ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

единства сознания и деятельности принцип

утверждение неразрывной генетической и функциональной связи сознания и деятельности. Входит в число фундаментальных философско-методологических принципов отечественной психологической науки.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Принцип единства сознания и деятельности
Автор. С.Л.Рубинштейн (1930-е гг.).
Категория. Один из основных принципов деятельностного подхода в психологии.
Специфика. В его контексте деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
сформулирован С.Л.Рубинштейном в начале тридцатых годов на основе раскрытия методологической роли в психологии философской категории деятельности. Е. с. д. п. впервые представил полученные во всей мировой психологии многочисленные данные, проблемы, направления исследований как обобщенные и внутренние взаимосвязанные. На основе этого принципа дается определение психики и сознания как единства знания и переживания, отражения и отношения, идеального и экзистенциально- онтологического. Однако единство сознания и деятельности не является их тождеством, их взаимосвязь реализуется на основе их качественного своеобразия; деятельность представляет собой ре- ально-практический способ связи человека и его сознания с миром, выход в действительность, тогда как сознание - идеальный. Роль сознания проявляется в регуляции деятельности, а она представляет собой реальное онтологическое социальное качество бытия человека. Для Рубинштейна важнейшей была проблема взаимопереходов сознания и деятельности, которая существует только тогда, когда признается, что каждая составляющая имеет свою специфическую качественную определенность. Сознание обладает своей специфической активностью, проявляющейся в познании, понимании мира, самоопределении в нем личности и регуляции ее деятельности. Можно говорить, что сознание не только отражение мира, но и выражение отношения к нему субъекта. Согласно Рубинштейну, сознание репрезентирует индивиду в настоящем времени все то, что имело место в любом другом времени и пространстве. Сознание как идеальное способно строить модели, конструкты, интегрирующие специфическое субъективное смысловое время и пространство. Субъективность - вторая важнейшая характеристика сознания проявляется в его ценностном характере, в способности переживания, выражения своего отношения к миру, выборе.
Связь сознания и деятельности постулируется положением: «сознание (и личность - добавим мы сегодня) проявляется и развивается в деятельности». Эта связь носит двусторонний характер: в деятельности реализуются цели, мотивы, устремления, притязания субъекта и его способности (что Д.Н.Узнадзе обозначил термином «объективация») и одновременно происходит обратное влияние реализованных возможностей субъекта на его сознание, способности, их дальнейшее развитие.

Источник: Акмеологический словарь.

ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Сформулирован в 1934-1940 гг. С. Л. Рубинштейном в след. форме: "Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание - не 2 в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое - не тождество, но единство". При этом и сознание, и деятельность понимается иначе, чем в интроспективной и бихевиористской традициях. Деятельность не является совокупностью рефлекторных и импульсивных внешних реакций на внешние стимулы, поскольку регулируется сознанием и раскрывает его. Сознание рассматривается как реальность, не данная субъекту непосредственно, в его самонаблюдении: оно м. б. познано лишь через систему субъективных отношений, в т. ч. через деятельность субъекта, в процессе которой сознание формируется и развивается.
Данный принцип разрабатывался эмпирически в обоих вариантах деятельностного подхода, однако между ними существовали различия в понимании характера этого единства. А. Н. Леонтьев считал, что решение Рубинштейном проблемы единства сознания и деятельности не выходит за рамки старой раскритикованной им же самим дихотомии психического, понимамого как "явления" и переживания, и деятельности, понимаемой как внешняя активность, и в этом смысле такое единство лишь постулируется. Леонтьев предложил иное решение проблемы: психика, сознание "живет" в деятельности, которая составляет их "субстанцию"; сознание как образ является "накопленным движением", т. е. свернутыми действиями, бывшими вначале вполне развернутыми и "внешними", т. е. сознание не просто "проявляется и формируется" в деятельности как отдельная реальность - оно "встроено" в деятельность и неразрывно с ней.
Развивая идеи Леонтьева, П. Я. Гальперин рассматривал психику как ориентировочную деятельность, которая неотторжима от собственно "внешней" предметной деятельности, сама может считаться "внешней" в том смысле, что ориентировка осуществляется "внешнедвигательным образом", и, даже когда она становится "внутренней", это деятельность с предметами внешнего мира; и поэтому нельзя, строго говоря, противопоставлять психическое как внутреннее деятельности как внешнему. Действительная противоположность, по Леонтьеву, - противоположность процесса (деятельности, ориентировки, умственных действий и т. п.) и образа (как "накопленного", "остановленного на мгновение" процесса, как результативного выражения процесса). (Ср. Восприятие.)
Результатами конкретно-эмпирической разработки Е. с. и д. п. являются весьма красивые исследования, доказывающие, что включение того или иного психического процесса в различные виды деятельности меняет его результативность и др. свойства: напр., в сюжетно-ролевой игре, являющейся ведущей деятельностью для дошкольников современного общества, дети обнаруживают гораздо большую способность к запоминанию к.-л. материала, нежели в условиях общения с экспериментатором в лаборатории; амплитуда движений раненой руки существенно меняется от степени осмысленности деятельности для испытуемого (в значимой для субъекта трудовой или спортивной деятельности восстановление системы движений идет намного быстрее, нежели в условиях простых механических упражнений); включение в совместную деятельность с др. людьми зачастую кардинально меняет сложившееся к тому времени к ним отношение и т. п. (Е. Е. Соколова.)
Добавление: Е. с. и д. п. есть не вполне законное расширение результатов исследования развития сознания и деятельности в онтогенезе на всю человеческую жизнь. На самом деле, сознание уже к подростковому возрасту автономизируется от деятельности, и начинается интенсивная работа подростка по самоопределению.
Подобное расширение вызвано идеологическими причинами, необходимостью следования марксистско-ленинским догмам: "бытие определяет сознание", "сознание вторично" и т. п. Сов. психологи были вынуждены не отпускать свое сознание с короткого поводка деятельности. Для человека типична асимметрия сознания и деятельности. Фихте писал, что человек формирует деятельности и их органы, "душой и сознанием намеченные". Л. С. Выготский утверждал, что высшие психические функции источником своего происхождения имеют сознание. Сознание, как и его субъект, есть часть действительного бытия, - писал Г. Г. Шпет. Согласно М. М. Бахтину, сознание и мышление участны в бытии. М. К. Мамардашвили настаивал на существовании единого континуума бытия-сознания. Трактовка сознания как продукта деятельности есть упрощение действительного положения и ограничение свободы сознания по отношению к возможному пространству деятельностей. См. Деятельность как методологическая проблема психологии. (В. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004