ДУЛАТОВ МЫРЖАКЫП

Найдено 1 определение
ДУЛАТОВ МЫРЖАКЫП
1885-1935) Многогранная жизнь и деятельность, замечательного поэта, писателя, переводчика, журналиста, педагога М. Дулатова приходится на начало ХХ века. Выйдя на общественную арену вместе с активной частью интеллигенции, М. Дулатов активно влиял на национальное самосознание народа, и призывал к его освобождению. М. Дулатов родился 25 ноября 1885 г. в местечке Сарыкопа Кустанайской области. С ранних лет он остался сиротой. В 1897 году поступил в Тургайскую русско-казахскую школу, по окончании ее с 1902 г. в течение шести-семи лет работал учителем в аульной школе. Позднее побывал в Омске, Каркаралинске в газете «Серке», выходившей в Петербурге, напечатал стихи «Жастар?а» (1907). В 1909 г. в Уфе напечатал стихи «Оян ?аза?», в Казани в типографии братьев Каримовых напечатал роман «Ба?ытсыз Жамал», а также регулярно опубликовывал статьи в «Ай?ап» на различные темы (учебно-просветительские, культура и т.д.) В эти годы вместе с А. Байтурсыновым прилагает усилия по выпуску газеты «?аза?». Был один из первых лидеров правительства «Алаш». С 1920 г. он в целом активно стал служить новой власти (газета «А?жол», в областном суде), в 1922-1926 гг. работал преподавателем в Казахском институте просвещения в Оренбурге. В 1922 г. в Ташкенте издает «Есеп ??ралы» - пособие в двух частях, в 1924 г. книгу «?ира?ат» - библиографический указатель казахских книг. Учитель с универсальным образованием оставил после себя богатое духовное наследие. Его произведения о традициях, обычаях, об эстетическом, этическом воспитании являются ценными для сегодняшнего поколения. В этом плане его произведения «Оян ?аза?» занимает достойное место. Развивая идеи И. Алтынсарина о просвещении, М. Дулатов как А. Байтурсынов уделяет большое внимание проблемам учебно-воспитательной работы, методической работе. Эту идею можно заметить в статье «М??алiмдерге», во вступительном слове к книге «?ира?ат». Суть данной идеи заключается в привитии ученикам навыков запоминания, осмысления прочитанного. М. Дулатов, как и выдающейся русский педагог К.Д. Ушинский, указывает на необходимость участия основных чувств ученика при чтении, письме, решении задач. Педагог особое внимание уделяет некоторым психологическим аспектам вопросов воспитания, учебы одаренных детей. Однако, как метко замечает он, что без науки воспитания никакая одаренность не может достичь своей вершины. В условиях завоевания суверенитета республики мы должны воспитывать подрастающее поколение к любви к родному языку, впитывая в себя все прекрасное, что есть в нашей национальной культуре, быте, обычаях, традициях. «В начальных классах воспитание должно быть конкретным, впечатлительным, лишь тогда ребенок будет устойчиво воспитанным, верным к своему народу, знания должны быть взаимосвязанными с воспитанием». Пособие М. Дулатова «Есеп ??ралы» и сейчас является незаменимым образцом для создателей учебников по математике. Ее первоначальный выпуск состоялся в 1914 г. в Оренбурге. В него вошли задачи, примеры по математике, где учтены все национальные психологические особенности казахского народа. Например, есть такие задачи, как у Ахметжана сколько овец, лошадей и т.д. Книга М. Дулатова «?ира?ат» (1924) по своему содержанию, структуре также учитывает национальные особенности, рассказы написаны общедоступным языком для учащихся начальных классов. В воспитательной деятельности М. Дулатова мы часто убеждаемся в его приверженности и в воспитании детей к гуманистическому, нравственному воспитанию. Эта тема и сегодня актуальна. Сегодняшнее возрождение религии, другое отношение людей вообще, молодежи особенно к священному учению мусульман «Корану» тому доказательство. Такое видение реальной действительности мы встречаем 80 лет тому назад в идейных взглядах М. Дулатова. «Обучая, воспитывая детей, мы должны не отчуждаться от религии», - замечает писатель. Если ребенок применяет религию в своей жизненной позиции, то он будет воспитан как разносторонний человек. «Изучение религии должно быть наравне с другими предметами, пишет Дулатов. Его деятельность особенно активизировалась в середине 20-х годов, когда усилились дискуссии по вопросу о принятии латинской или арабской письменности. М. Дулатов в 1924 г. на первом съезде киргиз-казахских просвещенцев, состоявшемся в Оренбурге выступил с докладом, где смело доказывал особенности и преимущества арабской письменности. Если учесть ту обстановку, когда все культурное наследие стран востока было написано арабским алфавитом, то ясно видим актуальность его идей на современном этапе. В конце 1928 г. в Казахстане началось преследование деятелей дореволюционной интеллигенции. Дулатову было предъявлено обвинение в нелегальной деятельности по возрождению буржуазно - националистического движения. Он был арестован и приговорен к расстрелу, который впоследствии был заменен заключением на 10 лет. Скончался в Соловецком лагере 5 октября 1935 г. Имя и творчество М. Дулатова было запрещено. Лишь 4 ноября 1988 г. он был реабилитирован. В 1991 г. было издано собрание его сочинений.

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент