в широком смысле слова, передача знаний, помогающих приспособлению человека к среде его жизнедеятельности. Применительно к детскому возрасту это знания о предметной среде, в которой растет ребенок. В связи с тем что она (быт, игрушки, технические устройства, окружающие ребенка) зависит от уровня научно-технического развития общества, к которому принадлежит семья, содержание таких знаний будет неодинаковым в разных странах, даже в одно и то же историческое время. Подобная разница отражается и в содержании знаний, которые передают ребенку в дошкольном возрасте родители и семья в целом.
Кроме того, своеобразие содержания обучения фиксируется в общественной системе образования дошкольников. В каждой стране существуют традиционные представления о том, чему можно и необходимо обучать детей этого возраста. В России начиная с конца XIX в. сформирована развитая система дошкольных образовательных учреждений, где осуществлялось и осуществляется поныне воспитание и обучение дошкольников независимо от социального слоя, к которому принадлежит семья ребенка. При этом следуют принятым программам и единой схеме. Обучение направлено на формирование знаний, которые способствуют адаптации дошкольника к среде его жизнедеятельности. С изменением среды меняется и содержание обучения. Например, в последние годы в образовательные программы все чаще включаются знания об экологии — как природной, так и техногенной. В таких крупных городах, как Санкт-Петербург и Москва, стали обязательными для обучения материалы о культурных ценностях этих городов.
Образование — понятие более широкое; оно подразумевает воспитание цивилизованного человека, способного уважать себя и других (см. Образование человека). В связи с этим все образовательные программы любого уровня направлены на формирование необходимой обществу личности. Воспитательный аспект в системе дошкольного образования выражен ярко, так как в психологии развития хорошо известно, что дошкольный возраст — это сенситивный период, связанный с формированием личностных качеств, которые необходимы для нормальной социальной адаптации. Если детство конкретного ребенка не насыщено этими воспитательными моментами, то существует риск развития в дальнейшем девиантной личности, и компенсировать такой недостаток очень трудно.
Соответственно приоритетные задачи системы дошкольного образования в России — воспитание полноценной и адаптированной в современном мире личности, поддержание здоровья и эмоционального благополучия ребенка, передача знаний о современном мире, которые ребенок в состоянии усвоить. В последние годы к этому добавляются еще практически важные задачи по подготовке дошкольника к школьному обучению и освоению учебной деятельности.
Литература
Бабаева Т. И., Крулехт М. В., Ножкина Н. А. и др. Программа «Детство». Рекомендована МО РФ как база образовательного стандарта системы дошкольного образования. СПб., 1999.