Эклектическая психотерапия

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Психотерапия эклектическая
Наличие в мире многочисленных (более 400) форм и методов психотерапии ставит в затруднительное положение практика-психотерапевта. Использование термина П. э. преимущественно ограничивается техническим, внетеоретическим синтезом психотерапевтических методов. Концептуальный синтез приемов различных теоретических ориентаций относится к понятию интегративной психотерапии. Одной из наиболее существенных причин все более широкого распространения П. э. является неудовлетворенность практиков односторонностью и ограниченностью какого-либо одного направления психотерапии. Психотерапевт-эклектик, в зависимости от характера патологии, потребностей и возможностей пациента, использует методы различных направлений психотерапии.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ЭКЛЕКТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Наличие к настоящему времени в мире многочисленных (более 500) форм и методов психотерапии ставит в затруднительное положение практика-психотерапевта. Все большее количество психотерапевтов используют разнородные психотерапевтические методы, не обращая внимания на их теоретическое обоснование. Более трети американских психотерапевтов относят себя к эклектикам, причем не менее половины из них ранее следовали психоаналитической ориентации (Beitman В. D. et al., 1989). Свидетельством утраты прежде негативного ореола понятия "эклектик" является выход в последнее десятилетие международного "Журнала интегративной и эклектической психотерапии", а также организация Международной академии эклектических психотерапевтов.
Использование термина Э. п. преимущественно ограничивается техническим, внетеоретическим синтезом психотерапевтических методов. Концептуальный синтез приемов различных теоретических ориентации относится к понятию интегративной психотерапии. Независимо от теоретических взглядов психотерапевт тщательно изучает клиническую картину заболевания и связанные с ним психосоциальные факторы. Задачи Э. п. определяются с учетом индивидуальных особенностей психопатологии, проблем и личности отдельного больного, а также оптимальной пригодности к тем или иным терапевтическим воздействиям. В лечебной практике теоретические вопросы психотерапии уступают место необходимости решать конкретные проблемы клинической реальности. Соответствующее сочетание различных методик психотерапии с позиций Э. п. и представляет собой новый метод лечения для каждого пациента.
Одной из наиболее существенных причин все более широкого распространения Э. п. является неудовлетворенность практиков односторонностью и ограниченностью какого-либо одного направления психотерапии. Психотерапевт-эклектик, в зависимости от характера патологии, потребностей и возможностей пациента, использует методы различных направлений психотерапии, добиваясь позитивных изменений в симптоматике, внутреннем мире и поведении больного. Запросы сторонников Э. п. все полнее удовлетворяются благодаря растущему числу новых психотерапевтических методов. Получившие распространение методы поведенческой психотерапии в последнее время на практике все чаще сочетаются с психодинамическими, когнитивными и другими приемами. Конфронтация и конкуренция последователей различных форм психотерапии все более сменяются терпимостью, взаимным принятием и попытками использовать некоторые принципы и технические приемы друг друга. В частности, психоаналитик при необходимости может эмпатически взаимодействовать с пациентом вопреки традиционному эмоциональному нейтралитету, поведенческий же психотерапевт может придавать значение интрапсихической динамике (например, анализируя имеющиеся данные, обратить внимание на сновидения пациента) и т. д.
Современная тенденция к развитию краткосрочных форм психотерапии отвечает интересам психотерапевта-эклектика. В условиях предположительно единственной встречи психотерапевт использует технический прием, наиболее подходящий именно для данного пациента, например суггестию, совет или интерпретацию. Одной из негативных сторон Э. п. может быть недостаточно обоснованная многократная смена психотерапевтических методов в процессе лечения одного пациента. Поиск наиболее эффективного метода, новые попытки привлечь в курс лечения приемы различных психотерапевтических направлений нередко приводят к разочарованию и фрустрации как пациента, так и психотерапевта. Важнейшим условием их эффективности при использовании любых методов психотерапии является развитие оптимального взаимоотношения "психотерапевт - пациент".

