ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ СОЗНАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ПО КОЛЕР

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Найдено 4 определения термина ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Исходной теоретической предпосылкой Д. т. является тезис о том, что движение тела является основой всех жизненных проявлений, включая когнитивные и эмоциональные.

История лечебного использования движения, танца, определенных режимов дыхания восходит к медицине первобытных народов и практике античных храмов Эскулапа. Целенаправленно используется в медицине с середины 30-х гг. XX в., пионерами здесь являются как психоаналитики (Райх (Reich W.), Ференци (Ferenczi S.), Дойч (Deutsch F.)), так и психиатры (Гиндлер (Ginndler E.), Далькрозе (Dalcroze E.), Медо (Meday Н.), Лабан (Laban R.), Миддендорф (Middendorf I.)). Морено (Moreno J.) ввел в 1937 г. понятие "терапия тела" (body therapy). Представители этого направления психотерапии видят человека как тело, перемещающееся в пространстве, времени и социальном контексте. Выражение тела, его речь требуют учета невербальной коммуникации, экспрессии, проявляющейся в движениях и танце.

Можно выделить три основные формы Д. т. К функциональным методам относятся лечебная гимнастика, физиотерапия, дыхательная терапия, методы релаксации, массаж и хореотерапия. Функциональные методы имеют целью стимуляцию и оптимизацию психофизических функций - восприятия схемы тела, отношения к нему, чувствительности, экспрессивности и способности к мышечной релаксации. Показания к Д. т. прежде всего касаются больных с длительным сроком госпитализации, гериатрических, психосоматических и наркологических контингентов. Активизация невербальной экспрессии оказывает положительный эффект и в случаях затруднений вербального самовыражения. Наивысшего эффекта функциональная Д. т. достигает при включении в двигательный тренинг психодинамических аспектов в рамках комбинирования с другими формами индивидуальной и групповой психотерапии. Включение телесного компонента в процесс психотерапии позволяет расширить возможности чисто вербальных вмешательств.

Методы конфликториентированной Д. т. восходят к пионерским работам Райха, указывавшего на значение взаимосвязи "структуры характера" с телесной экспрессией. Основной целью Райха является не функциональный тренинг, а эксплорация вытесненного психотравматического материала, и проявляющегося в сфере телесной экспрессии. Невротические конфликты находят свое отражение в определенных конфигурациях мышечного напряжения, которые Райх обозначил как "панцирь характера". Они могут быть вскрыты и разрешены лишь в ходе прямого проникновения в сферу двигательной экспрессии больного. Ограничение свободы движения мышечным напряжением сопровождает эмоциональные состояния разочарования, утраты, любви, тревоги. Райх уже в 1935 г. обнаружил, что сопротивление больного аналитическому процессу всегда сопровождается непроизвольным нарушением дыхательных движений, стимуляция которых способствует самораскрытию. Такие последователи Райха, как Лоуэн (Lowen A.), Пирракос (Pierrakos J.), Ракнес (Raknes О.), Бойзен (Boeysen G.) сформулировали принцип "биоэнергетического анализа", направленного на вскрытие переживаний, стимуляцию адекватного выражения заблокированных эмоций путем более глубокого восприятия мышечного напряжения. Этот метод является, по существу, одной из модификаций психоаналитической психотерапии.

Интегративные и мультимодальные методы Д. т. представлены тимопрактикой, концентративной и интегративной Д. т. Тимопрактика имеет целью вскрытие и осознание заложенного в "телесной памяти" неосознаваемого биографического материала с помощью непосредственного вовлечения в движение, воздействия на мускулатуру и дыхание. В отличие от метода Райха здесь в первую очередь используется не стимуляция восприятия телесной сферы, а структурируемые тренинговые формы. Концентративная Д. т. является психоаналитически ориентированным методом, сочетающим функциональный и раскрывающий подходы. Он продемонстрировал хорошие возможности использования "телесного языка" для выявления и коррекции дефектов раннего развития. Интегративная Д. т. сформулирована Ильиным (Iljine V.) на основе импровизационного тренинга, предложенного К. С. Станиславским для психофизической подготовки театрального актера. Концепция Ильина представляет собой попытку интеграции психоанализа, феноменологической теории тела Марло-Понти (Merleau-Ponty M.) и теории социализации тела (social body) Кампера (Kamper D.) и Вульфа (Wulf С.). Основные положения концепции: ролевые телодвижения интернализуются в самовосприятии в зависимости от их социального контекста, становясь матрицей формирующегося чувства собственной идентичности. Интегративная модель личности представляет собой сплав ее индивидуального и социального аспектов. Идентичность рассматривается как восприятие своего движущегося тела в социальном контексте и времени. В этом процессе участвует также динамика бессознательных компонентов личности. В ходе терапии раскрываются негативные аспекты телесной идентичности, двигательные корреляты связанных с неосознаваемым конфликтом эмоций, проявляющиеся в мимике, жестах и психосоматических симптомах. Функциональный тренинг, центрированный на значимых переживаниях, способствует разрешению глубинных личностных конфликтов, нормализации телесной экспрессии, гармонизации восприятия своей идентичности и оптимизации социального функционирования.

