Эффективность лидерства

Найдено 1 определение:

Эффективность лидерства

leadership effectiveness) Под "лидерством" понимается способность вести за собой, руководить или управлять группой/организацией. Лидер может быть "стихийным" (emergent), т. е. неформально признанным или выбранным группой, либо формальным, назначенным орг-цией, к к-рой принадлежит данная группа. За свою короткую историю эмпирическое изучение проблемы лидерства прошло путь от наивного поиска универсальной магической лидерской черты или наилучшей стратегии поведения в отношении членов группы к более сложному представлению о том, что различные ситуации требуют различных типов лидерского поведения или лидерских качеств. Прекратив заниматься поисками лидерских черт, исследователи переключили свое внимание на изучение тех форм поведения и стилей управления, к-рые бы позволяли отличать эффективных лидеров от менее эффективных. Оригинальное и широко известное исслед. Левина, Липпитта и Уайта первым перенесло изучение лидерства в стены лаборатории, чтобы исследовать влияние различных форм поведения лидеров на их отношения с членами группы и привлечение сторонников. Они обнаружили, что демократический, сотрудничающий стиль лидерства привлекал к себе больше сторонников и удовлетворял членов группы в большей степени чем автократический или либеральный стили лидерства. Доминирующие теории и связанные с ними исслед. в период 1940-1960-х годов характеризовались тремя отличительными чертами: а) эти теории основывались на убеждении, что наилучшим методом лидерства яв-ся центрированный-на-работнике или ориентированный на отношения подход; б) они концентрировали свои исследовательские усилия на таких межличностных переменных как лидерские аттитюды, поведение и мотивация, в) они отводили второстепенную роль таким когнитивным переменным как лидерский интеллект, продуктивность в решении производственных задач и рабочие знания. Эта последняя т. зр., что когнитивные переменные не играют существенной роли, не разделялась практиками, к-рые должны были прогнозировать будущую продуктивность менеджеров или осуществлять рекомендации по продвижению и расстановке руководителей. В течение этого периода исследователи приступили к систематическому изучению форм поведения, к-рые ассоциировались с эффективным лидерством. Такое изучение привело к обнаружению двух важных "поведенческих факторов". Один фактор, получивший название "внимание", включал в себя социоэмоциональные, экспрессивные формы поведения, связанные с проявлением интереса и заботливого участия к мнениям, чувствам и благополучию подчиненных. Др. фактор, "структурирование" (structuring), включал в себя распределение ролей и задач среди членов группы, установку стандартов, оценку исполнения и фокусировку на производственных задачах. Ситуационная модель (contingent model). Эта теория классифицирует лидеров как мотивированных, гл. обр., либо потребностью выполнять возложенные на них задачи, либо потребностью в близких и доверительных отношениях с членами своей группы. Ситуация лидерства классифицируется как предоставляющая высокую, умеренную или низкую степень возможности реализации лидером власти, влияния и контроля. Ситуационный контроль определяет, по сути, вероятность того, что лидер окажется в состоянии добиться выполнения возложенной на него задачи. Ситуационный контроль зависит от того, в какой степени а) группа представляется надежной и оказывает свою поддержку, б) задача структурирована и ясна в отношении ее целей и метода решения, в) орг-ция предоставляет данному лидеру властные полномочия - законное право вознаграждать и наказывать. Эффективность лидеров зависит не только от личности самого лидера, но и от характеристик ситуации лидерства. Мотивированные задачей лидеры достигают наилучшего исполнения своих функций в ситуациях с высокой и низкой степенью контроля; мотивированные отношениями лидеры достигают наилучшего исполнения в ситуациях с умеренной степенью контроля. Эта ситуационная модель вызвала многочисленные дискуссии. Однако обширный обзор и метаанализ 127 опубликованных исследований, посвященных ее проверке, оказал ей безусловную поддержку. Эта теория повлекла за собой формулировку целого ряда неочевидных гипотез. Такой метод тренинга руководителей как "лидерское соответствие" (leader match), опирающийся на такую ситуационную модель, позволяет обучать лидеров изменению критических аспектов ситуации лидерства (напр., отношения лидера с членами группы, структурированность