ДРУЖИНИН Владимир Николаевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДРУЖИНИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ
(1955-2001)-психолог, специалист по общей и экспериментальной психологии. Сфера научных интересов: психология личности, дифференциальная психометрика, способности, теория психологического эксперимента. Известен как создатель оригинальной концепции интеллекта и креативности, а также как редактор и соавтор учебников по психологии для высшей школы.
Соч.:Структура и логика психологического исследования. М., 1994; Психология семьи. М., 1996; Психодиагностика общих способностей. М., 1996; Психология общих способностей. СПб., 1999; Экспериментальная психология. СПб., 2000; Когнитивные способности: Структура. Диагностика. Развитие. М., 2001.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Дружинин Владимир Николаевич
(1955—2001) — доктор психологических наук (1991), профессор филиала кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии при Институте психологии РАН (1993), лауреат премий: С. Л. Рубинштейна Президиума Российской Академии наук (1996); Президента РФ в области образования (1998) и др.В.Н. Дружинин разработал концепцию экологической валидности тестов, типологию психодиагностических ситуаций, выявил влияние ситуативных и мотивационных факторов на проявление познавательных способностей при тестировании. В. Н. Дружинин исследовал влияние факторов микросреды (в том числе — структуры семьи) на развитие интеллекта и креативности, а также структуру общих способностей. Разработал нетестовые методики диагностики креативности у детей (см.: Психология общих способностей. 1995). Для объяснения связей результатов тестирования интеллекта и жизненных показателей В. Н. Дружинин предложил модель интеллектуального диапазона, разработал концепцию когнитивного ресурса (Когнитивные способности. 2001) и предложил двухмерную классификацию эмпирических психологических методов (см.: Структура и логика психологического исследования. 1994).

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

ДРУЖИНИН Владимир Николаевич

(1955—2001) — российский психолог, специалист в области методологии психологии, психологического образования, психологии способностей и психодиагностики. Автор концепций экологической валидности теста и когнитивного ресурса. Д-Р психологических наук (1991), профессор МГУ им. М.В. Ломоносова и МГПУ (с 1993). Был членом бюро молодежной секции Общества психологов СССР, членом секции Комиссии по работе с молодежью Президиума АН СССР. Гл. ред-журнала Психологическое обозрение . Лауреат премий: С.Л. Рубинштейна Президиума РАН (1996); Президента РФ в области образования (1998). Окончил фак-т психологии и биологии Ярославского Государственного ун-та (1978). Ученик В.Д. Шадрикова. С 1979 г. работал в ИП РАН, заведовал лабораторией психологии способностей и профессионально важных качеств (с 1991), был заместителем директора ИП РАН по научной работе (1992—2000). Большое внимание уделял проблемам психологического образования, был одним из организаторов и ректором Психологического колледжа при ИП РАН (1993-1995). С 1995 г. — директор Института психологии гуманитарных наук (при РАН), с 1999 — ректор Института практической психологии ИМАТОН (Санкт-Петербург). Научные исследования Д. первоначально были посвящены проблемам дифференциальной психометрики: была разработана обобщенная вероятностная модель теста и ее модификации, позволяющие определить необходимое и достаточное количество заданий в тесте, число уровней трудности и вариантов ответа, необходимый тип измерительной шкалы; разработана концепция экологической валидности теста; предложен средовой подход к развитию и диагностике способностей, а также типология психодиагностических ситуаций; экспериментально выявлена зависимость валидности теста как от ситуативных влияний, так и от мотивации испытуемого. Другое направление исследований Д. было связано с разработкой структуры общих познавательных способностей (интеллект, креативность, Учаемость) и выявлением факторов социальной микросреды, оказывающих влияние на развитие креативности детей. Было установлено, что развитие креативности больше зависит от влияния среды, чем от интеллекта. Для исследований им были разработаны методики диагностики и развития креативности в ситуационно-ролевых играх. Большое значение Д. придавал обоснованию процедур описания структуры и процесса психологического эмпирического исследования, в частности двухмерной классификации психологических методов (Структура и логика психологического исследования, 1993; 1994); разработке теоретических основ проблемы развития способностей и их диагностике (Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Части 1-2. М., 1990; Развитие и диагностика способностей/Под ред. Д. и В.Д. Шадрикова. 1991; Психология общих способностей , М., 1995). Им был сконструирован тест математических аналогий (используемый для диагностики математических способностей), созданы методики диагностики мнемических способностей и способности к манипулированию пространственными представлениями на учебном материале. Для объяснения связей результатов тестирования интеллекта и жизненных показателей Д. предложил модель интеллектуального диапазона и разработал концепцию когнитивного ресурса (Когнитивные способности, М., 2001). В круг интересов Д. входили и проблемы социальной психологии. В 1996 г. он опубликовал монографию Семья в европейской культуре, а затем Психология семьи, (М., 1997). Большое внимание им уделялось созданию учебников по психологии для гуманитарных вузов. Под его редакцией вышли учебники для бакалавров, включающие конкретные области психологии и ориентированные на специалистов в той или иной гуманитарной области (например, на экологов, юристов, экономистов, социальных работников и т.п.). (Психология. Учебник для гуманитарных вузов/Под общ. ред. Д., СПб., 2001, т. 1-3). Л.А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005