Дункер Карл

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДУНКЕР КАРЛ
(Duncker Karl) (1903—1940)-немецкий психолог, известный своими исследованиями в области творческого мышления, ориентированными на принципы гештальт-психологии.
Соч.:Zur Psychologie der produktiven Denkens. Berlin, 1935. См. гештальт-психология, мышление продуктивное.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ДУНКЕР КАРЛ
2.2.1903, Лейпциг – 23.2.1940) — немецко–американский психолог. Образование получил в Берлинском университете и университете Кларка (1923–1928, магистр, 1926; доктор философии, 1929). С 1930 г. работал в качестве ассистента в Психологическом институте Берлина, после переезда в США — в университете Кларка. По методологическим представлениям был близок гештальтпсихологии. Начинал свои психологические исследования с анализа движения в условиях разделения фигуры и фона. Известен прежде всего своими исследованиями продуктивного мышления. Открыл эффект „функциональной закрепленности“, заключающийся в том, что используемые каким–то определенным образом объекты трудно начать использовать иначе. В 1924 г. вместе с К. Зенером провел исследования научения, приведшие к парадоксальным результатам: механическое повторение решения проблемных задач ведет к ухудшению результатов при решении новых задач. Экспериментально, на своих студентах, которых он просил рассуждать вслух, показал, что понимание происходит постепенно и градуированно. Процесс решения проблемы включает в себя ряд последовательных переформулирований проблемы, которые совершаются до тех пор, пока не находится формулировка, для которой есть средства разрешения. Таким образом, решение задачи состоит из качественно различных фаз: из фазы нахождения принципа („функциональное решение задачи“) и фазы реализации („окончательное решение“).

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Дункер (Duncker) Карл
(2.2.1903, Лейпциг - 23.2.1940) - немецко-американский психолог.
Биография. Образование получил в Берлинском университете и университете Кларка (1923-1928, магистр, 1926; доктор философии, 1929). С 1930 г. работал в качестве ассистента в Психологическом институте Берлина, после переезда в США - в университете Кларка.
Исследования. По методологическим представлениям Дункер был близок гештальтпсихологии. Начинал свои психологические исследования с анализа движения в условиях разделения фигуры и фона. Известен прежде всего своими исследованиями продуктивного мышления. Открыл эффект "функциональной закрепленности", заключающийся в том, что используемые каким-то определенным образом объекты трудно начать использовать иначе. В 1924 г. вместе с К.Зенером провел исследования научения, приведшие к парадоксальным результатам: механическое повторение решения проблемных задач ведет к ухудшению результатов при решении новых задач. Экспериментально, на своих студентах, которых он просил рассуждать вслух, показал, что понимание происходит постепенно и градуированно. Процесс решения проблемы включает в себя ряд последовательных переформулирований проблемы, которые совершаются до тех пор, пока не находится формулировка, для которой есть средства разрешения. Таким образом, решение задачи состоит из качественно различных фаз: из фазы нахождения принципа ("функциональное решение задачи") и фазы реализации ("окончательное решение").
Сочинения. A qualitative (experimental and theoretical) study of productive thinking (solving of comprehensible problems) // J. Genetic Psychology. 1926, 33, p. 642-708, в рус. пер.: Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления // Психология мышления. Сб. переводов с нем. и англ. М., 1965, стр. 21-85;
Der Biheviorismus - die amerikanische Psychologie // Padag. Zentbl. 1927, 12, S. 1-13;
Uber induzierte Bewegung: Ein Beitrag zur Theorie optisch-wahrgenommener Bewegung // Psychol. Forsch. 1929, 12;
Zur Psychologie des produktiven Denkens, B., 1935, англ. изд. On problem-solving // Psychological Monogr. 1945, 58, № 270, в рус. пер.: Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. Сб. переводов с нем. и англ. М., 1965, стр. 86-234;
The influence of past experiences upon perceptual properties // Amer. J. Psychol. 1939, 52, p. 255-265.
Литература. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000