Единство мышления и речи, общения и познания

Найдено 1 определение:

Единство мышления и речи, общения и познания

При изучении процессов О. многие его составляющие и компоненты, как правило, выступают рядоположно с мн. др. психич. процессами. Однако в широком теорет. контексте возможно рационально вписать процессы О. в целостную функц. систему психики как одну из ее необходимых подсистем наряду с др. осн. подсистемами. В работах Н. И. Чуприковой развивается идея, что целостная функц. система психики может быть теоретически выстроена, если взять за основу сложившееся в отеч. психологии понимание психики как отражения действительности и регуляции на этой основе поведения и деятельности и ответить на вопрос: что должно быть отражено в психике, что должно быть представлено в ней, чтобы поведение было адекватно внеш. и внутр. условиям, а деятельность успешной? Для успешности поведения и деятельности в психике должны быть представлены: 1) отраженная наличная предметная действительность, существующая в данном пространстве в данный момент времени; 2) события, могущие иметь место в будущем и имеющие место в пространстве за пределами его непосредственной данности. 1) и 2) - это познавательные процессы, к-рые образуют когнитивную подсистему психики, включающую ощущение и восприятие, опережающее отражение действительности (в форме разного рода антиципаций и экстраполяций), воображение, мышление. 3). Должны быть отражены нужды собственного организма и личности (это потребностно-мотивационная подсистема психики). 4) В прямой чувственной форме должно быть отражено значение для организма и личности (положительное и отрицательное) тех или иных внеш. факторов, собственных внутр. состояний, а также результатов взаимодействия организма и личности со средой - природной и социальной (это эмоции и чувства, образующие эмоциональную подсистему психики). 5) Надо учитывать весь прошлый опыт отражения и регуляции поведения (подсистема памяти). Также для успешности в психике человека должны быть представлены и сведения о том, как отражена действительность в психике др. людей: что они ощущают и воспринимают в данный момент, что они знают и понимают, о чем думают, что и как предвидят, что чувствуют и помнят, каковы их потребности. Без постоянного учета этих сведений адекватное внеш. условиям поведение и успешная деятельность невозможны. Вместе с тем каждый человек, если он хочет, чтобы поведение и деятельность др. людей были как-то согласованы с его собственным видением мира, собственными чувствами и потребностями, должен передавать им данные содержания своей психики. Это 6-я подсистема психики - подсистема передачи сведений о содержании и состояниях своей психики др. людям и приема соответствующих сведений с их стороны - это коммуникативная подсистемой или подсистема О. Она включает в себя все вербально-речевые процессы и процессы невербальной коммуникации. Благодаря ей каждому человеку становятся в большей или меньшей степени доступными результаты отражательной психич. деятельности др. людей. С теорет. т. зр., человек должен иметь сведения о содержании всех подсистем психики др. людей, а также сообщать им о содержании и состояниях всех без исключения собственных психол. подсистем. Т. о., удается рационально теоретически непротиворечиво встроить коммуникативные процессы О., включая весь необходимый для этого инструментарий (невербальные средства, словесные и мн. др. искусств. знаки), в общую целостную функц. систему психич. отражения и регуляции поведения и деятельности. Как и все др. подсистемы, коммуникативная подсистема О. коренится в самих истоках жизни. Поскольку жизнь отдельных особей, как правило, протекает в составе более или менее крупных популяций, обмен информацией между особями об их внутр. состояниях и о результатах встреч со средой - необходимое условие жизни популяции и каждой отдельной особи. Такой обмен информацией существует уже у простейших, не говоря уже о насекомых, птицах, приматах. При этом чем сложнее становится психика и поведение, тем более сложные формы приобретают коммуникативные процессы и их средства. Для завершенности к уже упомянутым 6 подсистемам функц. системы психики надо добавить еще 2 подсистемы, содержание к-рых также должно становиться предметом коммуникации: это 7-я, центральная, интеграционно-волевая подсистема, где интегрируются сведения, поступающие из всех 6 подсистем, где происходит синтез этих сведений, идут процессы принятия решений, происходит выработка целей и программ поведения; и 8-я, активационно-энергетическая подсистема, к-рая обеспечивает необходимый энергетико-активационный уровень работы всех др. подсистем, включая интеграционно-волевую. При этом важно учесть, что чем с более трудными задачами и ситуациями сталкивается человек, чем больше требований предъявляется к целостной функц. системе его психики, тем в большей степени (не обязательно линейно и, конечно, до опр. индивидуально обусловленного предела) включается ее активационно-энергетическая подсистема. Конкретное изучение процессов О. в составе конкретных целостных функц. систем психич. регуляции поведения и деятельности могут составить задачу будущих исследований. Лит.: Чуприкова Н. И. Теория отражения, психическая реальность и психол. наука // Методология и история психол. 2006. Т. I; Она же. Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности // Вопр. психологии. 2007. № 3; Она же. На пути к формированию единой теории психических процессов и личности // Теоретическое наследие Л. М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов / Под ред. М. А. Холодной и М. В. Осориной. СПб., 2008. Н. И. Чуприкова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Рефлексия в общении как условие социализации дошкольников с общим недоразвитием речи

Амвросова Ольга Айваровна, Леханова Ольга Леонидовна
В статье представлен краткий анализ литературных источников по теме исследования, раскрывается актуальность изучения рефлексии в общении у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР); уточняются сущностные характеристики основных понятий и категорий.
Скачать PDF

Смысловая теория мышления в трансспективе становления психологического познания: эпистемологический

