ДИСКУССИЯ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ-СРЕДЕ

Предыдущий термин:
ДИСКУССИЯ

Следующий термин:
ДИСКУТАНТ

Содержание:

Найдено 2 определения термина ДИСКУССИЯ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ-СРЕДЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ДИСКУССИЯ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ-СРЕДЕ

Также упоминается как дискуссия о природе и воспитании или, в философских работах, дискуссия нативизма-эмпиризма. Это длительные дебаты об относительном вкладе опыта (воспитания, среды, научения) и наследственности (природы, генетической предрасположенности) в структуру организма, особенно человеческого.

Первоначапьно эта дискуссия затрагивала вопросы о врожденных свойствах психики, которые считались универсальными и имеющимися во всех непатологических образцах. В этой связи рассматривалось зрение. Каждый видит трехмерный, евклидов мир. Но чем это объясняется? Тем, как утверждали сторонники Декарта, что мы рождаемся с этим специфическим пространственным знанием, или, как считали эмпиристы, последователи Локка и Юма, тем, что мы учимся видеть эти связи благодаря своему опыту? (См. вопрос Моли-ньюкса.) Эта специфическая форма дискуссии узнаваема и сегодня в аналогичном споре между современными нативистами, поддерживающими взгляды лингвиста Нозма Хомского, утверждавшего, что мы рождаемся с базовым представлением об универсальной грамматике, которое руководит усвоением языка, и более эмпиристически ориентированными теоретиками, утверждающими, что имеются очень общие принципы научения, которые могут объяснять, как усваивается естественный язык без того, чтобы принять наследуемость такой богатой системы.

Однако наиболее бурной дискуссия о природе и воспитании была тогда, когда она переключилась с рассмотрения свойств универсальных, таких как зрение и язык, на рассмотрение истоков различий между индивидами, проявляющимися, например, в их показателях в тестах интеллекта. А именно: в какой степени генетические данные индивида определяют его анатомический и поведенческий фенотип? Эти вопросы нанизываются на понятие наследуемости, пропорции вариации некоторой измеримой черты в популяции, которая может быть приписана генетическим факторам. См. инвайромента-лизм и хередитаризм. О характеристике современного основывающегося на генетике теоретического подхода, занимающегося этим проблемами, см. статью социобиология.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Дискуссия о наследственности - среде

лат. discussio - рассмотрение, исследование) - дискуссия о природе и воспитании, в философском плане - нативизма-эмпиризма (лат. nativus - врожденный, натуральный, природный; empeiria - опыт), то есть дебаты (фр.debats - обсуждение) о роли наследственности (генетических факторов) и среды, воспитания, научения в формировании структуры организма, функций речи и в целом психики человека, его поведения. В самом начале своего зарождения эта дикуссия касалась врожденных, универсальных свойств психики, например, объемного зрения. Декарт и его последователи-нативисты указывали, что эта способность является врожденной, доопытной, лишь проявляющейся в опыте или его организующем. В свою очередь эмпиристы, вслед за Локком и Юмом, настаивали, что этому свойству человек научается, приобретает его опытным путем. Подобная дискуссия ведется и ныне, в частности, это касается проблемы овладения детьми языком. Ноэм Хомски, с позиции нативиста, приводит достаточно убедительные доказательства в пользу того, что человек рождается с неким базовым представлением об универсальной грамматике или врожденной готовностью к овладению языком, которая делает ребенка способным к столь быстрому усвоению языка (см. Бессознательное). Эмпиристически ориентированные лингвисты, напротив, в своих теориях развития речи подчеркивают основную роль языковой практики и общих принципов научения, которые, по их мнению, вполне удовлетворительно объясняют природу столь сложного явления, как усвоение языка. Особенно оживленной была и остается эта дискуссия относительно психических и личностных качеств человека, например, интеллекта. Вообще говоря, абсолютизация роли природного, с одной стороны, и приобретенного опытным путем, с другой, полезна лишь до известной степени, до появления момента синтеза противоположных точек зрения. См. Инвайроментализм, Хередитаризм, Социобиология.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Метод экспериментальной оценки психологической устойчивости в открытой информационной среде