задачи и властные полномочия), с тем чтобы добиться лучшего соответствия ситуации их личности, а не пытаться изменять свою личность или основные формы поведения. В ряде хорошо контролируемых полевых экспериментов было показано, что данный метод обучения влечет за собой существенное повышение оценок исполнения лидерских функций. Теория "путь-цель" (Path - Goal Theory). Хаус разработал теорию, фокусирующуюся на взаимодействии между поведением и ситуацией лидерства. В ней утверждается, что лидер должен мотивировать подчиненного двумя способами: а) подчеркивая взаимосвязь между собственными потребностями подчиненного и целями (goals) орг-ции; б) разъясняя и облегчая путь (path), к-рый подчиненному надлежит избрать, чтобы достичь не только удовлетворения собственных потребностей, но и организационных, целей. Эта теория предсказывает, что структурирование поведения (напр., обучение, инструктирование, постановка целей) будет вызывать положительные эффекты, когда характер предстоящей работы не вполне ясен, и наоборот, отрицательные эффекты, когда обязанности четко определены. Поведение, характеризующееся вниманием к подчиненному (помощь, участие, забота) будет приносить благоприятные эффекты, когда предстоящая работа скучна или вызывает отвращение. Эмпирические исслед. оказали поддержку вытекающим из этой теории прогнозам в отношении удовлетворенности работников трудом и мотивации подчиненных; предсказания в отношении эффективности не получили столь же сильного подтверждения. Теория нормативных решений (Normative Decision Theory). Врум и Йеттон предложили модель, описывающую условия, при к-рых лидеры должны принимать решения автократически, после консультаций с членами группы или же предоставлять группе полную самостоятельность в выборе решения. Эта теория утверждает следующее: а) индивидуально принимаемые решения более эффективны с т. зр. временных затрат, чем групповые решения; б) подчиненные обнаруживают большую приверженность исполнению решения, если они участвуют в его формулировке; в) сложные и недостаточно определенные задачи требуют дополнительной информ. и консультаций для достижения качественных решений. При проверке положений этой теории использовались ретроспективные отчеты; для оценки прогностической валидности теории необходимы дальнейшие исслед. Транзактные теории (transactional theories) фокусируются на том, как стиль и поведение лидера взаимодействует с поведением и исполнением подчиненного. Холландер продемонстрировал, напр., что статус лидеров повышается пропорционально их вкладу в достижение групповых целей. Лидеры должны доказывать свою ценность, демонстрируя компетентность и приверженность групповым ценностям, что позволяет им впоследствии получать от группы "кредиты оригинальности" (idiosyncrasy credits). Эти кредиты позволяют лидеру отклоняться от принятых групповых норм и стандартов, смело устремляться в поиске новых, неизведанных путей, или получать прощение группы за незначительные проступки. Модель Граена показывает, что лидер будет устанавливать различные ролевые отношения с разными членами группы и что удовлетворительные обмены между лидером и членами группы будут способствовать улучшению отношений с лидером и удовлетворенности трудом, в противоположность неудовлетворительным обменам. Исследователи проблемы лидерства вновь обратились к изучению когнитивных процессов, на этот раз уделяя им гораздо более серьезное внимание. Исследуя формирование оценок лидеров, Грин и Митчел обнаружили, что лидеры оказывались более критичными к своим подчиненным, если их поведение имело чрезвычайно неблагоприятные последствия, чем в случаях, когда то же самое поведение не имело отрицательных последствий. Фидлер, Поттер, Зейс и Ноултон подвергли повторному изучению роль интеллектуальных способностей лидера и наличия релевантного опыта исполнительской деятельности. В серии своих исслед. они показали, что исследователи лидерства преждевременно сбросили со счетов роль интеллекта и профессиональных знаний и что эти важные переменные необходимо вновь вернуть в теорию лидерства. Еще одним важным направлением в этой области стало изучение влияния ключевых характеристик работы (job characteristics) и компонентов задачи на поведение и эффективность лидера и членов группы. См. также Лидерство и руководство, Стили лидерства, Тренинг руководителей Ф. Фидлер, м. М. Кемерс
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Модель эффективного руководителя в рамках концепции динамического лидерства

