ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Найдено 8 определений термина ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Мышление дивергентное

лат. divergere - отклоняться, расходиться) - характеризует движение мысли в разные стороны с целью охватить различные аспекты проблемы в поисках ее решения или рассмотреть возможность решения проблемы с разных углов зрения. Такое мышление, как предполагают, обычно связано с творчеством, так как оно нередко дает возможность находить новые идеи и решения благодаря использованию других областей знания. Например, можно использовать предмет по его прямому назначению и совершенствовать такое его применение до высшей степени мастерства (конвергентное мышление), но можно поступить и по-другому, а именно применять этот предмет в каких-то новых ситуациях, добиваясь тем самым оригинального, неожиданного результата. Так, использование крыльев при постройке катера позволяет резко увеличить скорость его плавания, чего было бы труднее добиться увеличением мощности двигателя. Простейшей иллюстрацией дивергентного мышления может служить следующая. Можно копать яму в одном месте, чтобы найти полезное ископаемое, делать ее все более глубокой или большей по диаметру, но, если включается дивергентное мышление, такие ямы копают несколько и в самых разных местах. Вероятность добиться нужного результата во втором случае существенно увеличивается. Способность к неожиданным, нестандартным решения обнаружена психологами также у некоторых пациентов с шизофренией.

Оцените определение:

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ

англ. divergent thinking) - см. Интеллект, Креативность.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Дивергентное мышление

См. Конвергентное мышление.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Дивергентное мышление

Словообразование. Происходит от лат. divergere - расходиться.

Категория. Форма мышления.

Специфика. Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ

См. мышление, дивергентное.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

МЫШЛЕНИЕ, ДИВЕРГЕНТНОЕ

Мышление, которое характеризуется процессом "движения в разных направлениях", расхождением идей с тем, чтобы охватить различные аспекты, имеющие отношение к данной проблеме. Такое мышление часто связано с творчеством, так как оно нередко дает новые идеи и решения. Ср. с конвергентным мышлением.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Дивергентное мышление

особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Принято считать, что этот вид мышления является одним из компонентов творчества.

Источник: Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г

Дивергентное мышление

тип мышления, основанный на развитой способности к поиску и нахождению множества вариантов решения проблемы при четко заданных исходных посылках.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г. Словарь основных терминов

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Влияние спортивной деятельности на социальный интеллект и дивергентное мышление как на механизм соци

Яковлева Наталья Владимировна
Обосновывается позиция о психологических свойствах субъекта как о механизмах социализации в современной социокультурной ситуации. Экспериментально доказывается, что дополнительная спортивная деятельность является фактором развития механизмов социализации субъекта: социального интеллекта, дивергентного мышления, способности понимать скрытый смысл социальных ситуаций.Psychological characteristics of a subject are substantiated as mechanisms of socialization in the modern socio cultural situation. It is experimentally proved that additional sport activity serves as a factor of subject's socialization mechanisms: his social intellect, divergent thinking, the ability to understand the hidden sense of a social situation.
Скачать PDF

Дивергентное мышление как предмет психолого-педагогического исследования

Ленкова Алена Александровна
В статье представлен научно-теоретический анализ концепций зарубежных и отечественных теорий феноменов «мышление», «дивергентное мышление». Рассмотрены механизмы развития, обозначены условия формирования дивергентного мышления младших школьников.
Скачать PDF

Дивергентное мышление детей младшего школьного возраста

Кузьмина Е.С.
Скачать PDF

Интерференционные процессы селекции информации при конвергентном/дивергентном мышлении: роль индивид

Каразаева Анастасия Юрьевна, Разумникова Ольга Михайловна
С использованием латерализованного предъявления иерархически организованных букв изучены взаимосвязи интеллекта и креативности с полушарными особенностями внимания и выяснено значение индивидуального профиля моторной асимметрии. Показано, что чем сильнее эффекты интерференции конкурирующих свойств стимулов, тем меньше интеллект и менее выражено типичное доминирование правой руки, но больше креативность. Во взаимосвязи между интеллектом и интерференционными селективными процессами сравнительно большее значение имеет левое полушарие, а между креативностью и эффектом интерференции правое. Индивидуальные стратегии достижения творческой продуктивности связаны со степенью вовлечения правого полушария в решение проблемы и характером межполушарного взаимодействия и зависят как от вербальной или образной природы креативного задания, так и от профиля моторной асимметрии.
Скачать PDF