Клочко Виталий Евгеньевич
Смысловая теория мышления О.К. Тихомирова рассматривается в статье как эпистемологический феномен, уникальность которого заключается в том, что в своем развитии теория смогла последовательно ассимилировать все три идеала рациональности, т.е. подняться от классического мышления к неклассическому, а от него к пост-неклассическому. Утверждается, что применение трансспективного анализа позволяет на примере становления конкретной теории объективировать источники, обусловливающие «парадигмальные сдвиги» в психологической науке, их сопряженность с объективными тенденциями развития научного познания. На конкретных примерах показано, каким образом теория вынужденно фальсифицирует себя, производя факты, объяснение которых предполагает необходимость выхода теории на новый уровень своей системной организации. Соответственно возрастает и уровень системности профессионально-психологического мышления.
Скачать PDF

Высшие рефлексивные и духовные способности как основа межличностного познания и общения

Ожиганова Галина Валентиновна
В статье рассматриваются рефлексивные и духовные способности, дается их определение, отмечается их взаимосвязь и важная роль в процессах межличностного познания и общения. Проводится систематизация и обобщение современных исследований, посвященных этой теме.
Скачать PDF

Познание в структуре общения

Барабанщиков В.А.
Обсуждаются содержание и тенденции развития коммуникативного похода к исследованию познавательных процессов. Рассматриваются его теоретико-методологические и эмпирические основания, формы организации, взаимосвязь с психологической теорией и практикой. Подчеркивается роль коммуникативного подхода в изменении представлений о природе и сущности познавательных процессов человека.
Скачать PDF

О конференции «Современная психология мышления: смысл в познании»

Гордеева Ольга Владимировна
About the conference «The contemporary psychology of thinking: the meaning in the cognition»
Скачать PDF

Проблемы мышления и речи

Бутолин С.Г.
Скачать PDF

Структура мышления как основа познания

Баранова Л.В.
Скачать PDF

Межличностное познание и понимание в общении

Алёшкин Николай Иванович
В статье проводится сравнительный анализ понятий, которые используются при исследовании межличностного познания и понимания в общении. Отмечается, что понятие «социальный интеллект» характеризуется неоднозначностью и основывается на расширительной трактовке интеллекта как высшей формы адаптации. Однако традиционно интеллект трактуется как ментальная активность субъекта. Такой подход используется в большинстве эмпирических исследований по психологии интеллекта, и во многих психодиагностических методиках на интеллект. Для межличностного познания необходимо, чтобы познающий субъект занимал не созерцательную и монологическую, а интерактивную и диалогическую позицию. Межличностное познание целесообразно рассматривать как систему когнитивно-эмоционально-поведенческих координаций, посредством которых на основе активной обратной связи достигается понимание познающим субъектом познаваемого.
Скачать PDF

Половозрастные и гендерные особенности процесса общения: явление перебивания речи собеседника (обзор

Грошев И.В., Щербак А.А.
В статье рассматривается проблема общения через призму половозрастных и тендерных особенностей. Приводятся результаты многих исследований, подтверждающих наличие факта перебивания в процессе общения, в том числе детерминированных половой принадлежностью коммуникантов. Отмечается влияние на частоту перебивания возраста, а также степени фемининности и маскулинности. Делается вывод о перспективности исследований данного направления процесса общения.
Скачать PDF

Исследование понятийного мышления в общении, опосредствованном компьютером

Бабанин Л.Н., Нафтульев А.И.
Анализируется психологические представления о понятии как структурном компоненте понятийного мышления. Обосновывается, что словесное значение является не статическим образованием, а динамическим: лексическое значение есть процесс его построения. Предлагается под понятием понимать структурный компонент значения экспериментального исследования. Разработан сценарий работы с понятием на основе метода определения понятия. Этот сценарий включает в себя производство первичных определений (суждений о понятии), производство оригинальных определений, анализ данных определений и производство уточняющих определений. Достоинством методики является возможность ее реализации как человеком-экспериментатором, так и компьютером. В проведенном исследовании, апробирующем методику, анализировалась специфика понятийного мышления в общении, опосредствованном компьютером, по сравнению с непосредственным общением с экспериментатором. Слова, используемые в психологическом эксперименте, подобраны с помощью Словаря ассоциативных норм русского языка и Словаря русского языка. В эксперименте приняло участие около 120 испытуемых. При анализе учитывалось число определений, количество признаков определяемого слова, изменение состава признаков, вариации предметной отнесенности слова. В результате исследования получено, что при опосредствовании компьютером понятийное мышление направлено на отработку определений одного содержания, оно относительно одноплановое, в то время как в диалоге с экспериментатором оно связано с анализом различных содержаний, т.е. более многоплановое. Установлен новый феномен понятийного мышления вариативность понятийного компонента словесного значения в зависимости от условий деятельности.
Скачать PDF

Связь мышления и общения в контексте психологии как практикоориентированной науки

Курбанова А.Т.
В статье представлена теоретическая концепция и экспериментальная методика изучения преобразующего воздействия на классификационное мышление взрослых за счёт его связи-единства с общением. Подобный подход отвечает принципам практикоориентированной психологической науки, изучающей возможности оказания воздействия с целью совершенствования.Connection of thinking and communication in the context of psychology as a science oriented on practice.The article presents a theoretical concept and an experimental method of learning the transformative impact on the classificative adult thinking by its connection-unity with communication. This approach is based on principles of psychological science oriented on practice which studies the possibilities of influence with the purpose of improvement.
Скачать PDF

Общение и познание людьми друг друга в трудах А. А. Бодалёва: современный взгляд на фундаментальные

Лабунская В.А.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: