ДОЛЛАРД Джон

Найдено 1 определение
ДОЛЛАРД (Dollard) Джон

(1900-1980) -американский психолог, специалист в области экспериментального анализа поведения, психологии личности и социальной психологии. В сферу интересов Д. входили также психоанализ, психотерапия и военная психология. Образование получил в Висконском ун-те (бакалавр, 1922), Чикагском ун-те (д-р философии, 1931), в Берлине (тренинг в психоанализе, 1931 — 1932). Профессиональная деятельность Д. была связана с научной работой в Институте человеческих взаимоотношений Йельского ун-та (1932). С 1952 г. Д. — профессор психологии Йельского ун-та. Будучи изначально социологом, Д. получил наибольшую известность среди психологов в 1930-х гг. после серии исследований, вдохновленных теорией научения Халла и посвященных попыткам объединить теорию подкрепления и психоанализ. Первая значительная публикация по этой проблеме (Frustration and Aggression. Yale University Press, в соавт. с J.W.Doob, N.E. Miller, O.H. Mower, R.R.Sears. 1939) стала классической работой, которая до сих пор широко цитируется и известна как гипотеза фрустрации — агрессии. Эта гипотеза стала основой для последующих исследований агрессии Леонардом Беркови-цем, а также для изучения фрустрации и агрессии у животных. Д. написал один и в соавторстве более 10 книг, посвященных исследованию жизни человека, проблеме страха в бою, социальному положению негров в южных штатах в 1930-е гг. и т.д. Лучшей своей книгой он считал написанную в 1950 г. совместно с Нилом Миллером Personality and Psychoterapy: All Analysis in Terms of Learning, Thinking and Culture, McGraw-Hill, в которой они предприняли попытку интерпретации в понятиях теории научения основных понятий теории психоанализа 3. Фрейда: зависимость, агрессия, идентификация, совесть. В 1950-х гг. ими разрабатывается психотерапия, основанная на принципах социального научения. За десять лет до этого в книге Social Learning and Imitation (1941), Д. и Н. Миллер впервые включили в концепцию социального научения понятие навыка, что послужило впоследствии фундаментом теории социального научения 1960-х гг. Значение личности Д. еще и в том, что он в своих исследованиях старался объединить достижения социологии, антропологии, психологии и психотерапии, разрушая границы между этими науками. А.А. Карпенко ДОНЦОВ Александр Иванович (р. 1949) — российский психолог, специалист в области социальной психологии, ученик Г.М. Андреевой. Д-р психологических наук (1989), профессор (1992), чл.-кор. РАО (1992), д. чл. РАО (1995). Чл. совета директоров Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии (Дом наук о человеке, Париж), чл. Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии (с 1990). Гл. ред. журнала Вестник Московского университета. Серия 14. Психология (с 2000). Декан фак-та психологии МГУ (с 2001). Окончив фак-т психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1972) и аспирантуру по кафедре социальной психологии (1972—1975), защитил канд. дис: Теоретические принципы и опыт экспериментального исследования групповой сплоченности (1975). Профессиональную деятельность начал в 1975 г. на фак-те психологии МГУ, пройдя путь от ассистента до зав. кафедрой социальной психологии (1989). Этот период связан с основными экспериментальными исследованиями Д.: психологией малых групп и коллективов, психологией межличностных отношений, проблемами социального влияния меньшинства (Проблемы групповой сплоченности.М., 1979; Психологическое единство коллектива М.,1982; Психология коллектива М., 1984; Концепция социальных представлений во французской социальной психологии. М., 1987, всоавт.). Результаты исследований, включающие разработку концепции интеграции малой функциональной группы и подходы к анализу межличностных конфликтов в коллективах, были обобщены в докт. дис: Психологические основы интеграции коллектива (1989). В последующие годы область научных интересов Д. смещается в сферу изучения психологической природы массового сознания. Исследуются закономерности формирования социальных представлений, проблемы этнопсихологии, в том числе проблемы языка как фактора этнической идентичности (1997). Наряду с научной, Д. постоянно ведет преподавательскую работу. Совместно с Г.М. Андреевой он ред. учебного пособия: Межличностное восприятие в группе, М., 1981. Является научным ред. ряда программ курсов по социальной психологии. Внес большой вклад в подготовку специалистов-психологов высшей квалификации, в совершенствование содержания, форм и методов психологического образования. Является членом Научно-методического совета МО РФ по психолого-педагогической подготовке. Председатель Научно-методического совета по психологии УМО ун-тов РФ (с 2000). Л.А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005