одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. В основе догматизма лежит слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений.
ДОГМАТИЗМ
Догматизм
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
Догматизм
греч. dogma) – способ мышления, опирающийся на догмы, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета конкретных исторических условий. Принятие догм как руководящих принципов умственной деятельности может быть описано терминах психопатологии, здоровому и адекватному индивиду это не свойственно по определению. Синоним: Доктринерство.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ДОГМАТИЗМ
недиалектический тип мышления, которому присуще игнорирование конкретных условий места, времени и др. обстоятельств при анализе любых актуальных проблем, шаблонность при их решении. Д. свойственны слепая вера в авторитеты, защита устаревших социальных схем, изживших себя (или изначально ошибочных) положений. Д. конфликтогенен по своей сути, т. к. мешает правильно оценить сложившуюся обстановку, использовать новые, возникающие в различных ситуациях взаимодействия, возможности в интересах группы, организации или общества. В политике Д. ведет к серьезным ошибкам в стратегии и тактике политической деятельности, образованию культа личности, канонизации идеологем, слепому доверию лидеру.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Догматизм
свойство, расположенное «на рубеже» между личностными чертами и стилевыми характеристиками. Как личностная черта он граничит с авторитарностью и имеет с ним много общего; как стилевая характеристика он оказывает сквозное регулирующее влияние на познавательные процессы. В основе Д. — жесткость установок (см. Установка когнитивная), обеспечивающая стабильность мира за счет отвержения информации, противоречащей имеющемуся образу мира. Д. выполняет функцию удовлетворения потребности в понимании мира как целого и одновременно с этим функцию «тотальной идеологической защиты».
Д. характеризуют четыре главных фактора:
Социальная желательность, или конформность (следование нормам).
Сверхценные тенденции (следование идее).
«Вождизм» (следование авторитету).
Изоляционизм.
Д. связан с низким общим и невербальным интеллектом, эмоциональной стабильностью, доминантностью, ригидностью и социабельностью.
Догматический стиль преподавания снижает позитивность образа Я в противоположность преподавания учителями, склонными к экспериментированию и гибкому использованию педагогической тактики: в этом случае у учеников формируется более положительный образ Я (см. Я-образ).
Д. характеризуют четыре главных фактора:
Социальная желательность, или конформность (следование нормам).
Сверхценные тенденции (следование идее).
«Вождизм» (следование авторитету).
Изоляционизм.
Д. связан с низким общим и невербальным интеллектом, эмоциональной стабильностью, доминантностью, ригидностью и социабельностью.
Догматический стиль преподавания снижает позитивность образа Я в противоположность преподавания учителями, склонными к экспериментированию и гибкому использованию педагогической тактики: в этом случае у учеников формируется более положительный образ Я (см. Я-образ).
ДОГМАТИЗМ
ДАГМАТЫЗМ / DOGMATISM (от др.-греч. įȩȖȝĮ– мнение, учение; решение)– способ мышления и подход к решению теоретических и практических задач, оперирующий догмами (неизменными вечными положениями, не подвергаемыми критике) и опирающийся на них. Для Д. характерны отсутствие критики и сомнений, консерватизм мышления, неспособность воспринимать информацию, противоречащую догмам, слепая вера в авторитеты. Д. во всех сферах научной деятельности является мощным тормозом научного развития. Довольно часты проявления Д. в религиозной мысли и практике. Д. в профессиональной деятельности негативно воздействует и на процес, и на результат труда. Д. руководителя проявляется в негибкости управления коллективом, злоупотреблении властью, абсолютизации формальных правил, требований субординации, инструкций без учета требований текущей ситуации. Д. руководителя препятствует проявлению инициативы подчиненных, их профессиональному росту, снижает мотивацию труда и удовлетворенность трудом, способствует созданию неблагоприятного психологического климата в коллективе. Д. педагога проявляется в бездоказательности, категоричности, схематизации обучения и воспитания, толкает учащихся на зубрежку, злоупотребление цитатами, некритическое усвоение того, что им преподносится. Д. педагога сковывает творческое мышление, самостоятельность и инициативу обучаемых. Д. педагога противоречит творческому характеру его деятельности, приводит к шаблону в работе, недооценке индивидуального подхода к обучаемым. В политической сфере Д. является расхожим политическим клише с целью опорочить политических оппонентов. Т. В. Разина