Двойная связь

Найдено 6 определений термина Двойная связь

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Двойная связь (double bind)

Тупиковая ситуация, когда индивид получает на разных уровнях коммуникации два противоречивых сообщения от одного и того же лица, причем ни на одно из них нет возможности адекватно отреагировать.

Оцените определение:

Источник: Д.Браун, Д.Кристенсен. Теория и практика семейной психотерапии. Глоссарий к книге, 2007 г

Двойная связь

double bind) Понятие Д. с. характеризует устойчивый стиль коммуникации, ставящий ее жертву в тяжелое, мучительное и "безнадежное" положение. Это происходит потому, что, во-первых, на разных уровнях коммуникации предъявляются различные, противоречащие друг другу требования, а во-вторых, жертва лишена возможности выражать свое отношение к Д. с. или самоустраниться от взаимодействия. Поскольку впервые Д. с. была выявлена во взаимоотношениях взрослых, больных шизофренией, со своими семьями, считалось, что она имеет причинно-следственную связь с шизофренией, лишая больных способности получать в результате коммуникации ясные по смыслу сообщения и принимать участие в соц. взаимодействиях. Группа клиницистов и ученых под руководством Бейтсона впервые применила теорию коммуникации в области охраны психич. здоровья, в частности для семейной психотер. Данная работа подтвердила наличие процессов гомеостаза и поддержания стабильности, действующих как в рамках семьи, так и во внутренней среде индивидуума, регулирующих функционирование и способствующих сохранению их жизнеспособности. В семьях эту функцию выполняет коммуникация. Один единственный сложный коммуникативный акт может содержать множество сообщений, относящихся к различным логическим типам, по Бертрану Расселу, и часто включает разные модальности, к-рые могут противоречить друг другу или подкреплять друг друга. Агрессивный смысл сообщения можно смягчить, напр., соотв. движениями, позой или тоном, выражающими, что "все происходящее - шутка". Более того, смысл сообщения может сильно зависеть от окружающей обстановки или опыта прошлого взаимодействия участников коммуникации. Коммуникационный подход подразумевает, что каждое вступление сторон в коммуникацию включает сообщение, предлагающее или подтверждающее тот или иной характер взаимодействия, а тж ответное сообщение, в к-ром данный характер взаимодействия может быть принят, модифицирован или отвергнут. Яростные перепалки подростков со своими родителями зачастую не имеют ничего общего с явным содержанием спора, а скорее отражают происходящие в их отношениях изменения, с к-рыми не согласна та или др. сторона. Способность расшифровывать смысл коммуникативных актов требует специального научения, зачастую невербального, особенно при наличии явных противоречий между уровнями коммуникативного сообщения, как в случае, когда бранные слова произносятся со смехом. Когда смысл сообщения не очевиден, люди научаются переходить на более абстрактный уровень и начинают обсуждать такие двусмысленные сообщения, пытаясь прояснить их значение. Дети изначально не обладают такой способностью, и лишение их возможности учиться понимать смысл сообщений может сказаться уже во взрослом возрасте, приводя к серьезным расстройствам. Стиль коммуникации при Д. с. особенно опасен наличием внутренних противоречий и блокированием научения. Исслед. семей больных шизофренией показали, что Д. с. часто проявляется во взаимодействии "мать-ребенок", когда мать, по-видимому, не стремится быть понятой ребенком. У такой матери отсутствует как принятие ребенка, так и принятие самого факта его отвержения. Д. с. описывает завуалированное стремление к поддержанию дистанции в отношениях, к-рое маскируется обоюдной демонстрацией любви и заботы. Такие родители фактически поощряют близость на одном уровне коммуникации, отвергая ее на другом. См. также Процессы коммуникации, Отношения "родитель-ребенок", Шизофрения Р. Энфилд

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

ДВОЙНАЯ СВЯЗЬ

Нарушения общения, наблюдающиеся в семьях больных шизофренией. Общение больных с родителями приобретает как бы разноплановый характер, протекает в двух плоскостях, несовместимых в аффективном отношении. Например, больной шизофренией, радуясь визиту матери к нему в больницу, кладет ей руку на плечо, на что та отвечает мимически неодобрительной реакцией, осуждая такие проявления (первая плоскость). Больной отдергивает в смущении руку и слышит заявление матери, что он ее больше не любит. Больной краснеет, и мать замечает ему, что нельзя так смущаться (вторая плоскость). Рассматривается как нарушение в сфере коммуникации [Batesson G., 1956].

