образец речевого «поддерживающего» поведения, когда собеседник вступает в разговор одновременно с партнером.
ДУБЛИРОВАНИЕ
Дублирование
Источник: Бендас Т. Гендерная психология. 2009
ДУБЛИРОВАНИЕ
Одна из основных техник психодрамы. Д. означает, что другой человек (обычно ведущий группу или котерапевт) выступает в качестве дубля на месте протагониста (главного действующего лица) и выражает его чувства. Дублер говорит то, что сам протагонист в данной ситуации высказать не может или не осмеливается. Он стремится быть "внутренним голосом", вскрывать тайные мысли, чувства и желания. Необходимо отстраниться от своих собственных потребностей, чувств и представлений и непредубежденно вчувствоваться в протагониста и его ситуацию.
Роль дублера довольно сложна. Он должен понимать все то, что не договаривает протагонист. При этом необходимо быть "вовлеченным участником", а не "профессиональным наблюдателем".
Д. основывается на представлении Морено (Moreno J. L.) о закономерностях развития ребенка. В самом раннем возрасте, в рамках первого переживания мира, еще нет дифференциации между "Я" и "Ты". Ребенок не воспринимает мать в качестве "Ты", а ее заботу о себе в качестве ее действий. Мать - часть или продолжение самого себя. Она угадывает потребности и исполняет действия ребенка, которые он сам совершить еще не может. В результате ребенок как бы управляет миром по своему желанию. После того как в раннем детстве собственный мир расщепляется на реальность и фантазию, человек вытесняет или подавляет свои переживания.
Дублирующий протагониста человек так же воспринимается протагонистом в качестве "Я", как и мать новорожденным. Любое замечание дублера, соответствующее миру протагониста, и которое дубль способен выразить лучше его, воспринимается последним как собственный внутренний голос, или, по аналогии с оказанием помощи матерью, как продолжение самого себя. Поэтому протагонист не оказывает сопротивления верным высказываниям дублера, а принимает их и развивает в собственном диалоге.
Роль дублера довольно сложна. Он должен понимать все то, что не договаривает протагонист. При этом необходимо быть "вовлеченным участником", а не "профессиональным наблюдателем".
Д. основывается на представлении Морено (Moreno J. L.) о закономерностях развития ребенка. В самом раннем возрасте, в рамках первого переживания мира, еще нет дифференциации между "Я" и "Ты". Ребенок не воспринимает мать в качестве "Ты", а ее заботу о себе в качестве ее действий. Мать - часть или продолжение самого себя. Она угадывает потребности и исполняет действия ребенка, которые он сам совершить еще не может. В результате ребенок как бы управляет миром по своему желанию. После того как в раннем детстве собственный мир расщепляется на реальность и фантазию, человек вытесняет или подавляет свои переживания.
Дублирующий протагониста человек так же воспринимается протагонистом в качестве "Я", как и мать новорожденным. Любое замечание дублера, соответствующее миру протагониста, и которое дубль способен выразить лучше его, воспринимается последним как собственный внутренний голос, или, по аналогии с оказанием помощи матерью, как продолжение самого себя. Поэтому протагонист не оказывает сопротивления верным высказываниям дублера, а принимает их и развивает в собственном диалоге.
Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000