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Эклектическая психотерапия
eclectic psychotherapy) Исслед. деятельности совр. психотерапевтов показали, что большинство из них имеет тенденцию к эклектичности используемых теорий и методик, а не к идентификации с какой-то одной школой или направлением. Эта тенденция представляет собой отход от ситуации, характерной для 1940-1950-х гг., когда большинство психотерапевтов идентифицировало себя с ранними психоаналитическими или антипсихоаналитическими подходами. Существует огромное число психотерапевтов, считающих себя "эклектиками", начиная от прагматических эклектиков, просто использующих все, что работает, и заканчивая систематическими эклектиками, стремящимися установить принципы и методы, общие для всех эффективных методов терапии. М. Голдфрид попросил ведущих представителей различных направлений (гуманистически-экзистенциального, аналитического и поведенческого) подробно ответить на два важных клинических вопроса: "Какова роль нового опыта в содействии изменению?" и "Каким, с вашей т. зр., должно быть "отношение терапевт-клиент", чтобы оно облегчало этот процесс изменения?" Он обнаружил выраженное совпадение ответов по неск. аспектам. 1. Важность нового опыта. 2. Значение терапевтического взаимодействия. 3. Акцент на заботливом, доверительном отношении терапевта к клиенту, осн. на уверенности в своих силах. Голдфрид полагает, что общие для всех психотерапевтических подходов принципы м. б. обнаружены в стратегиях или принципах динамики всех уровней, начиная от высшего уровня абстрагирования (философия каждой терапии) до самого низшего (конкретные технические приемы каждой терапии). Голдфрид считает, что эти стратегии функционируют в качестве "клинических эвристик, к-рые имплицитно руководят нашими усилиями в ходе терапии". Задача систематической Э. п. может быть описана как превращение имплицитного в эксплицитное. Систематическая эклектическая терапия Фредерика Торна. Одним из первых усилия по формулированию совр. системы эклектицизма предпринял Ф. Торн, к-рый посвятил всю свою деятельность разраб., описанию и распространению эклектического подхода к психотер. и консультированию. Он полагал, что образцом для психотер. должна быть клиническая медицина и что "терапия должна быть привязана к диагнозу, с ясным формулированием показаний и противопоказаний к использованию всевозможных методов". "Ведение больного" было для Торна более широким термином, чем "терапия". Он определял "ведение психол. пациента" как "родовой термин для обозначения всех операций, проводимых компетентным персоналом, имеющим психол. подготовку, с целью помочь клиентам улучшить свою жизнь". Торн понимал, что психотер. - это лишь один из неск. выборов, к-рые м. б. использованы врачами. Хотя Торн весьма высоко ставил мед. модель, он расширил ее далеко за границы объективистских форм, к-рые она иногда принимает в приложении к психологии. Торн утверждал, что личностный рост должен быть целью всех людей и что психологи должны развивать навыки и теории, способствующие психол. здоровью. Он предложил очень широкое видение психол. здоровья, к-рое "зависит от того, в какой степени чел. преуспел в актуализации своего потенциала, чтобы научиться справляться со всеми стандартными жизненными ситуациями, жить активно и творчески и хорошо выполнять большое количество ролей". Историческая основа систематического эклектицизма. Харт утверждает, что первичным источником систематической Э. п. был У. Джемс. Джемс занимает особое положение в истории психологии благодаря своей теории сознания, уделяющей внимание подсознательным процессам. В рамках формулировок Джемса психотер. становится практ. поиском условий, вызывающих индивидуальные изменения в сознательном функционировании. Функциональная Э. п. обеспечивает теорет. связь между поведенческим, гуманистически-экзистенциальным и психоаналитическим подходами к терапии. Харт выделяет 7 аспектов, общих для всех представителей функционального эклектицизма. 1. В центре внимания клинициста находится актуальный момент, причем особое значение придается пробелам в сознании. 2. Чувства считаются сознательными регуляторами поведения; регуляция достигается путем выражения чувств, а не одного только инсайта относительно эмоций. 3. Я-концепция и связанные с ней Я-образы всегда тщательно изучаются. 4. Произвольные выборы, планы действия, филос. и моральные соображения включаются в сферу терапии. 5. Модели роста и здоровья придается, по крайней мере, не меньшее значение, чем моделям психопатологии. 6. Сознательные, подсознательные и бессознательные процессы рассматриваются, но именно в таком порядке. 7. Предпочтение отдается прагматической установке на приемы терапии и использованию значительного разнообразия методик и стратегий. Примеры эклектических подходов. Программа тренинга соц. навыков, к-рую разраб. в госпитале Ливермор П. Трауэр, Б. Брайант и М. Аргайл, объединяет идеи и методы психодрамы, соц. психологии, теории коммуникации, лингвистики, психиатрии, эксперим. и клинической психологии. Они тж упоминают об особом влиянии на построение их программы таких авторов как Э. Берн, К. Роджерс, К. Юнг, З. Фрейд, Я. Л. Морено, а тж концепций когнитивно-поведенческой терапии и терапии средой. В качестве своей унифицированной модели они использовали образ психотерапевта как учителя, задачей к-рого яв-ся не только диагностика, выявление показаний и лечение отклонений, но и идентификация зон неудовлетворенности жизнью, постановка целей и обучение навыкам. Аналогичная эклектическая программа тренинга соц. навыков, в большей мере ориентированная на работу со здоровыми лицами, была описана Ф. Зимбардо, к-рый подчеркивал наряду с ценностью понимания застенчивости и ее причин важность совершения конкретных, доступных измерению, постепенных шагов к ее преодолению. В его программе для преодоления нежелательной застенчивости используются такие методы, как самотестирование, ведение личных дневников, релаксация, направленное воображение, разыгрывание ролей и участие в группах взаимопомощи. Иной тип эклектического подхода, осн. на мед. модели, описан Дж. Эверли и Р. Розенфельдом. Эти авторы предлагают комбинацию многоуровневого анализа реакции на стресс, куда входят биохимические, психофизиологические и психол. измерения с мультимодальным терапевтическим подходом, включающим воспитание у клиента чувства ответственности перед собой, обучение различным приемам релаксации, рекомендации по диете, фармакологическое лечение, методики биолог. обратной связи, гипноз и физ. упражнения. Заявленная ими цель - "представить уникальное и клинически полезное обсуждение вариантов выбора многочисленных и разнообразных терапевтических приемов". Иган предлагает эклектическую модель развития для консультантов или руководителей тренинговых групп (тренеров), к-рая охватывает специфические методики самоанализа и самоисследования клиента, методики интегративного понимания себя и методы фасилитации действий. Отличительной особенностью подхода Игана яв-ся то, что как клиенты, так и начинающие консультанты могут учиться, наблюдая за работой опытных специалистов и практикуясь под руководством супервизора. Из этих примеров становится ясно, что в разраб. полезных терапевтических программ может использоваться множество различных ролевых моделей (педагог, тренер, клиницист и консультант). См. также Консультирование, Эклектицизм, Функциональная психология, Психотерапия Дж. Харт

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006