Дизноя ДИЗОНТОГЕНЕЗ ПСИХИЧЕСКИЙ

ДИЗОНТОГЕНЕЗ

Найдено 2 определения термина ДИЗОНТОГЕНЕЗ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ДИЗОНТОГЕНЕЗ

си. Дети с отклонениями в психическом развитии, Детская нейропсихология, Задержка психического развития, Психический дизонтогенез, Психология специальная, Умственная отсталость.

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ДИЗОНТОГЕНЕЗ

см. диз- и онтогенез] - нарушение индивидуального развития организма (онтогенеза) в перинатальный и ранний постнатальный периоды

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

Найдено научных статей по теме — 12

Искаженный дизонтогенез: развитие идей В. В. Лебединского

Бардышевская Марина Константиновна
В статье обсуждаются перспективные направления исследований закономерностей и механизмов искаженного развития у детей. Статья построена на основе обобщения результатов лонгитюдных наблюдений за психическим развитием 170 детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), неоднократно госпитализировавшихся в детскую психиатрическую больницу № 6 г. Москвы в 1997-2015 годах, и за 36 детьми с аутистическими симптомами и выраженной неравномерностью психического развития, достаточно хорошо адаптировавшихся в массовых детских садах и школах в 2010-2015 годах. В наших исследованиях некоторые идеи В. В. Лебединского, касающиеся искаженного дизонтогенеза, развиваются следующим образом: 1) неравномерность развития психических функций исследуется на модели развития разных видов символической активности, а не только речи; 2) исследуются различные типы нарушенных связей (не только изоляция, но и спутанность, «залипание», фиксация, «звездные» связи) не только между психическими функциями, но и внутри ранних аффективно-поведенческих комплексов, которые часто фиксируются у детей с РАС, и между этими комплексами; 3) исследуются факторы, определяющие вариативность, изменчивость аутистического развития, в частности, роль восстановления поведения привязанности в компенсации явлений искажения в развитии ребенка с РАС, роль личности ребенка в искаженном развитии (его компенсации или, напротив, в отказах от развития в ключевых областях); 4) разрабатывается методика терапевтического наблюдения за детьми с РАС, которая основывается на выявлении и стимулировании естественных механизмов компенсации искаженного развития, а также на знании адаптивных форм искаженного развития, стремительно распространяющихся в современной детской популяции.
Скачать PDF

Психологический дизонтогенез при синдроме дефицита внимания и ‎ ‎гиперактивности

Баркова Валентина Леонидовна
В последние годы в России все более отчетливо проявляется тенденция к увеличению числа детей с несоответствием психического развития нормативным параметрам. Весьма частой причиной этого является синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Обычно он начинает проявляться уже в дошкольном возрасте. Наибольшая распространенность этого синдрома отмечается среди детей 5-10 лет, снижаясь к возрасту 11-12 лет при постепенном ослаблении его симптомов. Иногда проявления синдрома сохраняются длительно. В подростковом возрасте наблюдается дальнейшее затихание проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, а в ряде случаев отмечается симптомологическая трансформация его проявлений, усиливающая социальную дезадаптацию и увеличивающая риск возникновения поведенческих девиаций. Примерно у 26% ранее гиперактивных детей в подростковом возрасте развивается антисоциальное и агрессивное поведение, усугубляясь в последующем.
Скачать PDF

Когнитивный дизонтогенез при расстройствах аутистического спектра и эндогенной психической патологии

Зверева Н.В., Коваль-Зайцев А.А.
В аналитической статье обсуждается подход к нарушенному когнитивному развитию при расстройствах аутистического спектра и шизофрении у детей и подростков в контексте представлений концепции видов когнитивного дизонтогенеза. Проведен литературный анализ материалов, касающихся особенностей познавательного развития при указанных вариантах патологии у детей и подростков. Даны описания видов когнитивного дизонтогенеза при шизофрении, расстройствах аутистического спектра, представлено соответствие видов когнитивного дизонтогенеза и видов когнитивного дефекта.
Скачать PDF

Особенности организации понятийного и метакогнитивного опыта у детей с разными формами дизонтогенеза

