ДЬЯЧЕНКО ВИТАЛИЙ КУЗЬМИЧ

Найдено 1 определение
ДЬЯЧЕНКО ВИТАЛИЙ КУЗЬМИЧ
1923) Известный ученый-педагог, основоположник дидактики как науки об обучении. Основные педагогические труды: Общие формы организации процесса обучения. – Красноярск, 1984; Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.,1989; Сотрудничество в обучении. – М.,1991.; Передовой педагогический опыт в современных условиях. – Алма-Ата,1991; Новая педагогическая технология учебно-воспитательного процесса. – Усть-Каменогорск,1992; Новая педагогическая технология и ее звенья. – Красноярск,1994; Диалоги об обучении. – Красноярск,1995; Диалоги о школе ХХI века. – Алматы,1995; Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология. – Красноярск,1998; Современная дидактика: В 2-х ч. – Новокузнецк, 1996; Основы современной дидактики. – Алматы, 1996; Реформирование школы и образовательные технологии: В 2-х ч. – Новокузнецк, 1999. Прошел путь от рядового учителя школы, преподавателя вуза до зав. кафедрой педагогики и психологии института усовершенствования учителей. Обучался в Тимирязевской сельскохозяйственной академии, Киевском государственном пединституте, аспирантуре. В 1951 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Учение о понятиях в курсе преподавания логики в школе». Педагогическую и научно - педагогическую деятельность вел в Киевском госпединституте, Киевском госинституте физкультуры, в школах №№ 544, 12, 91, 16, 13, 343 г. Москвы, НИИ МО АПН РСФСР, ЦИУУ, Красноярском госуниверситете. В настоящее время зав. кафедрой Красноярского краевого ИУУ. С 40-х гг. ХХ столетия ведет научно-исследовательскую и практическую работу по созданию дидактики как науки об обучении, с позиций естественнонаучного подхода разработал понятийно - категориальный аппарат современной дидактики («обучение», «организационные формы обучения», «организационная структура учебного процесса», «методы обучения», «способ обучения»); создал теорию организационных форм обучения, теорию стадиального развития учебного процесса; разработал концепцию реформирования, которая предусматривает научно обоснованную радикальную перестройку системы образования. Обучение, по В.К. Дьяченко, должно основываться на трех «китах»: самостоятельность, коллективизм, разновозрастность. Согласно его периодизации, учебно-воспитательный процесс в своем эволюционном развитии прошел индивидуальный способ обучения и воспитания (ИСОВ), который был постепенно вытеснен групповым (ГСОВ), переживающим сейчас период кризиса, выходом из которого является переход на коллективный (КСОВ). Реализация идей КСОВ, по мнению ученого, означает высший этап в развитии школы и образования в целом. С 1996 г. – действительный член Международной педагогической академии.

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент