ДИСПОЗИЦИЯ

Найдено 7 определений термина ДИСПОЗИЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ДИСПОЗИЦИЯ

предиспозиция) - готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку или их последовательности. В психологии персоналистической (-> персонализм) означает причинно не обусловленную склонность к действиям; в теории личности Г. Олпорта - многочисленные черты личностные (от 18 до 5 тыс.), образующие комплекс предрасположенностей к определенной реакции субъекта на внешнюю среду, В отечественной психологии термин используется преимущественно для обозначения осознанных готовностей личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленных ее предшествующим опытом (-> концепция диспозиционная).

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Диспозиция

готовность, предрасположенность субъекта к поведен¬ческому акту, действию, поступку, их последовательности.

Источник: Кашапов М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Краткий словарь, 2003 г

Диспозиция

лат. dispositio — расположение] — готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности. В персоналистской психологии (В. Штерн) (см. Персонализм) Д. обозначает причинно не обусловленную склонность к действиям, в теории личности Г. Олпорта — многочисленные черты личности (от 18 до 5 тыс.), образующие комплекс предрасположенностей к определенной реакции субъекта на внешнюю среду. В отечественной психологии термин Д. используется преимущественно для обозначения осознанных готовностей личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленных ее предшествующим опытом. В.А. Ядов

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

Диспозиция

от лат. dispositio — расположение] — достаточно устойчивая предрасположенность личности к определенному характеру и четкой последовательности поведенческих актов. Совершенно очевидно, что содержательное наполнение понятия «диспозиция» в таком прочтении отчетливо корреспондирует с той психологической реальностью, которая описывается с помощью термина «установка». Практически именно это подчеркивают и специалисты в данной области. «В персоналистской психологии (В. Штерн) диспозиция обозначает причинно не обусловленную склонность к действиям, в теории личности Г. Олпорта — многочисленные черты личности (от 18 до 5 тыс.), образующие комплекс предрасположенностей к определенной реакции субъекта на внешнюю среду. В отечественной психологии термин «диспозиция» используется преимущественно для обозначения осознанных готовностей личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленных ее предшествующим опытом» (В. А. Ядов).

Разработанная В. А. Ядовым диспозиционная концепция регуляции социального поведения представляет собой попытку углубления методологической базы изучения социальных установок и разрешения ряда противоречий, выявленных в ранних эмпирических исследованиях аттитюдов (англоязычное обозначение социальных установок, часто используемое и в отечественной литературе).

Наиболее известным противоречием такого рода, является «парадокс Лапьера». Данный феномен был зафиксирован в исследовании психолога Р. Лапьера, проведенного в 1934 г. Суть эксперимента заключалась в том, что Р. Лапьер в сопровождении двух ассистентов — студентов китайского происхождения, посетил свыше 250 отелей в США, фиксируя различия в уровне обслуживания и отношении персонала к нему самому и его помощникам. Только в одном из обследованных таким образом отелей были отмечены явные признаки расовой дискриминации. Два года спустя Р. Лапьер отправил хозяевам тех же отелей письма, в которых он запрашивал о готовности снова принять его и двух его сотрудников-китайцев. Ответ пришел примерно от половины адресатов, причем только один из них выразил безоговорочную готовность принять гостей, 52% содержали отказ, а остальные были неопределенно уклончивыми. На основании своего исследования Р. Лапьер пришел к выводу, что на практике имеют место существенные различия между социальными установками индивида и его фактическим поведением в реальной ситуации. (Заметим, что, во-первых, относительно «парадокса Лапьера» высказались вполне обоснованные сомнения, касающиеся надежности экспериментальной процедуры и репрезентативности полученных результатов и, во-вторых, впоследствии он получил вполне удовлетворительное и, более того, исчерпывающее объяснение в рамках, например, теории когнитивного диссонанса.

Концепция В. А. Ядова базируется на утверждении, что «...человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически, т. е. можно обозначить более низкие и более высокие их уровни». Определение уровней диспозиционной регуляции социального поведения личности осуществляется на основании схемы Д. Н. Узнадзе, согласно которой установка возникает всегда при наличии определенной потребности, с одной стороны, и ситуации удовлетворения этой потребности — с другой. ... Для того чтобы нарисовать общую схему всех диспозиций, необходимо хотя бы условно описать как иерархию потребностей, так и иерархию ситуаций, в которых может действовать человек. Потребности классифицируются по одному-единственному основанию — с точки зрения включения личности в различные сферы социальной деятельности, соответствующие расширению потребностей личности. Первой сферой, где реализуются потребности человека, является ближайшее семейное окружение (1), следующей — контактная (малая) группа, в рамках которой непосредственно действует индивид (2), далее — более широкая сфера деятельности, связанная с определенной сферой труда, досуга, быта (3), наконец, сфера деятельности, понимаемая как определенная социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культурных ценностей общества (4)...

Далее выстраивается ... условная ... иерархия ситуаций, в которых может действовать индивид и которые «встречаются» с определенными потребностями. Эти ситуации структурированы по длительности времени, «в течение которого сохраняется основное качество данных условий». Низшим уровнем ситуаций являются предметные ситуации, быстро изменяющиеся, относительно кратковременные (1). Следующий уровень — ситуации группового общения, характерные для деятельности индивида в рамках малой группы (2). Более устойчивые условия деятельности, имеющие место в сферах труда ..., досуга, быта, задают третий уровень ситуаций (3). Наконец, наиболее долговременные, устойчивые условия деятельности свойственны наиболее широкой сфере жизнедеятельности личности — в рамках определенного типа общества, широкой экономической, политической и идеологической структуры его функционирования (4).

Если рассмотреть с позиций этой схемы иерархию диспозиций, то логично обозначить соответствующую диспозицию на пересечении каждого уровня потребностей и ситуации их удовлетворения. Тогда выделяются соответственно четыре уровня диспозиций: а) первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, ... они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях в условиях семейного окружения, и в самых низших «предметных ситуациях»...; б) второй уровень — более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе, соответственно — социальные фиксированные установки...; в) третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки...; г) четвертый, высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентаций личности, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности... Предложенная иерархия диспозиционных образований, ... выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. Более или менее точно можно соотнести каждый из уровней диспозиций с регуляцией конкретных типов деятельности: первый уровень означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию (поведенческий акт — 1), второй уровень регулирует поступок, осуществляемый в привычных ситуациях (2), третий уровень регулирует уже некоторые системы поступков — или то, что можно назвать поведением (3), наконец, четвертый уровень регулирует целостность поведения, или собственно деятельность личности»1.

Характеризуя иерархию ситуаций (также как и иерархию ценностей), лежащие в основе концепции В. А. Ядова, Г. М. Андреева не случайно подчеркивает, что они носят условный характер. Это позволяет сделать вполне обоснованный логический вывод, что не менее условный характер носит и предложенная В. А. Ядовым иерархия диспозиций, являющаяся, по сути дела, результатом механистического объединения двух исходных условностей. А это означает, что она может рассматриваться лишь как опять-таки условная, или, называя вещи своими именами, умозрительная «регулятивная система по отношению к поведению личности». При всей своей формальной последовательности диспозиционная концепция регуляции социального поведения далеко не всегда применима для решения практических социально-психологических задач (хотя, как считает Г. М. Андреева, и дает вполне убедительное объяснение «парадокса Лапьера» — при ответе на его письменное обращение корреспонденты руководствовались диспозициями четвертого уровня, в то время как при непосредственном взаимодействии, активировались диспозиции второго уровня).

В то же время в психологии малых групп понятие «диспозиция» и производные от него, «дочерние» понятия получают несколько иное, дополнительное звучание. Именно в «диспозиционной» терминологии описываются не подлежащие и не поддающиеся ранжированию статусно-ролевые позиции в той или иной группе. В отличие от ранговой структуры, которая представляет собой упорядочение группы по определенному основанию (что и позволяет выявить количественную соотнесенность положения каждого с положением других по данному признаку), под групповой структурой как дискретным набором определенных позиций понимается совокупность качественно различных точек. При этом каждая такая точка (диспозиция) в определенном смысле единственна в группе и потому не может служить основанием для ранжирования (например, в семье — отец, мать, ребенок и т. д.). Помимо этого, существует целый класс групп, интрагрупповое строение которых в такой важнейшей универсально значимой сфере жизнедеятельности, как отношения неформальной власти, не может быть представлено и описано лишь на основе сравнительного анализа «больше — меньше», «ниже — выше», то есть не может быть адекватно проанализировано по схеме ранжирования. Примером такого рода сообществ, в частности, являются группы правонарушителей в условиях изоляции, которые за редким исключением представляют собой закрытые группы с жесткой стратификационной структурой. Оценивая особенности стратификационной интрагрупповой структуры, характерной для этих сообществ, следует подчеркнуть, что здесь речь идет несомненно о ранговой структуре, так как каждый член группы может быть поставлен на определенное место по признаку его властного влияния в группе. В то же время наличие жестко фиксированной

113

внутригрупповой статусной иерархии кастового характера заметно снижает информативность подобной ранговой структуры по отношению к реальному межличностному взаимодействию внутри группы в целом. Для получения более адекватной картины необходимо условно «наложить» на построенный непрерывный ранговый ряд сетку стратификационной принадлежности. В этом случае количественная соотнесенность позиций власти, выясняемая построением простого рангового ряда, окажется дополненной качественными различиями сгруппированных (по признаку стратификационной принадлежности) мест. В связи с этим имеет смысл говорить о большей информативности «рангово-диспозиционной» интрагрупповой структуры власти: именно такой характер имеет властная иерархия, например, в сообществах несовершеннолетних правонарушителей в закрытых режимных учреждениях.

