ДВОЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ

Найдено 2 определения термина ДВОЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ДВОЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ

Термин, введенный Грегори Бейтсоном для характеристики ситуации, в которую попадает человек, получающий противоречивые послания от другого, влиятельного человека. Классический пример – тот, который, как полагал Бейтсон, может лежать в основе аутизма и/ или шизофрении: ситуация ребенка, который конфронтирует с родителем, испытывающим трудности в поддержании близких нежных отношений, но не может признать такие чувства. В коммуникации родитель выражает отчуждение и холодность, когда ребенок приближается к нему, а затем старается сблизиться с ребенком, выражая показную любовь, когда ребенка уже оттолкнула его холодность. Ребенок, таким образом, попадает под "двойное принуждение", ни одна модель поведения не может оказаться удовлетворительной, и все предположения о том, что ему следует делать, будут опровергнуты.
Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Двойное принуждение

термин Г. Бейтсона, характеризует ситуацию, в которой индивид получает противоречивые послания от другого, влиятельного человека. Г.Бейтсон, согласно психогенетической теории шизофрении, полагает, что оно может лежать в основе детского аутизма и/или шизофрении. Например, родитель выражает отчуждение и холодность, когда ребенок приближается к нему, а затем, уже оттолкнув его, старается с ним сблизиться, выражая свою показную любовь. Тем самым ребенок лишается возможности понять, какие модели поведения ему следует принять.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 6

Компаративный анализ материала «двойного» эксперимента: количественный аспект

Горбова Елена Викторовна
В статье в сопоставительном плане анализируются количественные результаты (психо)лингвистического эксперимента по заполнению лакун видовременными формами (ВВГФ) испанского и русского глагола. Поскольку материал эксперимента представляет собой параллельный корпус фрагментов художественных текстов, рассматривается обусловленность выбора информантами ВВГФ идентичным контекстом. Также сопоставляется стратегия выбора русской ВВГФ информантом в условиях работы исключительно с русским текстом, с одной стороны, и в условиях обращения к испанскому оригиналу, т. е. при решении переводческой задачи с другой. Проведенный компаративно-количественный анализ полученного материала выявил в решениях информантов-носителей испанского и русского языков наличие идентичной односторонней корреляции между низкой степенью «угадывания» информантами авторской ВВГФ и «неминимальным» количеством комбинаций, предложенных для заполнения лакуны ВВГФ.
Скачать PDF

Изучение памяти методом двойной стимуляции

Мельникова Наталья Николаевна, Полев Дмитрий Михайлович
В статье описывается методика МДС, предназначенная для изучения уровня функционирования памяти через оценку глубины обработки информации при запоминании и основанная на процедуре исследования опосредованного запоминания Л.С. Выготского А.Н. Леонтьева. Предлагается классификация ассоциативных связей, используемых при запоминании, соответствующая трём уровням обработки информации, описанным в теории Ф. Крэйка и Р. Локхарта. Приводятся сведения о разработке и психометрической проверке методики МДС.
Скачать PDF

Проблемы обучения одаренных детей и феномен двойной исключительности в общеобразовательной школе

Николаева Е.И., Буркова С.А., Казначеева Н.Б.
В работе обсуждается феномен двойной исключительности, состоящий в том, что ребенок одновременно имеет характеристики одаренности и заболевания, ухудшающего процесс обучения. Обучение такого ребенка требует от учителя, с одной стороны, развития одаренности в конкретной области, с другой коррекции особенностей, усложняющих процесс обучения. В эту группу чаще всего попадают леворукие дети, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Обсуждается проблема поддержки таких детей.
Скачать PDF

Принуждение, транслируемые образы и нормы как социально-психологические феномены власти в современны

Прилукова Екатерина Григорьевна
Рассмотрен феномен власти как деятельность социальных институтов и учреждений, контролирующих социально-психологическое функционирование индивида и являющихся, в свою очередь, инструментом и техникой осуществления власти в обществе. Описаны примеры отказа власти от осуществления принуждения насильственными способами и перехода к «мягким» в случае проявления свободы индивида в сочетании с его ведомой ролью. Представлено понимание, что фундаментом власти управления является категория нормы, т. е. представление о должном, задаваемом в обществе, в том числе средствами массовой коммуникации и информации.
Скачать PDF

Бытие, сверхсознание и социальное принуждение

Хало Павел Владимирович, Лапшина Ирина Владимировна, Алексеева Анна Владимировна
В статье рассматривается проблема бытия, которая из разряда узкой и абстрактно-философской переходит в разряд первоочередной и общечеловеческой. В настоящее время необходима такая научная концепция бытия, которая бы смогла сплотить большинство человечества, невзирая на религиозные и расовые предрассудки, объединив различные философские школы и направления. Проблема различных подходов к бытию, по мнению автора статьи, лежит в принципиально разных состояниях сознания, характерных для той или иной философской школы, а также той или иной религиозной концепции.
Скачать PDF

Характеристика позиций взаимодействия как форм выражения ценностей принуждения или ненасилия

Маралов Владимир Георгиевич, Ситаров Вячеслав Алексеевич
Статья посвящена проблеме соотнесения ценностей принуждения или ненасилия с позициями взаимодействия. Актуальность ее обусловлена значимостью выявления механизмов влияния ценностных ориентаций на поведение человека, его отношения с другими людьми, что дает возможность создавать психолого-педагогические условия для формирования ценностных ориентаций и гуманистической направленности личности. Дается характеристика насилия и ненасилия как общечеловеческих ценностей. Выдвигается предположение о том, что в качестве логического основания для выделения позиций взаимодействия могут выступать, с одной стороны, принятие или непринятие ценностей принуждения или ненасилия, с другой уровень активности или пассивности субъекта взаимодействия. В результате теоретического анализа выделяются и описываются четыре позиции. Позиция принуждения имеет варианты: эгоистический, эгоцентрический и псевдоальтруистический. Манипулятивная позиция в прямой и косвенной форме и как ее вариант «ханжеская» позиция» (позиция двуличия). Также рассматриваются позиция ненасилия и позиция смирения с ее вариантами альтруистической позицией и позицией невмешательства. Дается характеристика структурных компонентов каждой позиции: мотивационно-ценностного, когнитивного, эмоционального и поведенческого. Осуществлен анализ различных точек зрения на проблему оправданности применения принуждения или ненасилия. Приводятся аргументы в пользу целесообразности позиции ненасилия как формы взаимодействия. Ее преимущества состоят в гибкости поведения, проявляющегося в выборе таких средств взаимодействия, которые несут в себе наименьший заряд принуждения. Результаты исследования могут быть использованы в процессе практической деятельности по формированию гуманистической направленности личности.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!