ДОЛГ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДОЛГ
обязанность; нравственное чувство, определяющее мотивы, поведение и переживание человека.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ДОЛГ

— превращение социального требования, относящегося ко всем, в личную задач конкретного лица в определенной ситуации.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Долг
категория этики, обозначающая нравственную обязанность человека перед обществом или группой, выполняемую под влиянием общественного мнения и внутренних нравственных побуждений (побуждений совести). В нравственной обязанности выражены интересы социальной общности или группы, которые, как и их связь с личными интересами, осознаются индивидом и переживаются (чувство Д.).

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Долг
общеслав., вероятно, от «доль» - протяжение вдаль»; первоначальное значение – то, что ждут», позднее – то, что требуется) – 1. принятые, воспринимаемые личностью как собственные побуждения нормы адекватного поведения. Например, чувство долга. Ф.Ницше представляет чувство долга как естественную обязанность возвращать обществу все, что оно сделало для индивида, чем оно превратило его в человека. Наличие чувства долга в коллективистском обществе – показатель высокого уровня нравственного развития; 2. разг. – то, что взято или отдано заимообразно.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ДОЛГ
требования, обязанности, переживаемые человеком и выполняемые им из побуждений совести (см. Совесть). Д. выражает отношение личности к себе, к другим людям, народу, обществу, группе, коллективу. Сторонники экзистенциализма считают, что не важно, как человек поступает, в чем он видит свой Д., имеет значение лишь то, что он следует своему личному замыслу. В теории этики были и другие решения: при исполнении человеком своего Д. важно лишь само действие, а не мотивы, которыми при этом он руководствовался. По-разному пытались ответить на вопрос, кто в конечном итоге правомочен определять содержание Д.: Бог, общество, совесть или моральное чувство. От решения этого вопроса зависит решение вопроса о добровольности или недобровольности выполнения человеком Д. Христианство различает Д. перед Богом, перед людьми и перед собой. Служение Д., соответствующему идеалам и ценностным ориентациям человека, является средством его самоутверждения в жизни (см. Самоутверждение).

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ДОЛГ
категория этики, нравственно аргументированное принуждение к поступкам, деятельность и поведение, выполняемые из побуждений совести. «Долг есть необходимость поступка из уважения к закону» (И. Кант). Понятие Д., его анализ и, в особенности, обоснование остается для философии этики открытой проблемой (А. А. Гусейнов, 2001). Противоречие между чувством Д. и др. подструктурами личности может приводить к внутриличностным конфликтам, подчас длительным и острым. Борьба между «хочу» и «надо» создает основу для нравственного конфликта. Противоречие между двумя желательными с т. зр. Д., но несовместимыми вариантами поведения является предпосылкой ролевого конфликта. Противоречие между тем, что необходимо делать в силу Д., и возможностями человека выполнить требования Д. может привести к адаптационному конфликту. Нарушение человеком Д., как правило, связано с причинением материального или морального ущерба окружающим. Поэтому нарушение Д. всегда либо создает условия для конфликта, либо является его непосредственной причиной. Способность жертвовать личным благом ради выполнения Д. является важной позитивной характеристикой человека.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ДОЛГ
АБАВЯЗАК, ДОЎГ / DUTY– внутренне принимаемое (добровольное) обязательство, обязанность человека, обусловленная его совестью. Д.– обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами, обус ловленное его системой ценностей и мировоззрением. Д. трактуется как добровольное моральное обязательство индивида (моральный Д., нравственный Д.). Можно выделить и более частные виды Д.: профессиональный, гражданский, патриотический, воинский, родительский и т. д. Отдельно можно выделить психологическое чувство Д., возникновение которого обусловлено объективным финансовым Д., экономическими факторами. Способность брать на себя и выполнять Д. выражает отношение личности к себе, к другим людям, народу, обществу, группе, коллективу. Сторонники экзистенциализма считают, что не важно, как человек поступает, в чем он видит свой Д., имеет значение лишь то, что он следует своему личному замыслу. В теории этики были и другие решения: при исполнении человеком своего Д. важно лишь само действие, а не мотивы, которыми при этом он руководствовался. По-разному пытались ответить на вопрос, кто в конечном итоге правомочен определять содержание Д.: Бог, общество, совесть или моральное чувство. От этого зависит решение вопроса о добровольности или недобровольности выполнения человеком Д. Служение Д., соответствующему идеалам и ценностным ориентациям человека, является средством его самоутверждения в жизни (см. Самоутверждение). И. В. Гайдамашко