Практический социальный психолог, работая с конкретными группами и организациями, должен и учитывать особенности диспозиционной готовности отдельных членов общности поступать так или иначе в определенных обстоятельствах внешнего стимулирования поведенческой активности, и психологически грамотно оценивать степень выраженности в реально функционирующей группе интрагрупповой структуры, носящей преимущественно диспозиционный характер.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с

Диспозиция

греч. dyspositio – расположение) – 1. в медицине – то же, что конституциональная или наследственная предрасположенность к заболеванию, диатез (см.). Иногда говорят «предиспозиция», образуя контаминацию двух одинаковых по значению слов (предрасположенность и диспозиция), что не считается правильным; 2. план расположения чего-либо на местности, карте, плоскости и др..

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

ДИСПОЗИЦИЯ

готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности.

Источник: Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999.- 343 c

диспозиция (предиспозиция)

(от лат. dispositio – расположение) – готовность, предрасположенность субьекта к поведенческому акту, действию, поступку, их определенной последовательности. Комплекс предрасположенности к определенной реакции субьекта на внешнюю среду образует черты личности, систему ее установок, ценностей и т.д. (см.: концепция диспозиционная).

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Коммуникативная диспозиция в системе индивидуации личности

Князькина Юлия Викторовна
Показана попытка создания единого концептуального пространства для теории установки Узнадзе, теории личности Юнга и теории коммуникации; достаточно подробно и операционально описываются интровертные и экстравертные стратегии коммуникации по отношению к трансцендентному, социальному и индивидуальному.
Скачать PDF

Внутриличностная конфликтность как диспозиция в зарубежной и отечественной психологии

Красильников Игорь Александрович
Рассматривается внутриличностная конфликтность как диспозиция личности. Делается попытка осмыслить конфликтность с точки зрения теории черт. Приводятся взгляды отечественных психологов на конфликтность с позиции проблемы сознания. Конфликтность рассмотрена через идею о личности, которая обладает врожденным набором предрасположенностей – реагировать устойчиво и постоянно определенным образом в раз-личных ситуациях. Представлено положение Г.Олпорта о том, что противоположным внутренней конфликтности является качество зрелости личности. Рассмотрена точка зрения, что угроза жестко связана с переживанием тревожности, эмоциональной напряженности, а личностная тревожность представляет сквозную характеристику человека и является предиктором невротического конфликта и психосоматических заболеваний. Представлены результаты Г.Айзенка о том, что эмоция страха фиксируется на физиологическом уровне и может быть стойкой у лиц эмоционально неустойчивых. Рассмотрена концепция акцентуаций характера К. Леонгарда, который показал, что некоторые образования личности, несмотря на наследственную детерминацию, могут развиваться под воздействием особого рода психологических травм или трудных жизненных ситуаций.
Скачать PDF

Диспозиция субъекта нормативной ситуации и возможности её исследования в дошкольном возрасте

Баянова Лариса Фаритовна, Садретдинова Эльвира Азгамовна
В статье отражаются теоретические и эмпирические аспекты исследования нормативной диспозиции в дошкольном возрасте. Под нормативной диспозицией понимается готовность ребенка вести себя в соответствии с правилами в нормативной ситуации. Теоретический обзор проблемы нормативной диспозиции включает теоретические положения иерархической теории диспозиции В.А. Ядова; положения теории установки Н.Д. Узнадзе; концепции нормативной ситуации Н.Е. Вераксы; уровневой оценки поведения в нормативной ситуации А.К. Пащенко. Цель заключается в разработке метода исследования индивидуального уровня нормативной диспозиции у детей дошкольного возраста. Метод представляет собой серию незавершенных сюжетов, отражающих типичные для дошкольного возраста нормативные ситуации. Данные сюжеты соответствуют ситуациям с правилами, регламентирующими безопасность, послушность, самообслуживание и самоконтроль ребёнка в старшем дошкольном возрасте. Оценка ответов производится по четырем уровням, среди которых импульсивный, полевой, ролевой, нормативный. В процессе работы над конструированием метода произведена его психометрическая оценка по параметрам конструктной и внешней валидности, ретестовой надежности и дискриминативности. Метод оценки нормативной диспозиции позволяет выявить доповеденческую характеристику субъекта нормативной ситуации степень установки ребенка вести себя в соответствии с правилами.
Скачать PDF