Формирование дивергентного мышления старших подростков в процессе решения креативных задач

Сафронова Светлана Андреевна
Статья посвящена проблеме формирования дивергентного мышления старших подростков в процессе решения креативных задач дивергентного типа. Данное исследование позволяет определить эффективность использования программы креативных задач для формирования дивергентного мышления старших под-ростков. В статье обозначены основные понятия, представлены результаты исследования, задано направление для дальнейшей научно-исследовательской ра-боты.
Скачать PDF

Особенности формировaния дивергентного мышления стaрших подростков

Сафронова Светлана Андреевна
Статья посвящена особенностям формирования дивергентного мышления старших подростков. В статье рассмотрена проблема формирования дивергентного мышления, обозначены возрастные особенности формирования дивергентного мышления старших подростков, также определены основные понятия, представлены результаты исследования, задано направление для дальнейшей работы.
Скачать PDF

РАЗВИТИЕ КОНВЕРГЕНТНОГО И ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Авдюнина Наталия Александровна
The article is devoted to the study of convergent and divergent thinking in teenage. Such qualities as creative initiative, self-education, ability to solve non-standard tasks are necessary for graduates, applying for jobs. Therefore, the development of convergent and divergent thinking is so important today. Convergent thinking is linear, logical thinking, aimed at the gradual implementation of the task and the adherence to preset algorithms. Divergent thinking is an alternative way of thinking aimed at finding many solutions to one of the original tasks or problems. For teenagers, thinking becomes a meaningful process through the development of reflection, at the same time individual differences among peers become stronger. So, some individuals have reached this age stage, characterized by a lack of cognitive interest, while others show a genuine interest in learning and creativity. At this age the development of creative thinking and desire to solve non-standard tasks are closely linked with the development of intelligence, including not just the study of information, but the manifestations of the intellectual initiative and the creation of something new. Boys and girls tend to theoretical and logical thinking, through which they learn to change and direct their thoughts. It means the development of creative abilities which are purposive in nature. Mental development of students of teenage comes from the accumulation of skills and knowledge and from the formation of new ideas. In the result convergent and divergent thinking are becoming important cognitive processes in early teenage. Early teenage is the period from 15 to 18 years old. This phase coincides with the preparation of boys and girls for entry into independent life, which means the choice of profession and way of life. Therefore, in this research, we examine this age.
Скачать PDF

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е.И.
Скачать PDF

Коммуникация и магическое мышление

Субботский Е.
Скачать PDF

К вопросу о сущности образа страха в мифологическом мышлении

Сапожникова Ирина Владимировна
В статье рассматриваются сущность и формы проявления страха в первобытной культуре. Особое внимание уделяется выявлению общих тенденций и принципов в понимании сущности страха и его образов, его основаниям и влиянию на общество. The article is devoted to the problem of essence and forms of the image of fear in primitive mentality. The work reveals general and unusual tendencies in primitive mentality and their influence on the development of culture.
Скачать PDF

Продуктивность мышления в аспекте индивидуальных особенностей структурной организации когнитивной сф

Ахметова Л.В.
Индивидуальные особенности структурной организации когнитивной сферы личности находятся в тесной взаимосвязи с продуктивностью мышления учащихся. Результаты дисциплинарно-специфических и общих учебных достижений единого государственного экзамена (ЕГЭ) учащихся могут выступать в качестве объективных показателей продуктивности их индивидуального мышления. Установлено, что оптимальное соотношение детерминант когнитивного развития учащихся оказывает существенное влияние на продуктивность мышления.The individual particularities of the cognitive sphere structural organization of a personality are in close connection with the students thinking productivity. The results of discipline, specific and common students achievements at CSE (Common State Examination) may be used as the markers of their individual thinking productivity. It was proved that the determinants balanced correlation of the students cognitive development influences greatly the thinking productivity
Скачать PDF

Использование методики сформированности стратегии творческого мышления (СТМ) для изучения развития т

Бухлина Л. Ю.
В статье рассматривается применение авторской методики диагностики уровня сформированности стратегии творческого мышления (СТМ), которая измеряет креативность путем анализа отдельных актов творчества. Также рассматривается данный инструмент как коррекционный метод, позволяющий проследить ближайшее развитие у учащихся операций СТМ и предусмотреть специальные меры и направления устранения замеченных дефектов формирования.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!