ЕДИНСТВО СОЗНАНИЯ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКТИВНОСТИ ПРИНЦИП
ЕДИНСТВО СОЗНАНИЯ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКТИВНОСТИ ПРИНЦИП
принцип субстанционального подхода в психологии, термин сформулирован выд. отеч. псих. С-Рубинштейном в 30-х годах XX века; согласно его концепции психика и сознание индивида и проявляются экспрессивно-продуктивно в самой деятельности и организуют-конституируют тем самым органическое целое, единство; деятельность, активность и сознание едины, по Рубинштейну, но не тождественны; деятельность не является суммацией рефлекторно-импульсивных реакций на внешние стимулы-раздражители, потому что контролируется-регулируется сознанием, а сознание рассматривается, как реальность-достоверность, кот. дана индивиду непосредственно в актах его самонаблюдения, актах, продуцирующих интроспективно-гностические модели; само сознание необходимо, по Рубинштейну, познавать лишь через модели субъект-объектных корреляций, а также через деятельность-активность индивида, в процессе коих, само сознание, таким образом, эволюционизируется-тектонизируется-формируется; интроспективную концепцию сознания, предложенную Рубинштейном, критиковал другой выд. отеч. псих. А. Леонтьев, кот. считал, что концепция проблемы единства сознания и деятельности, характеризуемая-представленная-аксиологизированная Рубинштейном несколько непродуктивна, редуцировано-дихотомична, а сама же деятельность, Рубинштейном понимается лишь, как экстероактивность индивида, кот. он сам аксиоматизировал-канонизировал, исключив, таким образом, интропсихические феномены, как конститутивы-модели дополнительного порядка, к актоповеденческим реакциям-моделе-активациям индивида; сам же Леонтьев предложил иной подход к данной проблеме, по его мнению, сознание и психика индивида «живет-бытийствует»в самой деятельности, кот. в свою очередь составляет их макро-и микросубстанцию, а сами эйдетические модели являются «накопленным движением», свернутыми действиями, кои были вначале развернутыми-экстерьерными-внешними; таким образом, сознание, по Леонтьеву, не только проявляется и формируется в деятельности и активности индивида, но оно в встроено-включено как отдельная единица-психоконструкт, составляющая реальности, «встроенной»в сам контекст-конструкцию деятельности, и суммационно-неразрывно связана с самой активностью индивида; один из последователей Леонтьева, П. Гальперин, концептоизировал некоторые постулаты автора раб. «Личность, Деятельность, Сознание»и дефиницировал психические процессы в качестве ориентировочной деятельности, кот. апплицируется-суммируется-атрибутируется с внешне-предметной деятельностью, а также может сама считаться экстероизированной, потому что ориентировка, ориентация осуществляется экстеродвигательным образом; и в том случае, когда она становится имманентной, то она эксплицируется, по Гальперину, как деятельность с объектами, предметами экстерьерного континуума, а значит, не стоит противопоставлять, в герменевтизации, моделировании, конституировании, акты интродеятельности актам экстеродеятельности; реальной противоположностью является антитезность-противоположность процессов деятельности, процессов ориентации, ментальных актов самим эйдетическо-модельным конструкциям-образам, как эксплицировал сам Леонтьев—как «остановленного на мгновение, накопленного процесса», т.е. в понимании ученого, инструментально-результирующей модели самого процесса; исследования псих. показали, что модусы-разработки Е.с.д.а.п. могут быть активными составляющими психического процесса в различных видах деятельности, созидания, активности индивида и трансформировать результируемо-экспрессивные факторы его индивидуально-ситуативных или же конечных целей-задач; известно, что, например, в сценарие-сюжетно-ролевой игре, являющейся ведущей деятельностью для подростков со-временного общества, сами подростки детектороизируют-обнаруживают повышенную способность к запоминанию какого-либо материала, объема информации, чем, например, в условиях общения-контакта с экспериментатором в спецлаборатории, где они выступают в качестве испытуемых.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.