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

ДВОЙНАЯ СВЯЗЬ

En.: Double bind

Согласно Эриксону и Росси, двойная связь - это предложение достаточно упрощенного и иллюзорного выбора (Erickson & Rossi, 1976, стр.62.): «Желаете ли вы испытать транс глубокий или средний?» Предлагается альтернатива, но результэт в любом случае будет один и тот же (Erickson & coll., 1976, стр. 62).

Двойная связь, не имеющая ничего общего с понятием, предложенным Бейтсоном, это связка, адресующаяся к непроизвольным видам поведения: «Какая из ваших рук поднимется первой?» (См. Erickson & Rossi, 1979). Двойная связь - это косвенное внушение.

В некоторых случаях двойная связь более разработана. Эриксон задает вопрос: «Считаете ли вы, что находились в трансе?» Отрицательный ответ может означать: я не знал этого. Если пациент отвечает: «Нет, я не был в трансе», Эриксон добавляет: «Прекрасно, вы действительно не знали об этом» Двойная связь в этом случае должна подтвердить то, что исходит от самого пациента, иначе она бесполезна и нежелательна (Erickson & Rossi, 1981).

Иногда двойная связь бывает более тонкой. Одна из моих пациенток с навязчивыми идеями накопила сопротивление во время индукции, проходившей особенно трудно. Намереваясь использовать каталепсию руки как метафору, я приподнял ее руку... которая начала опускаться... Я поспешил добавить: «И теперь эта рука опустится...» Рука тотчас застыла, как бы противореча врачу и ясно показав, какая внутренняя работа произошла перед этим. Двойная связь характеризуется тем, что играющий первым всегда выигрывает.

Источник: Ж. Годэн. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию/Перев. с франц. С. К. Чернетского. - М, 2003 г

Двойная связь

нарушение в сфере коммуникации ребенка и родителя, когда ребенок получает от последнего противоречивые послания. Например, мать, не принимая своего нежного чувства к ребенку, отталкивает ребенка своей холодностью, а затем выражает показную любовь к нему и старается с ним сблизиться. Ребенок находится, таким образом, в ситуации “двойного принуждения”, так что ни одна из двух моделей поведения не может считаться им как удовлетворительная и, в итоге, он не знает, как ему следует себя вести с родителем. При этом, как бы в усложнение ситуации, взрослые запрещают ребенку привлекать внимание к самой этой связи. Г.Бейтсон считает это основной причиной развития аутизма и/или шизофрении. Настоящая гипотеза, хотя она и не имеет серьезных оснований для столь далеко идущих выводов, привлекает дополнительное внимание к тому, что ранние отношения ребенка с матерью имеют существенное значение для последующего развития его личности.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Двойная связь

противоречие между идущими от одного субъекта разноуровневыми сообщениями, с учетом того, что любое общение может осуществляться разнообразными способами и на разных уровнях (уровень вербального текста, уровень телесной экспрессии и пр.). Теория двойной связи (double-bind theory) — концептуальная модель, предложенная Г. Бейтсоном в 1956 г. и развитая исследовательской группой Института ментальных исследований г. Пало-Альто, объясняющая возникновение и развитие шизофрении особенностями общения в их семьях. В нормальной ситуации противоречие в коммуникации отслеживается общающимися, и у них есть принципиальная возможность выйти на метауровень и обсудить правила своих коммуникаций. Но в семьях шизофреников обращение к метауровню запрещено и негативно санкционируется. Бейтсон приводит такой пример. Мать при посещении своего сына-шизофреника в клинике в ответ на его радость сначала выражает на невербальном уровне, мимикой и жестами, негативное отношение к нему, так как ей неприятно быть вместе с ним. Но когда он вполне адекватно реагирует на это разочарованием и снижением настроения, она начинает — уже на уровне вербальных реакций — упрекать его за то, что он не хочет помочь врачам в своем излечении и остается скованным и лишенным эмоциональности. При этом все возможные упреки сына по поводу ее собственной неискренности будут восприниматься ею как проявление его умственной неполноценности. Невозможность ребенка разобраться и отнестись к данной противоречивости обусловливает, по мнению авторов, уход в болезнь, в которой наилучшей стратегией становится "девальвирование" продуктов собственного восприятия, что характерно для шизофрении. В современной семейной терапии понятие "обратная связь" описывает такой вид коммуникации, в процессе которой "значимый другой" (например, родитель) передает человеку одновременно два сообщения, одно из которых отрицает другое. При этом индивид не имеет возможности высказываться по поводу полученных им сообщений, чтобы уточнить, на какие из них он должен реагировать, поэтому постоянно пребывает в состоянии неуверенности, и, одновременно, не может выйти из ситуации, в которую попал.  

