ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Эго-психология
ego theory) - психодинамическая теория, которая делает акцент на роли Эго, считая его независимой силой.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ
Обобщенное обозначение любого подхода в психологии, в котором Я является центральным понятием, в соотношении с которым интерпретируются все другие события и процессы.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Эго психология
психология Эго, занимает как бы промежуточное место между инстинкт-теорией и объект-теорией. Ключевые ее понятия: «автономные функции Эго», «свободная от конфликта зона Эго», «десексуализация» и «деагрессификация».

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЭГО ПСИХОЛОГИЯ
1. В общем значении психология Эго или «Я» человека. Э.п. включает изучение структур и процессов, которые рассматриваются как связанные с личностью человека. 2. Общее название различных вариантов психоаналитических теорий, которые фокусируются на Эго и на его роли в развитии личности. См. психоанализ, Эго, Я.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Эго-психология
(персонологическая психотерапия) - направление психоанализа, представители которого считают, что наиболее важную и независимую роль в функционировании личности играет Я, которое осуществляет борьбу с влечениями, регулирует взаимоотношения личности со средой и при этом является автономным образованием с определенными структурами и защитными механизмами.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

Эго-психология
Ego psychology). Теоретический подход к личности, базирующийся на психоаналитической теории, однако развивающий новые направления и пути понимания поведения человека и новые линии научного поиска, берущие начало в теории Фрейда. В эго-психологии скорее эго (понимаемое как рациональность), чем ид, рассматривается в качестве фундамента человеческого поведения и функционирования.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

ЭГО ПСИХОЛОГИЯ
1. Вообще – психология эго. То есть исследование тех развивающихся структур и процессов, которые рассматриваются как располагающиеся в области эго; в особенности сюда включаются память, язык, рассуждение, принятие решений и другие, соотносящиеся с действительностью функции. 2. Обозначение тех вариаций психоаналитической теории, которые сосредоточиваются на эго и роли в развитии личности.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ
направление в западной психологии, исходящее из того, что «Я» («Эго») является ведущей силой внутреннего мира человека. Э.-п. рассматривает сублимацию психической энергии как предпосылку выполнения сознательных функций «Я». В отличие от взглядов З. Фрейда, рассматривающего инстинкты как доминирующую часть личности, Э.-п. считает, что ее «Эго» играет более важную и независимую роль, чем полагал З. Фрейд. Помимо борьбы с влечениями, «Эго» регулирует взаимоотношения личности со средой, выступая как относительно автономное образование. Ключевое для психоанализа понятие «конфликт» в Э.-п. заменяется понятием «диалог» индивида со средой, предполагающий первоначальную автономность «Эго». Среда или социум рассматривается в Э.-п. как ближайшее окружение индивида, а сам процесс развития «Эго» сводится к адаптации. Главные представители Э.-п. – А. Фрейд, Э. Гартман, Э. Эриксон.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ
эгопсихология) - одно из направлений психоанализа, сформированное под влиянием идей и трудов последователей З. Фрейда - его дочери А. Фрейд и Э. Гартмана; возникло как реакция на ортодоксальный фрейдизм. В отличие от последнего, рассматривающего инстинкты и влечения как доминирующую часть личности, эго-психология считает, что Я играет более важную и независимую роль,, чем полагал Фрейд. Главные представители эго-психологии - А. Фрейд, Э. Гартман и Э. Эриксон. Оно поставило в центр исследований проблемы человеческого Я. Основные идеи эго-психологии отрабатывались на материале детского психоанализа и исследований личностной проблематики. При изучении Я особое внимание уделяется вопросам развития и адаптации личности, автономии, свободы и особенностям функционирования Я, взаимодействия Я и влечений. С самого начала в эго-психологии развиваются две доминирующие версии. В версии А. Фрейд и ее последователей внимание акцентируется на изучении Я и его механизмов защитных. В версии Э. Гартмана и его последователей исследуются преимущественно вторичные функции Я - рациональное мышление, рациональные действия и прочие проблемы. Главная роль в формировании личности отводится человеческому Я, кое не просто служит Оно (как утверждал Фрейд), но отвечает за главное - за психическое здоровье личности, ее идентичность. Согласно Эриксону, идентичность - это чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Развитие личности рассматривается с позиций усиления Я и продвижения к идентичности. На пути интеграции Я личность проходит восемь стадий развития - от рождения до смерти; каждая стадия предстает как кризис, ставящий перед выбором в сторону усиления Я или его ослабления. Особенно принципиален для становления личности подростковый возраст. Сами стадии заданы генетически, но позитивное или негативное разрешение кризиса определяется особенностями взаимодействия личности с социумом. Помимо борьбы с влечениями, Я регулирует взаимоотношения личности со средой, выступая как относительно автономное образование, имеющее собственные структурные характеристики и собственную систему механизмов защитных (-> защита психологическая). При этом функции Я не зависят от влечений прямо. Ключевое для психоанализа понятие конфликта в эго-психологии заменяется понятием диалога индивида со средой, который предполагает первоначальную автономию Я. Среда или социум рассматриваются упрощенно, как ближайшее окружение индивида, а сам процесс развития Я сводится к адаптации. Социальные закономерности функционирования личности при таком подходе не учитываются.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
303.10 кб

Психологические аспекты политического эгоцентризма

Кирейчев Андрей Вячеславович
В статье автор провел теоретический анализ исследований эгоцентризма в психологии. Обосновал понятие политического эгоцентризма. Рассмотрел влияние психологических аспектов на возникновение политического эгоцентризма.
Читать PDF
131.06 кб

Парадигма аутентичной эгоидентификации в психологическом образовании

Гинецинский Владислав Ильич
В статье рассматриваются принципиальные моменты разработки образовательной программы, ориентированной на содействие формированию у субъекта аутентичной эгоидентификации.
Читать PDF
171.51 кб

ЭГОЦЕНТРИЗМ У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ВУЗЕ

Т. И. Пашукова
В статье рассматриваются проблемы адаптации студентов первого курса к обучению в вузе. Особое внимание обращается на социально-психологические проблемы адаптации.
Читать PDF
415.48 кб

Специфика социально-психологической адаптации от выраженности установки на альтруизм/эгоизм

Гайворонская Александра Александровна
Рассматривается результативная сторона социально-психологической адаптации студентов в зависимости от степени выраженности установки на альтруизм/эгоизм.