(Бэрон, Ричардсон, 2001) – один из аспектов социального научения, который заключается в том, что наблюдение безнаказанности насилия других людей приводит индивида к пересмотру ранее усвоенных им собственных ограничений агрессивного поведения. Этот эффект может увеличить вероятность проявления агрессивных действий со стороны такого наблюдателя (Cline, Croft & Courrier, 1973; Rule & Ferguson, 1986; Thomas, Horton, Lippincott & Drabman, 1977). Эффект снятия запретов – это когнитивный процесс, связанный с выработкой соответствующих убеждений, он тесно связан с десенсибилизацией агрессии, являясь одним из ее последствий.
Безусловно, эффект снятия запретов зависит также от того, насколько эти запреты личностно интегрированы. Вероятно, существует несколько уровней принятия подобных запретов:
- интернализованный, представленный в виде внутренних убеждений и установок, основанный на понимании ценности человеческой жизни, естественных прав личности и продиктованный совестью.
- интроецированный, то есть связанный с подавлением агрессивных тенденций в зависимости от того, наказуемо ли данное поведение, присуще ли оно другим индивидам и проч.
- диссоциированный, когда запреты на агрессию слабо или никак не интегрированы.
Можно, повидимому, утверждать, что эффект снятия запретов в большей степени будет присущ индивидам с интроецированным и диссоциированным уровнем запретов на агрессию.
См. также десенсибилизация агрессии, изменение индивидуального образа реальности , когда под наблюдением безнаказанного агрессивного поведения других индивид приходит