ДЬЯЧЕНКО Михаил Иванович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДЬЯЧЕНКО МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
(р. 1955)-белорусский психолог, специалист в области общей и педагогической психологии. Основная тема исследований: готовность к деятельности в напряженных ситуациях.
Соч.:Психология высшей школы (в соавт. с Л.А. Кандыбовичем). Минск, 1981; Готовность к деятельности в напряженных ситуациях (в соавт.). Минск, 1985; Краткий психологический словарь (в соавт. с Л.А. Кандыбовичем). Минск, 1996.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ДЬЯЧЕНКО Михаил Иванович

(р. 1919) -российский военный психолог, д-р психологических наук (1969), профессор. Учился в Киевском ун-те (1937-1941), откуда ушел на войну. Награжден боевыми орденами и медалями. Окончив военное училище и Благовещенский педагогический ин-т (1948) поступает в адъюнктуру (аспирантуру) Высшего военно-педагогического ин-та в Ленинграде (1949— 1952). Канд. (1952) и док. дис. Д. были посвящены психологии войны и боя. С 1953 года занимался научной и преподавательской деятельностью в Военно-политической академии им. В.И. Ленина и ин-те военной истории Министерства обороны (1983—1990). По его инициативе в ВПА им. Ленина была создана сначала кафедра военной педагогики и психологии (1959), а затем кафедра психологии (1984). Д. — создатель современной школы военной психологии, учитывающей, что военная психология является отраслью не только психологической, но и военной науки и имеет специфические психологические закономерности. Подчеркивал необходимость усиления ее самостоятельности, близости к военной практике, необходимость преодоления идеологизации многих понятий и категорий, обновления ее теоретико-методологических принципов, учета опыта дореволюционных военных психологов (Головина Н.Н., Драгомирова М.И.). Обоснованию значения военной психологии для развития тактики и военного искусства посвящены работы, созданные авторскими коллективами под руководством Д., прежде всего Военная психоло-гия(1967), Психологическая подготовка воинов к бою (1966), Психологический анализ боевой деятельности советских воинов (1974), Психолого-педагогические основы деятельности командира (1978) Т.Д. Марцинковская

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

ДЬЯЧЕНКО Михаил Иванович
(1919 г. –2006 г.) Родился 16 февраля 1919 г. в с. Седнев Черниговской области в семье крестьянина. С 1941–1945 гг. – участник Великой Отечественной войны. Воевал на Западном, Брянском, Донском, 1-м Белорусском и 2-м Украинском фронтах в качестве радиста, заместителя политрука эскадрона, комсорга полка. Принимал участие в обороне Москвы, Сталинграда, в освобождении Белоруссии, Польши, Чехословакии, Румынии. За мужество и отвагу награжден орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, орденами Славы III степени, «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени, двумя медалями «За боевые заслуги», многими орденами и медалями ВНР, ЧССР, ПНР, Румынии. Окончил Киевский государственный университет и Черниговский госпединститут. После войны проходил службу в должностях пропагандиста полка, пропагандиста военного госпиталя. С 1949 г. по 1957 г. – адъюнкт кафедры военной педагогики и психологии, затем преподаватель, старший научный сотрудник ВВПИ им. Калинина. В 1952 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Психологический анализ подвига советского воина». С 1957 г., будучи в составе кафедры партийно-политической работы, преподает психологию в Военно-политической академии им. Ленина. Со дня образования кафедры военной педагогики и психологии – ее преподаватель, с 1964 г. – старший преподаватель. Был начальником научной лаборатории по разработке проблем педагогики и психологии для Вооруженных Сил. В 1969 г. защитил первую в нашей стране докторскую диссертацию по психологии на тему «Психологический анализ боевой деятельности советских воинов». С 1970 г. был членом нескольких ученых советов. С 1985 г. – член диссертационного совета Военного университета. По его инициативе в Военно-политической академии им. В. И. Ленина была создана сначала кафедра военной педагогики и психологии (1959), а потом кафедра психологии (1984). Руководил авторскими коллективами по подготовке таких книг, как «Военная психология» (1967), «Новое оружие и дисциплина» (1966), «Психолого-педагогические основы деятельности командира» (1978), которые были опубликованы Воениздатом массовым тиражом. В диссертациях, как и во всей научной и педагогической деятельности М.И. Дьяченко реализует в той или иной мере сложившуюся во время учебы в адъюнктуре под влиянием Г.Д. Лукова и Б.Г. Ананьева теоретическую позицию, согласно которой воинская деятельность подчинена специфическим психологическим закономерностям. Прямолинейное перенесение, «дедуктивная наводка» на военную деятельность положений общей, социальной и других отраслей психологии не способствуют научному развитию военной психологии и повышению се роли в строительстве Вооруженных Сил. Прослеживая развитие военно-психологических исследований в России после 1918 г., М. И. Дьяченко пришел к выводу о необходимости построения новой военной психологии. Для этого необходимо повысить ее самостоятельность, приблизить к военной практике, преодолеть идеологизацию многих понятий и категорий, увлечение «иллюстрированием» устаревших общепсихологических положений, считать военную психологию не только отраслью психологической науки, но и отраслью военной науки, по-новому определить ее теоретико-методологические принципы. В 1983 г. Дьяченко становится старшим научным сотрудником Института военной истории МО СССР. Руководил 30 кандидатами наук и научно консультировал 4 докторов наук. Им опубликовано около 500 научных, учебных и учебно-методических работ, составляющих методологическую и теоретическую основы современной военной психологии. Многие работы переведены на иностранные языки. Основные работы: «О боевом подвиге советского воина», 1954; «Об индивидуальном подходе в процессе обучения и воспитания советских воинов», 1956; «Работа командира взвода по воспитанию своих подчиненных», 1957; «Воля и ее воспитание у советских воинов», 1960; «Психология чувств советского воина», 1961; «Основы психологии», 1962 (в соавт.); «Основы психологии», 1962 (в соавт.); «Индивидуальный подход в воспитании воинов», 1962; «Воспитание дисциплинированности у советских воинов», 1963 (в соавт.); «Психологическая подготовка к боевым действиям в условиях современной войны», 1966; «Новое оружие и дисциплина воина», 1966 (в соавт.); «Влияние боевой обстановки на психику воинов», 1967; «Военная психология и педагогика», I972 (в соавт.); «Психологический анализ боевой деятельности советских воинов», 1974; «Психологические проблемы подготовки и деятельности», 1976 (в соавт.); «Психолого-педагогические основы деятельности командира», 1978 (в соавт.); «Взаимоотношения с многонациональным воинским коллективом», 1989; «Готовность к деятельности в напряженных ситуациях», 1988 (в соавт.); «Психология высшей школы», 1993 (в соавт.); «Военная психология и педагогика», 1998 (в соавт.); «Психологические предпосылки эффективной боевой деятельности воинов», 1999 (в соавт.); «Социально-психологические проблемы в деятельности офицера», 1999 (в соавт.); «История русской военной психологии», 2000 (в соавт.); «История отечественной военной психологии» (в соавт.).

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.