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Долг
одна из осн. категорий этики; превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Если в моральном требовании выражено отношение общества к отдельным его членам (оно формулируется обществом и предъявляется к ним), то Д.— это отношение личности к обществу. Личность выступает здесь как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом (субъект), который осознает их и реализует в своей деятельности. Категория Д. тесно связана с др. понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть, мотив. Истолкование природы и происхождения Д. составляло одну из самых трудных проблем в истории этики. Основание и источник Д. усматривали то в божественных заповедях, то в априорном моральном законе (категорический императив), то в самой «человеческой природе», в «естественном» стремлении человека к наслаждению или счастью (гедонизм, эвдемонизм). По-разному пытались ответить и на вопрос, кто в конечном итоге правомочен определять содержание Д.: общество (социально-аппробативные теории), бог (неопротестантизм), совесть (Фихте), моральное чувство (нравственного чувства теории). Т. о., основанием Д. объявлялся авторитет того или иного рода (авторитаризм). Тем самым лишался смысла вопрос о содержании морального Д. К крайне субъективистскому выводу пришли сторонники экзистенциализма: вообще не важно, как человек поступает, в чем он видит свой Д., имеет значение лишь то, что он следует своему личному замыслу. Неразрешенным оставался и вопрос о границах Д. Сторонники деонтологического интуитивизма считают, что при исполнении человеком своего Д. важно лишь само действие, а не мотивы, которыми при этом человек руководствовался. Сторонники др. направления (теория моральной доброты), наоборот, решающее значение придавали характеру мотива. Дискуссию по вопросу о том, необходимо ли, чтобы человек при исполнении Д. обязательно достиг какого-либо реального результата, или же достаточно совершить определенные усилия, попытку что-либо сделать, ведут, например, сторонники деонтологического интуитивизма. Необходимо отличать осмысление в категории Д. производственных, гражданских, партийно-политических и иных обязанностей (профессиональный Д., воинский Д. и т. д.) от морального Д. в собственном смысле слова: ориентированного на безусловное уважение человеческого достоинства в лице каждого индивида, утверждение гуманности. Моральный Д. не сводится к простой санкции обязанностей, вытекающих из конкретного социального положения людей и их особенных интересов; он фиксирует критическое отношение к этим обязанностям с точки зрения общечеловеческих моральных ценностей. Поэтому отношения между моральным Д. и эмпирическими обязанностями индивидов часто являются напряженными, конфликтными (например, воинский Д. требует в случае необходимости убить врага, а моральный Д. исходит из категорического требования: «не убий»). Социально-утилитаристская ориентация в этике склонна возводить в нравственный принцип, вменять человеку в качестве морального Д. разнообразные практические интересы и пользу общества. Более продуктивной является, однако, позиция, рассматривающая саму мораль в качестве высшего выражения общественных интересов и придающая тем самым ей самоценное значение. Для понимания морального Д. существенным является вопрос о том, кто правомочен определять содержание морального Д. Общие нравственные требования вырабатывает, как правило, общество на основе коллективного опыта. Задача же решения моральной проблемы применительно к той или иной конкретной ситуации чаще возлагается на того, кто эти требования выполняет, т. е. на каждого члена общества. С одной стороны, каждый человек должен сам осознать объективное содержание своего морального Д., и никакие ссылки на общественные авторитеты или на общепринятые мнения не могут оправдать его, если он понял свой Д. неправильно. С другой стороны, ответственность человека перед своей совестью, в конечном итоге, выражает его ответственность перед обществом, поэтому общественное мнение вполне правомочно судить о том, насколько правильно данный человек понял свой Д. Но границы ответственности общества и личности в этом отношении исторически конкретны: общая же тенденция развития общественных нравов состоит в возрастании меры личной ответственности у каждого члена общества.

Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
164.46 кб

Долг платежом красен?

Федотова Ольга
Ситуацию, сложившуюся в последние полгода с реализацией программы ДЛО, все без исключения ее участники характеризуют как кризисную.
Читать PDF
140.81 кб

Непрерывное образование - естественная потребность и этический долг врача

Яковлев А. А.
Понимание современных представлений о непрерывности процесса последипломного образования специалиста способствовало появлению новых форм обучения. С 2005 г.
Читать PDF
2.52 мб

Естественное вскармливание ребенка — это долг родителей, забота педиатра и ответственность государст

Пигалов А. П., Кулакова Г. А., Соловьева Н. А., Курмаева Е. А.
Читать PDF
113.18 кб

Грудное вскармливание ребенка это долг родителей, забота педиатра и ответственность государства

Пигалов А. П., Кулакова Г. А., Курмаева Е. А., Соловьева Н. А.
Читать PDF
238.83 кб

Орфанные болезни долг общества перед неизлечимо больными людьми

Соколова М. Г.
Читать PDF
478.49 кб

Академик Матвеев: «Самое главное в жизни - это любовь, творчество и долг перед людьми»

Читать PDF
216.91 кб

Собр. Соч. : в 30 томах. Т. 6. С того берега. Статьи. Долг прежде всего. 1847-1851. М. , 1955. С тог

Герцен А.И.
Читать PDF
10.84 мб

«Нравы», «Нравственность» и морально-правовой долг правдивости

Мясников Андрей Геннадиевич
Читать PDF
307.72 кб

Долг математика (к 80-летию В. М. Тихомирова)

Читать PDF
772.15 кб

Изменения микрогемодинамики в тканях пародонта и функционального состояния жевательных мышц при долг

Сабеева Марина Альбертовна, Сабеева Ирина Альбертовна, Хетагуров Сослан Казбекович, Кокаев Р.И.
Жевательные резинки наряду с полезными свойствами имеют и ряд отрицательных черт.
Читать PDF
1.30 мб

Склифосовский Н. В. Долг или призвание?

Бикбаева Я.В., Кручева А.Т.
В данной статье рассмотрены основные достижения великого русского ученого Н.В. Склифосовского, и дальнейшее их влияние на развитие отечественной медицины.
Читать PDF
122.64 кб

К 150-летию образования Российского общества Красного Креста. Долг врача и милосердие в России

Ковтюх Г.С., Волошун П.В., Захарова И.А., Хрептус Е.С.
В статье рассматриваются традиции милосердия и благотворительности врачей, профессоров медицины, их участие в работе Российского общества Красного Креста. Показана роль Н.И.
Читать PDF
659.16 кб

Мыслить геополитическими категориями патриотический долг российской элиты (заметки по истории советс

Карякин В. В.
Читать PDF
282.19 кб

Поколенческие различия восприятия ценности «Долг»

Статья посвящена изучению различий содержания ценности долг в обыденном общественном сознании представителей двух поколений: перестроечного и постперестроечного.
Читать PDF
451.77 кб

Метод ситуационного анализа в этике. Насилие и долг (случай Мориса Кончиса)

Тихонова Е. В.
В данной статье предложено описание применения метода ситуационного анализа на занятиях по курсу «Этика» в рамках темы «Насилие и ненасилие».

Похожие термины:

  • Долг чести

    ср. честь, чувство чести.
  • профессиональный долг

    выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями,исходящими из ценностей сформированных профессиональной деятельностью.
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ ПСИХОЛОГА

    обязанности и ответственность, которую берет на себя психолог-консультант как специалист и персонально несет за принимаемые им решения, предпринимаемые действия тогда, когда он консультирует кл
  • Долг врачебный

    ключевое понятие медицинской деонтологии и врачебной этики. Состоит в выполнении всех требований, связанных с работой врача и достижением главной цели — успеха в лечебной деятельности и оздоров