценкой здоровья по В.П. Войтенко. В итоге проделанной работы делаются выводы о валидности опросника конструктивной и деструктивной агрессии и о взаимосвязи агрессии с уровнем агрессии.
Скачать PDF

Математическая верификация конструктной валидности методики исследования эмоциональной направленност

Бельская Наталья Анатольевна
В работе представлены результаты математической верификации методики исследования эмоциональной направленности Б. Додонова, в частности, результаты проверки 1) дискриминативности пунктов опросника, 2) заданных Б. Додоновым шкал на согласованность (α Кронбаха), 3) этих же шкал на нормальное распределение. Проведена стандартизация массива данных, построены шкалы (в стенах).
Скачать PDF

Валидность измерения одиночества

Фаррахов А.Ф.
Статья посвящена вопросу валидности измерения одиночества. Автор делает обзор различных критериев определения и измерения одиночества применительно к собственному исследованию. Формулируется, что результаты измерения одиночества как состояния могут варьироваться, а одиночества как черты характера показывают постоянный результат. Результаты могут быть применены в практической работе педагогов и психологов.
Скачать PDF

Проблема валидности стандартизированных опросников в исследовании индивидуально-психологических особ

Худякова Юлия Юрьевна
Представлена проблема чувствительности стандартизированных опросников в исследовании индивидуально-психологических особенностей больных шизофренией. Сделан вывод о том, что изменения психической деятельности больных шизофренией влияют и на восприятие утверждений опросников.
Скачать PDF

Прогностическая валидность центра оценки: метаанализ

Хермелин Иран, Лайвенс Филип, Робертсон Айвен
Данное метааналитическое исследование посвящено оценке прогностической критериальной валидности Центров оценки. Его цель обновить ранее полученные исследовательские данные о валидности Центров оценки. Нами были проанализированы 26 исследований и 27 коэффициентов валидности (N = 5850), связывающие общий оценочный рейтинг (ООР)2 с рейтингом результативности (РР)3. Корреляция между ООР и РР после коррекции данных составила 0.28 (95%-ный доверительный интервал = 0.24 ≤ ρ ≤ 0.32). Кроме того, делается предположение, что такая оценка валидности не является окончательной, так как показатели валидности, как правило, зависят от косвенного ограничения дисперсии.
Скачать PDF

Стоит ли игра свеч: валидность Центров оценки

Куприянов Евгений Андреевич
В статье анализируется текущее состояние исследований по вопросам валидности Центров оценки одного из наиболее популярных методов оценки персонала. Метааналитические исследования дают различные показатели валидности от 0.28 до 0.63. Приводится анализ причин таких расхождений, а также рассматриваются общие проблемные вопросы анализа валидности Центров оценки.
Скачать PDF

Современные критериальные системы валидности качественных исследований в психологии

Мельникова Ольга Тимофеевна, Хорошилов Дмитрий Александрович
Анализируются современные наиболее обсуждаемые критериальные системы валидности качественного исследования: реалистическая, конструкционистская, критическая, эстетическая, радикальная. Показывается, что в современной научной ситуации речь идет не просто о введении специфичных для качественных исследований представлений о валидности, но и о концептуальной замене этого традиционного для психологии критерия. В реалистической системе валидность обсуждается с точки зрения аргументированности выдвигаемых интерпретаций. Конструкционистская система взамен критерия валидности вводит критерии достоверности и аутентичности. Критическая критериальная система делает акцент на социальной полезности, критической составляющей анализа, а также его включенности в контекст социальных изменений. Эстетическая сводит качество анализа к его выразительности, полифоничности, что оборачивается вопросом представленности в исследовании различных смысловых позиций. Радикальная система, следуя логикам как радикального конструкционизма, так и методологического анархизма, отказывается от однозначного стандарта качества исследований. В завершении статьи делается вывод, что так называемые «субъективные» представления исследователя являются не артефактом анализа, но его ключевым инструментом. Проблема валидности это проблема разведения и критической рефлексии того, как соотносятся позиции автора исследования и его респондентов. Следуя указанной логике рассуждений, авторами статьи предлагается общая модель валидности качественных исследований в психологии, опирающаяся на проведенный анализ разных критериальных систем и личный практический опыт работы с качественными методами. Общий принцип построения авторской системы валидности соотношение критериев и различных уровней (или этапов) качественного исследования: планирования, сбора и анализа данных, интерпретации.
Скачать PDF

Дистанционная оценка управленческого потенциала: исследование критериальной и инкрементной валидност

Попов Алексей Юрьевич, Лурье Евгений Валентинович
В статье рассматриваются проблемы критериальной валидности дистанционных инструментов оценки, их отношение к диагностике и прогнозу управленческих компетенций и бизнес-результатам. В качестве кейса выступает масштабный проект, проведенный одним из крупнейших банков России совместно с компанией «ЭКОПСИ Консалтинг» в целях формирования кадрового резерва на должность руководителя начального звена. Дистанционная оценка выступала как один из важнейших этапов процедуры отбора и предшествовала проведению Центра оценки (ЦО). Четыре диагностических инструмента, использованных в дистанционной оценке, рассматриваются в статье как предикторы общего оценочного рейтинга в ЦО и далее внешних показателей успешности на уровне отдельных работников и региональных подразделений банка. Результаты эмпирических исследований сопровождаются постановкой ряда проблем, связанных с необходимостью организации послепроектного сопровождения для такого рода оценочных проектов.
Скачать PDF

Те же люди, другое время: валидность и надежность Центров оценки, динамика развития оцененных компет

Попов Алексей Юрьевич, Лурье Евгений Валентинович
В статье приводится обзор количественных исследований валидности Центров оценки (ЦО), особое внимание уделяется прогностической валидности. Обосновывается мнение о том, что одним из пробелов в исследованиях прогностической валидности ЦО является недоучет временного фактора и крайняя редкость лонгитюдных проектов. Описаны результаты эмпирического исследования на выборке 167 сотрудников крупных российских компаний, которые проходили ЦО дважды с временным промежутком в 6.5 года. Результаты рассматриваются в двух разрезах: тест-ретестовая надежность ЦО и динамика развития компетенций. Обнаружено, что устойчивость оценок ЦО за 6.5 года составила 0.47. Тест-ретестовая надежность для теста способностей в том же промежутке времени составила 0.63. Обнаружены также некоторые закономерности динамики развития компетенций: в частности, компетенции руководителей развиваются быстрее, чем компетенции специалистов; стаж работы в предыдущей должности может негативно сказываться на динамике развития компетенций в долгосрочной перспективе; количество пройденных тренингов положительно, но умеренно связано с оценками по некоторым из компетенций.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16