Включение Д. т. в общий комплекс лечения, наряду с другими психотерапевтическими подходами, отражает тенденции интеграции различных стратегий, характерные для современной психотерапии.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Двигательная терапия

movement therapy) Д. т. представляет собой форму психотер., осн. на допущении существования прямых и реципрокных отношений между душой и телом. Нарушения двигательных функций и дыхания рассматриваются в качестве отражения нарушений психики и гомеостаза всего организма. Так как физиолог. и психич. деятельность доопределяют друг друга, Д. т. - это психотерапевтический подход, к-рый нацелен на снятие как мышечной зажатости и напряжения мышц, так и психич. сопротивления. Диагностика, обследование и лечение направлены на снятие ограничений в подвижности, спонтанности и свободы с помощью движений и двигательной интеракции. Целью для каждого является обнаружение всей полноты собственных ресурсов и творческого потенциала. Д. т. практикуется в качестве главного или вспомогательного метода лечения в стационарах, амбулаторных мед. учреждениях, в частной практике и в образовательных учреждениях. Метод с успехом используется как в терапевтических группах, так и в группах личностного роста. См. также Музыкотерапия, Невербальные терапии, Психотерапия Д. Г. Икстейн, С. Ф. Уоллок

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Двигательная терапия

метод психотерапии, основанный на устранении мышечного напряжения, что, по идее данного направления в лечении, должно повлечь преодоление психической резистентности (Kohler, 1968). См. Новаторские методы терапии.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Двигательная терапия

movement therapy) – форма психотерапии, основанная на допущении существования прямых и реципрокных отношений между душой и телом. Нарушения двигательных функций и дыхания рассматриваются при этом в качестве отражения нарушений психики и гомеостаза всего организма. См. Двигательные формы психотерапии.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА-Я ПОДРОСТКА

Ионина Ольга Сергеевна
В статье раскрывается возможность применения методов танцевально-двигательной терапии в процессе формирования положительного образа-Я подростка. Раскрыто понятие танцевально-двигательной терапии, выделены ее основные функции, индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в танце, описаны возможности применения танцевально-двигательной терапии в работе психолога с разными проблемами клиента, разными возрастными категориями. В статье содержится описание экспериментального исследования по формированию положительного образа-Я подростков, осуществленного на базе МКОУ «СОШ № 2» города Шадринска Курганской области. Формирующий эксперимент представлял собой реализацию коррекционно-развивающей программы, включающей в себя упражнения, игры, этюды, направленные на осознание особенностей собственных движений, танцевальные элементы, знакомство с телом, принципами его движения, напряжением и расслаблением. Контрольный этап эксперимента содержащий методы математической статистики доказал эффективность разработанной программы.
Скачать PDF

Коррекция психофизического здоровья дошкольников в процессе двигательно-игровой терапии

Коновалова Эвелина Сергеевна, Васильева Ольга Семёновна
В статье рассматривается проблема психофизического здоровья, особенностей эмоционально-чувственной сферы детей дошкольного возраста. Предложен комплекс программ психокоррекционного пластик-шоу, направленный на развитие и коррекцию психического физического здоровья дошкольников.
Скачать PDF

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИК ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В

Черкашина Анна Гэоргиевна
В статье описан новый подход в работе со студентами, отнесенными к специальной медицинской группе
Скачать PDF

Перспективность применения серотонинотропных веществ для терапии поведенческих расстройств при дефиц

Федотова Ю.О.
В статье обсуждается вопрос о разработке нового подхода к фармакотерапии поведенческих расстройств при дефиците эстрогенов в эксперименте. Выявлена перспективность применения серотонинотропных веществ в комбинации с низкой дозой 17β-эстрадиола для коррекции поведенческих нарушений при гипоэстрогенном синдроме у самок крыс.
Скачать PDF

