ДУХОВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Предыдущий термин:
Духовная психология

Следующий термин:
Духовное я

Содержание:

Найдено 1 определение:

ДУХОВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

термин, введенный основателем логотерапии, австрийским психотерапевтом В. Франклом (р. 1905) с целью расширения рамок бессознательной деятельности человека и разделения самого бессознательного на бессознательную инстинктивность и бессознательную духовность.

   В 1938 г. В. Франкл выступил с идеей развития такой психотерапии, в рамках которой важное место занимала бы проблематика духовного как самостоятельная и отличная от душевного область деятельности аналитика. Назвав новое направление в психотерапии логотерапией, несколько лет спустя он пришел к выводу о необходимости включения в понимание бессознательного духовного измерения, а именно «духовного бессознательного». Речь шла о своего рода «реабилитации бессознательного», поскольку в научной, в том числе в психоаналитической литературе неоднократно поднимался вопрос о созидательных силах бессознательного и их перспективных тенденциях развития.

   С точки зрения В. Франкла, бессознательное является не только инстинктивным, о чем говорил З. Фрейд, но и духовным. Понимаемое как экзистенция, духовное бессознательно по существу, так как в принципе экзистенция не поддается рефлексии. В этом отношении важное психотерапевтическое значение приобретает проблема духовной экзистенции, а не психофизическая фактичность, с которой имеют дело различные виды психотерапии, включая классический психоанализ. По сути дела, в процессе лечения аналитику приходится обращаться к духовной экзистенции в смысле свободного, ответственного существования человека.

   В отличие от психоаналитической модели личности, сконструированной З. Фрейдом и представляющей собой как бы «вертикальные ступени» (бессознательное, предсознательное, сознание), В. Франкл предложил дополнить ее моделью «послойного строения», «горизонтальной проекции» или «концентрических слоев». Соединение этих двух моделей дает трехмерную общую конструкцию – «удлиненное личностное ядро, как духовно-экзистенциальный центр, вокруг которого группируются психическое и физическое как периферические слои». В более строгом смысле концептуального понимания В. Франкл говорит о «личностной оси», проходящей вместе с окружающими его психофизическими слоями сквозь сознательное, предсознательное и бессознательное.

   Исходя из подобной модели, имеющей непосредственное отношение к онтологии структуры существования человека, меняется представление о глубинной психологии с ее аналитическим методом лечения. Если предшествующая глубинная психология обращала внимание на инстинктивность человека в ее бессознательном измерении, то есть являлась не чем иным, как психологией бессознательного Оно, то с введением нового структурного представления глубинная психология становится психологией духовно-экзистенциальной личности, которая всегда бессознательна, «не только частично или иногда, но обязательно бессознательна».

   Такое понимание глубинной психологии и духовного бессознательного приводит к переосмыслению цели терапии. Поскольку духовная экзистенция не доступна рефлексии, то, следовательно, в процессе терапии может осуществляться не анализ эмпирического человека, а его анализ с точки зрения экзистенции. В этом отношении сознательность и ответственность человека остаются неразрешенными проблемами в рамках их психофизического изучения. Но они перестают быть проблемами в случае их перевода в сферу онтологического рассмотрения, поскольку сознательность и ответственность являются прафеноменами, принадлежащими человеческому существованию как нечто такое, что давно свойственно экзистенциальному бытию. В конечном счете, как считает В. Франкл, «в своей глубине, в сущности, духовное бессознательно по существу». Причем оно бессознательно не только в самом глубоком, но и в самом высоком: «духовное не только может быть бессознательным, но и должно быть бессознательным, как в происхождении, так и в конечном проявлении». Словом, внутри духовного бессознательного коренятся эротическое (любовь), этическое (совесть) и эстетическое (творческая совесть).

   Все это означает, что цель терапии должна состоять не в доведении чего-либо до осознания любой ценой, а в осознании духовного бессознательного, чтобы, по словам В. Франкла, в конце концов «снова позволить ему стать бессознательным». Аналитик обязан восстановить бессознательные действия как нечто само собой разумеющееся.

Оцените определение:

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Духовность и картина мира человека

Бузунова Л. Г.
В статье раскрывается понятие «картина мира», ее значения в жизни человека. Духовность рассматривается в двух аспектах: как единство души и духа и как субъективный, внутренний мир человека.
Читать PDF

Проблемы детской лжи в духовном становлении ребенка

Бабаджанова-Павлова А. В.
Анализируются теоретические позиции по проблеме духовности. Представлены данные эмпирического исследования одной из характеристик духовного развития ребенка детской лжи.
Читать PDF

Духовность, саморегуляция и ценности

Леонтьев Д.А.
Читать PDF

Феномен материнства в духовном воспитании личности

Рудова Н. Е.
Статья отражает генезис становления понимания терминов «мать», «материнство».
Читать PDF

Психолого-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у старшеклассников наци

Абидова Нелля Тафаровна
В статье описаны психолого-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников национальных школ на основе этнокультурных традиций народов Карачаево-Черкесии и Кабардин
Читать PDF

Методики изучения состояния духовно-нравственных качеств личности подростков профильных спортивных к

Глазкова Татьяна Николаевна
Рассматриваются различные подходы исследования уровня духовно-нравственной воспитанности подростков.
Читать PDF

Понятие «Духовность» в современой психологии

Буравлева Наталья Анатольевна
Анализируются современные теоретико-методологические подходы к изучению понятия «духовность».
Читать PDF

Духовность как важная категория нравственного воспитания вузовской молодежи: новый взгляд на старую

Зверев Вадим Олегович
Данная статья посвящена месту и роли духовно-нравственного воспитания среди студенческой (курсантской) молодежи.
Читать PDF

Духовно-нравственные детерминанты эмоционального выгорания у педагогов

Курапова Ирина Александровна
Статья посвящена описанию взаимосвязи проявлений эмоционального выгорания и особенностей духовно-нравственной сферы на примере педагогов средней и высшей школы.
Читать PDF

Особенности формирования духовного опыта личности

Смирнова Елена Юрьевна
Рассматривается становление духовного опыта как целостного ценностно-смыслового ядра личности, превращения фрагментов этого опыта в целостную структуру, включающую духовные потребности, побуждения, пе
Читать PDF

Фанатизм как проблема духовного здоровья личности и общества сообщение 2. Индивидуально-личностные д

Залевский Генрих Владиславович
В статье продолжается разговор о фанатизме и его индивидуально-личностных диспозициях.
Читать PDF

Специфика проявления духовности у студентов с разной профессиональной направленностью

Иващенко Александр Васильевич, Чхиквадзе Тинатин Владимировна
В статье рассматриваются структурные компоненты духовности и особенности их проявления у студентов с разной профессиональной направленностью обучения.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!