Личностные диспозиции при психосоматическом расстройстве

Языков К. Г., Немеров Е. В., Данилец А. В.
В статье анализируется проблема психологического обоснования психогенно-индуцированной бронхиальной астмы. С помощью методов многомерного статистического анализа показаны признаки (шкалы MMPI, 16PF), дискриминирующие данную форму бронхиальной астмы от других. Выявлены специфические личностные особенности больных, выражающиеся в наличии ипохондрического, тревожно-депрессивного радикала в структуре личности. Тревожность как ведущая черта трансформируется с помощью защитных механизмов в определенное соматическое состояние. Обсуждается положение о патологических телесных феноменах дыхания как знаково-символической функции.
Скачать PDF

Системно-диспозиционная концепция целостной личности

Крупнов Дмитрий Александрович
В статье рассматривается целостная структура личности как система социально-психологических образований и свойств, их иерархическая организация и многомерная природа в единстве инструментально-поведенческих и содержательно-смысловых составляющих.
Скачать PDF

Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств

Крупнов Александр Иванович
В статье предлагается и обосновывается психологическая структура личности. Дается классификация первичных и вторичных свойств личности. Раскрывается внутреннее строение черт личности, исходя из многомерно-функциональной их природы.
Скачать PDF

Диспозиционные детерминанты длительности парных отношений у молодых людей

Лавринович Татьяна Михайловна
В статье рассматриваются диспозиционные детерминанты вступающей в парные отношения личности как иерархически организованная когнитивная система личности, определяющая деятельность субъекта в построении таких отношений. При этом преобладание определенных диспозиций предположительно определяет длительность таких отношений с лицами противоположного пола у молодых людей (на примере исследования группы девушек в возрасте 18-22 лет). Обсуждаются особенности межличностных отношений в контексте специфики проблем парных отношений в этом возрасте. Представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций и социально-психологических установок, их взаимосвязь с продолжительностью парных отношений.
Скачать PDF

Диспозиции защитного и совладающего поведения в контексте индивидуальных особенностей личности

Кружкова Ольга Владимировна
В статье рассматривается интегральный конструкт диспозиций защитного и совладающего поведения личности, анализируется взаимосвязь элементов данного конструкта с личностными особенностями респондентов различных возрастных групп.
Скачать PDF

Связь читательских диспозиций и ценностных ориентаций личности

Китаева А. И.
В статье рассматривается понятие читательской диспозиции, приводится классификация ее видов, разработанная при помощи метода экспертной оценки. Описываются результаты проведенного исследования по выявлению связи читательских диспозиций с ценностными ориентациями личности. Проводится интерпретация полученных результатов.
Скачать PDF

Система читательских диспозиций личности: проблемы типологии и диагностики

Китаева Анастасия Ивановна
В работе рассматривается понятие.читательская диспозиция.. Описывается авторская методика.Книжная полка., созданная для изучения читательских диспозиций. Приводятся результаты исследования, в котором выявлено девять типов читательских диспозиций. Раскрывается их содержание. Перечисляются произведения, наиболее часто упоминаемые по каждому из типов диспозиций. Приводятся данные об относительной частоте проявления выявленных диспозиций у студентов петербургских вузов.
Скачать PDF

Уровень общей активности индивидов и степень выраженности мотивационной диспозиции достижения

Дубов Сергей Алексеевич
В статье обсуждаются результаты исследования на выборке, состоящей из 1854 человек и репре- зентативной населению одного из субъектов Российской Федерации, уровня активности, мотивации достижения и успешности представителей различных больших социально-демографических групп. Использование процедуры кластеризации полученных данных методом k-means позволило разделить выборку на 4 сегмента, характеризующи- еся разным соотношением трех изучаемых переменных. Анализ значений аффинити-индекса, описывающего отли- чия социально-демографической структуры каждого сегмента от структуры выборки в целом, позволил высказать ряд предположений о причинах, обусловивших специфическое для каждого сегмента сочетание уровня активности, величины мотивации достижения и степени успешности респондентов, составляющих данный сегмент.
Скачать PDF

Профессиональные диспозиции как компонент личностного становления

Абакумова Ирина Владимировна, Савченко Наталия Алексеевна
В статье рассматриваются различные отечественные и зарубежные подходы к определению понятия «диспозиция». Анализируется представление о смысловой диспозиции в рамках смысловой теории и смыслообразования. Раскрывается структура, место и значение профессиональной диспозиции как формы смысловой диспозиции. Подчеркивается влияние профессиональной диспозиции на выстраивание профессиональной стратегии, осуществление профессионально-ориентированной учебной и профессиональной деятельности посредством смысловых установок
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!