Симоненко Светлана Игоревна
Исследование, представленное в данной статье, посвящено вопросу эффективности лидерства в контексте изменяющейся социальной ситуации. В рамках исследования была создана общая модель компетенций «20 граней». Результаты сравнения этой модели с тремя популярными западными моделями лидерства показали, что, несмотря на очевидное сходство критериев успешности, некоторые из компетенций, критически важные для России, не являются востребованными за рубежом. Теоретический и анализ полученных нами данных позволили сформулировать динамическую концепцию лидерства, которая описывает эффективное лидерское поведение как функцию цели и социальной ситуации, представленной на макро-, мезои микроуровне.
Скачать PDF

Эффективное лидерство и эмоциональный интеллект, концепция развития

Тимофеев О. Н.
Проведен анализ исследований подтверждающих повышение значимости эмоционального интеллекта в субъект-субъектных отношениях современного постиндустриального общества, особенно для сложных социальных ситуаций. Приведены ситуативные стили эффективного лидерства, включающие эмоциональный интеллект. Исследована ментальность современной успешной личности, которая не разделяет мысли и чувства. Определена концепция развития эмоционального интеллекта, как гуманитарная составляющая триады наук входящих в понятие профессиональной компетентности.
Скачать PDF

Психология эффективного лидерства: современные исследования курских психологов

И.Н. Логвинов
В статье проанализированы современные исследования эффективного лидерства, проведенные представителями курской социально-психологической школы в рамках параметрической концепции малой группы. Особое внимание уделяется как личностным качествам молодежных эффективных лидеров, так и технологиям их формирования в специализированных молодежных центрах в условиях социального обучения.
Скачать PDF

Учет психотипов людей как резерв роста эффективности лидерствав инновационном бизнесе

Федорова Ф.Ш., Дещеревская Е.В.
В современном инновационно ориентированном бизнесе лидерство становится решающим условием эффективности и результативности любого проекта и процесса. Чтобы динамично производить тонкую настройку системы управления в организации, надо учитывать особенности тех, кто управляет, кем управляют и какими средствами достигаются поставленные задачи. В статье, в частности, анализируются сложности, возникающие в связи с необходимостью интеграции в инновационный бизнес так называемого поколения Y, имеющего существенно отличные от предыдущих поколений личностные предпочтения. Высказана гипотеза, что скрытым резервом раскрытия лидерского потенциала руководителя является учет психотипов как самого лидера, так и членов команды. Продуктивность такого подхода продемонстрирована с применением модели ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара и типологии личности А. Ю. Афанасьева. Проведенное исследование показало, как определение лидером своего психотипа способствует осознанию возможностей и проблем в применении различных стилей лидерства. В статье также рассмотрены примеры повышения качества коммуникаций и результативности решения поставленных задач при учете руководителем психотипов сотрудников, в том числе представителей поколения Y.
Скачать PDF

Лидерство как инструмент эффективного управления

Тайкова Л.В., Тайков С.М.
Рассматриваются вопросы, посвященные проблеме лидерства как механизма необходимого для эффективного управления организацией. Представлено междисциплинарное понимание феномена лидерства в рамках социологии, философии, политологии, педагогики и психологии. Выявлены сходства и отличия таких понятий, как лидер, руководитель, авторитет. Дано определение понятию «лидер организации». Проанализированы различные виды власти: законная власть; поощряющая власть; личная власть; принудительная власть; должностные властные полномочия. Представлены характерные черты эффективного лидера.
Скачать PDF

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО МОЛОДЕЖНОГО ЛИДЕРСТВА С ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

Беспалов Дмитрий Викторович, Селина Екатерина Вячеславовна
Анализируются пути исследования и формирования эффективного молодежного лидерства с гуманистической направленностью личности. Молодежный лидер рассматривается как «отражение» процессов, происходящих в группе, и пример для последователей. Описывается опыт работы Курской социально-психологической лаборатории по воспитанию молодежных лидеров (в частности, центра «Комсорг»). Сопоставляются результаты исследований лидерства в детских центрах и школе, устанавливаются особенности личности лидеров-организаторов и дезорганизаторов.
Скачать PDF

Сравнительный анализ мужского и женского политического лидерства

Бушуева Наталия Викторовна
Исследование гендерных особенностей в политике приобретает сегодня особую актуальность в связи с ростом общественной активности и представительства женщин в структурах власти. Статья содержит сравнительный анализ мужского и женского политического лидерства, позволяющий полнее представлять влияние фактора пола политического актора на политику.Research of gender specific features of politicians gets a special urgency in connection with increasing public activity and representation of women in power structures. The article contains the comparative analysis of male and female political leadership. It enables to realize influence of the factor of sex of political actor on policy.
Скачать PDF

Сущностные характеристики лидерства как социально-психологического феномена

Евтихов Олег Владимирович
В статье приведены краткие результаты анализа различных представлений о лидерстве и описаны сущностные характеристики лидерства как социально-психологического феномена.
Скачать PDF

Организационное лидерство как позиция и социальнопсихологический феномен

Евтихов Олег Владимирович, Антилогова Лариса Николаевна
В статье предпринята попытка рассмотрения проблемы организационного лидерства в позиционном и социальнопсихологическом контекстах и поиска точек их соприкосновения.
Скачать PDF

Теория военно-политического лидерства в древнекитайских трактатах

Евтихов Олег Владимирович
В статье рассматриваются результаты анализа переводов древнекитайских трактатов с целью выявления в них управленческих принципов военно-политического лидерства
Скачать PDF

Организационное лидерство в управленческой деятельности руководителя ОВД

Евтихов Олег Владимирович
В статье рассматривается проблема организационного лидерства в контексте управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел. Анализируется актуальность классических административных функций руководителя и управленческих функций организационного лидера в современных условиях преобразований в ОВД.
Скачать PDF

Тип эмоционального интеллекта лидера как фактор, влияющий на функциональный тип лидерства

Кравцова Анна Константиновна
В статье рассматриваются существующие концепции эмоционального интеллекта, выдвигается гипотеза о связи его и ордерных типов лидерства, описываются его различные типы, ставятся задачи по изменению организационной культуры посредством работы с компонентами эмоционального интеллекта лидера.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!