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Субъективная оценка степени выраженности болевых ощущений и ее связь с психологическими особенностям

Гордиевская Е. О.
Статья посвящена рассмотрению проблемы взаимосвязи субъективной оценки степени выраженности болевых ощущений органического генеза и психологических особенностей больных с ампутациями конечностей. Показано влияние на субъективную оценку боли таких факторов, как пол, возраст больных. Рассмотрено влияние восприятия боли на особенности самоотношения (характеристики «Образа Я»), самооценку больных.
Скачать PDF

Связь социального и общего интеллектов

Саутина Е.С.
Скачать PDF

Психологическая обратная связь как способ оценки и коррекции психофизиологического состояния человек

Хало П.В.
Скачать PDF

Особенности личности и качество жизни больных: существует ли связь?

Васильева Ирина Андреевна
Статья посвящена соотношению показателей качества жизни и личностных характеристик больных с хроническими заболеваниями. На примере больных с терминальной почечной недостаточностью, находящихся на лечении гемодиализом, продемонстрирована связь ряда личностных характеристик с показателями качества жизни. Установлено, что безусловным лидером по числу достоверных связей с параметрами качества жизни является личностная тревожность. The article is devoted to the issue of the relationship between personality characteristics and quality of life among patients with chronic diseases. The association of some personality traits with life quality of patients with the enddstage renal disease treated by hemodialysis has been found. Personal anxiety is shown to be an absolute leader in the number of significant correlations with life quality scores.
Скачать PDF

Оценка выраженности психопатологической симптоматики и ее связь с личностными характеристиками у выс

Жуков Юрий Юрьевич
В статье установлено, что уровень дистресса тесно связан с особенностями высшей нервной деятельности и свойствами нервной системы. Так, в группе спортсменов с высокими показателями дистресса отмечается повышение уровня тревожности и эмоциональной неустойчивости. Следует отметить, что данные характеристики являются также одним из показателей общей стрессоустойчивости.
Скачать PDF

Изучение представлений об идеальном партнере в подростковом возрасте: связь с родительским отношение

Буренкова Е. В., Орлова Л. Е.
В статье описано исследование, направленное на определение связи родительского отношения к подростку с его представлением об идеальном партнере. Получены характеристики межличностных отношений в супружеских парах родителей и их согласование с детскородительскими отношениями и с супружескими отношениями. Результаты исследования позволили определить портрет идеального партнера для подростка и согласовать его с реально существующим портретом партнера в супружеских отношениях родителей.
Скачать PDF

Связь социально-психологических свойств личности студенческой молодежи с адаптацией к обучению в вуз

Ясюкова Л.А., Пискун О.Е., Петрова Н.Н., Бучин И.В.
Скачать PDF

Связь самоактуализации и профессионального выгорания у педагогов

Наличаева София Александровна
Анализируются эмпирические данные о взаимосвязи самоактуализации с профессиональным выгоранием у педагогов. Показано, что интегральный уровень самоактуализации отрицательно связан с уровнем выгорания у педагогов. Педагоги с высоким уровнем самоактуализации более резистентны к выгоранию, чем педагоги с низким уровнем самоактуализации.
Скачать PDF

Связь понимания и представлений в педагогическом взаимодействии

Евдокимова Елена Гершечевна
В статье обосновывается связь феномена понимания и представлений в качестве одного из его показателей в педагогическом взаимодействии.
Скачать PDF

Связь личностных особенностей матери, имеющей ребенкаинвалида с уровнем ее субъективного благополучи

Шебанец Елена Юрьевна, Хозяинова Татьяна Константиновна
В статье представлены результаты изучения субъектных качеств личности, которые обусловливают субъективное благополучие матерей, воспитывающих детей с церебральным параличом. Рассматриваются связи уровня субъективного благополучия матерей с выраженностью субъектных качеств.
Скачать PDF

Связь свойств темперамента с индивидуальным стилем учебной деятельности студентов-психологов

Сухотина Е. В., Хакимова Н. Р.
По результатам эмпирического исследования описаны индивидуальные стили учебной деятельности студентов в зависимости от сочетания свойств темперамента, особенностей саморегуляции и мотивов их обучения.
Скачать PDF

Связь фрустрации ценностной сферы личности с характерологическими особенностями эндопсихического уро

Красильников Игорь Александрович
В статье представлены результаты экспериментального исследования связей между фрустрациями жизненных ценностей личности и характерологическими акцентуациями. Выявлены закономерности этих связей в возрастном аспекте. Указывается, что фрустрация таких ценностей как «интересная работа», «здоровье», «любовь» и «счастливая семейная жизнь» могут затрагивать глубинный эмоциональный компонент эндопсихики человека. Выявлен тревожно-застревающий эндопсихический комплекс, существенно деформируюший сферу деятельности субъекта.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 13

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!