Методы арт-терапии на уроках изобразительного искусства

Панфилова А. С.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением особенностей применения методов арт-терапии в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства в качестве профилактического, развивающего, диагностического и реабилитационного методов. Автор выявляет и анализирует целесообразность инновационных введений в учебный процесс, останавливая свое внимание на таком виде изобразительной деятельности, как иллюстративно-тематическое рисование.The article dwells upon issues related to the study of peculiarities of art-therapy methods application at Art lessons in secondary school as a preventive, developing, diagnostic and rehabilitation techniques. Expediency of innovations in educational process are analyzed with specific attention paid to such kind of fine arts as thematic drawing.
Скачать PDF

Оценка эффективности плацебо-терапии по эмоционально-мотивационному состоянию у больных с алкогольно

Востриков Виктор Васильевич, Майорова О.В., Востриков М.В., Шабанов Петр Дмитриевич
У 40 больных с зависимостью от алкоголя в постабстинентном периоде в период проведения курса плацебо-терапии изучали психологические особенности эмоционально-мотивационной сферы. Отмечены значимые различия в группах пациентов. Сделан вывод о необходимости дифференцированного подхода к терапии синдрома отмены алкоголя и постдетоксикационного состояний.
Скачать PDF

Противоболевая терапия в онкологии

Вершинина С.Ф., Стуков А.Н.
В обзоре рассматриваются проявления болевого синдрома у онкологических больных, дается их характеристика, и описываются возможные варианты устранения боли. Библиогр. 24 назв. Вершинина С.Ф., Стуков А.Н. Противоболевая терапия в онкологии // Психофармакол. биол. наркол. 2007. Т. 7, № 1. С. 1471-1477.
Скачать PDF

Теоретико-методологические основания рационально-эмотивной поведенческой терапии А. Эллиса

Франова Ирина Владимировна
Описаны источники теоретических и практических идей, интегрированных в концепции рационально-эмотивной поведенческой терапии А. Эллиса, одного из патриархов когнитивной традиции в психотерапии. Реконструированы антропологические представления, лежащие в основании терапевтической модели Эллиса, показано их родство с философией прагматизма Д. Дьюи.
Скачать PDF

Развитие креативности методами арт-терапии у младших школьников-клиентов социальных служб

Лоскот Артем Николаевич
Цель статьи показать эффективность арт-терапевтических методов для развития креативности у младших школьников. Актуальность статьи заключается в потребности применения новых технологий в воспитании и социализации младших школьников клиентов социальных служб. Методикой является проведение арт-терапевтических сессий, направленных на развитие креативности. Полученные результаты позволяют утверждать об эффективности предлагаемой методики.
Скачать PDF

Использование арт-терапии в коррекции эмоциональной напряженности детей старшего дошкольного возраст

Калинина Анна Андреевна
Статья посвящена проблеме исследования и коррекции эмоциональной напряженности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В статье рассматриваются возможности использования арт-терапии, в частности изобразительной деятельности, в коррекции эмоциональной напряженности. Дана характеристика заданий наиболее часто используемых в практике психокоррекции эмоциональных нарушений.
Скачать PDF

Арт-терапия как эффективный метод целенаправленной фасилитации конструктивного развития личности в п

Наумова В. А., Глозман Ж. М.
В статье обсуждается вопрос об эффективности использования арт-терапевтических методов фасилитации творческой активности как условия конструктивного развития на этапе поздней зрелости. Учитывая достоинства и особенности арт-терапии в геронтопсихологической практике, авторы разработали арт-терапевтическую программу и предположили, что заложенное в ней постепенное усложнение и обогащение арт-терапевтических занятий должно привести к раскрытию творческого потенциала и прогрессивному развитию личности участников этих занятий. Исследование проводилось с 80 респондентами в возрасте 57—80 лет. Анализ результатов показал, что при использовании арт-терапевтических методов отмечается актуализация новых позитивных личностных смыслов жизни и деятельности, происходит гармонизация психофизического самочувствия, повышается уровень самовосприятия, создаются условия для актуализации жизненного опыта.
Скачать PDF

Метод арт-терапии в тренинге личностного роста для подростков

Борздыко Ю. Е.
В статье представлено исследование, посвященное сравнительному изучению двух тренингов личностного роста у старших подростков. Первый построен на основе применения арт-терапевтических и психотехнических упражнений, второй - только психотехнических. Показано, что первый тренинг производит больший развивающий эффект, чем второй. Последний может приводить к появлению или усилению у его участников ригидности и ощущения самодостаточности, что тормозит личностный рост. В тренингах с применением арт-терапевтических методик этот негативный эффект не возникает.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16