ЕДИНСТВО ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ
ценностно-ориентационное единство
массовидное явление, производное от ценностной ориентации личности данного коллектива; ЦОЕ – степень совпадения мнений, суждений, позиций, убеждений членов коллектива. ЦОЕ – основной критерий уровней сплочения коллектива и активности – страт (метод стратометрии).
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО
(ЦОЕ)— термин и его аббревиатура введены в психологию А. В. Петровским как массовидное явление, производное от ценностной ориентации личности данного коллектива и являющееся основным критерием наличия коллектива и уровней его сплоченности и активности — страт. Отсюда — метод стратометрии для оценки ЦОЕ.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ЕДИНСТВО ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ
социально-психологическая характеристика групповой сплоченности, предложенная в стратометрической концепции коллектива вместо сплоченности, определяемой по взаимным социометрическим выборам (индексу социометрической групповой сплоченности). См. коллектив, коллектива концепция стратометрическая, социометрия, сплоченность групповая.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО
сходство мнений, оценок, позиций членов группы по поводу значимых для совместной деятельности событий, фактов, людей и т. п. Ценностно-ориентационное единство группы является интегральным показателем групповой сплоченности, отражающим степень совпадения мнений, оценок, позиций и установок членов группы по отношению к объектам и целям, наиболее значимым для группы в целом.
ЕДИНСТВО ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ
один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, особенно значимым для группы в целом. Показателем единства служит частота совпадений позиций членов группы в отношении значимых для нее объектов оценивания. Высокая степень единства ценностно-ориентационного выступает важным источником интенсификации общения внутригруппового и повышения эффективности деятельности совместной. Оно не приводит к нивелировке личности в группе, не препятствуя разнообразию вкусов, интересов и привычек ее членов. Оно не предполагает и обязательного совпадения в понимании способов достижения общих целей. Единство ценностно-ориентационное в коллективе как группе высокого уровня развития - это сближение подходов к целям и задачам деятельности совместной, ориентированное на нравственно оправданные ценности. В рамках концепции стратометрической разработаны методики получения его эмпирических показателей, позволяющие сравнивать различные группы.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО
моральное и социально-психологическое состояние общественного (корпоративного) сознания, когда осознается общность взглядов на основополагающие ценности определенным сообществом. Ц.– о. е. предполагает рассмотрение нескольких составляющих: ценностей как основы и объекта стремлений (ориентаций) субъектов, единства как цели и результата стремления определенного коллектива (сообщества), ориентаций как механизма (или его элемента) приближения к цели. В обществе Ц.– о. е. имеет следующие признаки: а) признание населением (коллективом, корпорацией) общих ценностей; б) согласованность мнений об общем и особенном в восприятии ценностей; в) целостность общественного сознания; г) общее представление о целях, перспективе общества; д) устойчивые взаимосвязи значительного числа людей в сообществе, авторитетность социальных норм, чувство ответственности членов перед сообществом (Д. Б. Икрамов, В. М. Капицин, 2003). Ц.– о. е. коллектива, общества оказывает прямое влияние на конфликтность взаимоотношений в социуме. Степень Ц.– о. е. и его динамика позволяют прогнозировать конфликты. Сознательная работа руководителей социума по повышению Ц.– о. е. способствует не только профилактике конфликтов, но и повышению качества деятельности организации, общества. Ядром Ц.– о. е. выступают нравственные, а не профессиональные ценности.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009