Тытарь А.Д., Тытарь Е.Т., Тулынина А.Ю., Дорофеева Г.А., Евтушенко А.Ю.
Скачать PDF

Исследование стратегий поведения преподавателей в физкультурно-образовательной среде вуза

Митин Евгений Анатольевич
В статье представлен подход к исследованию копинг-стратегий педагога в физкультурно-образовательной среде вуза. Полученные экспериментальные данные могут рассматриваться как основа проектирования инструмента гуманитарных технологий для самоактуализации преподавателя в профессиональной деятельности, исходя из новой парадигмы физкультурного образования.
Скачать PDF

Суицид в молодежной среде

Мартыненко Александр Владимирович
Скачать PDF

Типологический подход в контексте анализа феномена толерантности в образовательной среде вуза

Рудыхина О. В.
В статье рассматривается феномен «толерантность» как многогранное личностное качество, компонентами которого являются стилевые особенности личности как характеристики когнитивной сферы, показатели самоактуализации как компонент ценностно-мотивационной сферы, копинг-стратегии как особенности поведенческой сферы толерантной личности.
Скачать PDF

Проблема буллинга в современной образовательной среде

Петросянц В. Р.
Отражены результаты теоретического изучения проблемы буллинга в зарубежных и отечественных исследованиях. Раскрывается социальная структура буллинга и дается психологическая характеристика его участников.
Скачать PDF

Структура психологической защищенности подростков от насилия в образовательной среде

Лаптева Вера Юрьевна
Рассматривается проблема психологического насилия в школе в аспекте защищенности подростков от деструктивных воздействий социальной среды. Оценка эмпирических данных позволила рассмотреть структурные особенности защищенности в зависимости от параметров психологического насилия в образовательной среде, а также изучить специфику личностных защитных механизмов у подростков при воздействии психологического насилия.
Скачать PDF

Проблемы диалогового общения в человекооператорской среде

Янченко И.В.
Скачать PDF

Механизмы формирования аддективного поведения в молодежной среде

Гришко И.В
Скачать PDF

Особенности смысловых установок личности в закрытой среде

Писарев О. М.
В контексте проблемы изучения многообразия феноменов бытия личности в условиях резкой смены среды представлены результаты эмпирического исследования особенностей смысловых установок личности в закрытой среде. Констатируется необходимость дальнейшего изучения ценностно-смысловых образований личности, находящейся в закрытой среде.
Скачать PDF

Структура субъективного благополучия подростков в образовательной среде с низким уровнем психологиче

Елисеева Ольга Александровна
Рассматриваются особенности структуры субъективного благополучия подростков и характер изменения структуры в зависимости от уровня психологической безопасности образовательной среды школы. Проведенный анализ подтвердил гипотезу о негативном влиянии низкого уровня психологической безопасности образовательной среды на субъективное благополучие подростков и позволил определить содержание структурных изменений
Скачать PDF

Агрессия в среде переменного состава

Богданчиков С.А., Иванов Л.Н.
Скачать PDF

Экстремизм и нетерпимость в среде молодежи: опыт социально-психологического исследования

Шогенов Мурат Замирович
Статья посвящена исследованию актуальных для современного общества вопросов, связанных с проявлениями экстремизма и нетерпимостью. Автор ставит перед собой цель рассмотреть опыт социально-психологического исследования рассматриваемых явлений в среде молодежи. Представлены результаты собственных исследований экстремистского потенциала студенческой молодежи Кабардино-Балкарской республики. Объектом анализа в статье являются ценностно-нормативные и поведенческие установки студенческой молодежи. В качестве предмета исследования выступают значимые в соответствии с задачами исследования социально-психологические характеристики молодежи. В заключение автор делает вывод об адекватности и эффективности использованной исследовательской методики и рекомендует ее для дальнейшего мониторинга рассматриваемого явления.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!