Емелин Андрей Анатольевич
В статье рассмотрены результаты исследования понятийного и метакогнитивного опыта у младших подростков с различными формами дизонтогенеза. Проанализированы различия в сфере когнитивных контролей, показан вариант компенсаторного ресурса через интеграцию характеристик понятийного и метакогнитивного опыта.
Скачать PDF

Умственное развитие детей старшего дошкольного возраста в структуре онтои дизонтогенеза

Афонина Н.Ю.
Определены специфика и механизмы организации структуры познавательной деятельности старших дошкольников с задержанным, нормативным и опережающим умственным развитием.
Скачать PDF

Влияние депривационного дизонтогенеза на проявления дезадаптационных расстройств у детей с умственно

Гузанова Д.Ю., Рычкова Л.С, Супрун A. Stanislav.
Установлена типология дезадаптационных расстройств у детей-сирот с легкой умственной отсталостью; выделены типы: агрессивно-дисфорический, астено-гипобулический и аддиктивный. Представлены психологические и клинико-психопатологические характеристики каждого типа. Определено влияние социально-демографических и возрастных характеристик на проявление типа дезадаптационных расстройств.
Скачать PDF

Дизонтогенетическая концепция гиперактивного расстройства с дефицитом внимания

Правило Екатерина Сергеевна
Рассматриваются вопросы клинико-психологической квалификации гиперактивного расстройства с дефицитом внимания (ГРДВ) как особого варианта психического дизонтогенеза. Квалификация ГРДВ как вида аномального развития определяется таксономическими основаниями классификаций нарушений психического развития в детском возрасте.
Скачать PDF

Теоретико-методологические аспекты изучения дизонтогенеза

Мамайчук Ирина Ивановна
В статье рассматриваются методологические проблемы изучения анормального развития. Дается определение таких понятий, как «развитие», «деятельность», «активность», «адаптация». Анализируются различные подходы к изучению психического развития, в частности, предложенные Л.С. Выготским, А. Гезеллом, С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым. Дается характеристика методологических принципов изучения детей с различными нарушениями.
Скачать PDF

Проблемы предметного содержания в процессе развития современной психологии дизонтогенеза

Сорокин Виктор Михайлович
В статье представлен анализ современных представлений о предметном содержании специальной психологии. Представленные точки зрения сопоставлены автором с толкованием сущности феномена дизонтогенеза. Показано, что представления о сущности нарушенного развития могут выступать внутренним интегратором разных отраслей современной специальной психологии.
Скачать PDF

Изучение особенностей развития детей в условиях дизонтогенеза

Мамайчук Ираида Ивановна
В статье рассматриваются методологические проблемы изучения анормального развития. Дается определение таких понятий, как «развитие», «деятельность», «активность», «адаптация». Анализируются различные подходы к изучению психического развития, в частности, предложенные Л.С. Выготским, А. Гезеллом, С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым. Дается характеристика методологических принципов изучения детей с различными нарушениями.
Скачать PDF

Совладающее поведение подростковв контексте дизонтогенетической феноменологии (на модели ментальной

Сорокин Виктор Михайлович, Колосова Татьяна Александровна
В статье представлены результаты изучения защитного поведения умственно отсталых подростков в ситуации фрустрации. Рассматриваются способы реагирования на фрустрацию, механизмы психологической защиты и совладающего поведения. Делается попытка объяснения особенностей защитного поведения с позиции личности умственно отсталого подростка.
Скачать PDF

Дизонтогенетические особенности общения детей и подростков с умственной отсталостью

Защиринская Оксана Владимировна, Кулага Полина Юрьевна
В статье рассматриваются особенности дизонтогенеза общения детей и подростков с умственной отсталостью. Приведены результаты эмпирического исследования развития общения умственно отсталых детей в возрасте от дошкольного до подросткового. Показаны специфические особенности проявления их любознательности в педагогическом общении, стремления к общению с другими детьми. Описаны нарушения личностной основы формирования лидерства и саморегуляции. Результаты исследования социальной перцепции подтверждают наличие нарушения общения умственно отсталых детей по дизонтогенетическому типу.
Скачать PDF