ДИСКАЛЬКУЛИЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Дискалькулия
греч. dys + лат. calculo – считать, вычислять) – любое расстройство счета. Иногда имеется в виду только нарушение развития способности считать.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ДИСКАЛЬКУЛИЯ
приобретенная неспособность нормального интеллектуального развития ребенка, связанная с невозможностью усваивать элементарные арифметические действия. Д. следует отличать от акалькулии.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ДИСКАЛЬКУЛИЯ
Неспособность к обучению, при которой ребенок со средним или выше среднего интеллектом испытывает чрезмерные трудности в изучении обычной арифметики. Следует отличать отакалькулии. См. арифметическое расстройство развития.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Дискалькулия
(Dyscalculia) (от греч. dys и лат. calculo - считать, вычислять). Нарушение способности совершать арифметические действия. Как самостоятельное нарушение наблюдается при очаговых поражениях левой теменно-затылочной области. Является симптомом некоторых форм афазии, особенно т. н. семантической афазии. См. Акалькулия.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Дискалькулия
дис + лат. calculacio - счет, подсчет) – 1. вариант психического дизонтогенеза в виде неспособности ребенка с нормальным интеллектом и при адекватном обучении научиться счету (при отсутствии другой, определенной патологии – раннего детского аутизма, умственной отсталости, депрессии, шизофрении, невротических расстройств); 2. вообще – нарушение счетной способности, не связанное с определенным психическим расстройством и иногда сочетающееся со способности успешно осваивать более сложные области математики, нежеди арифметика..

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Дискалькулия
лат. dis — отделение, calculia — счет) — недоразвитие способностей к вычислительным операциям, патологическая затрудненность при выполнении вычислительных операций. Частота встречаемости Д. в школьной популяции составляет примерно 5%. Д. встречается одинаково часто среди представителей обоих полов. Выделяется два основных типа неспособности к вычислениям в зависимости от степени недоразвития и возраста, в котором она проявилась: акалькулия и Д. Под акалькулией обычно понимаются трудности, приобретенные во взрослом возрасте человеком, который ранее не испытывал никаких трудностей при выполнении вычислительных операций и который сохраняет общие умственные способности. Акалькулия часто сопутствует сложным неврологическим заболеваниям (например, болезни Альцгеймера). Приобретенная или посттравматическая акалькулия является приобретенной неспособностью к вычислениям, развивающейся в результате травмы головного мозга, произошедшей на фоне нормальных общих математических способностей. Под Д. обычно понимается специфическая форма неспособности к обучению, а именно неспособность к математике, являющаяся характеристикой развития ребенка. В этиологии Д. важная роль принадлежит нарушению функционирования систем головного мозга (преимущественно левого полушария), результатом которого является недоразвитие вычислительных способностей. Согласно современному представлению о Д., по крайней мере некоторые из ее форм имеют генетическую этиологию. Результаты выполнения вычислительных операций ребенком, страдающим Д, значительно ниже уровня, характерного для его возраста. Расстройства как взрослого так и детского возрастов характеризуются трудностями счета и другими отклонениями, включающими неспособность идентифицировать и выполнить некоторые арифметические операции (например, сложения или вычитания) и неспособность правильно идентифицировать цифру и ее символику (значение). Арифмерия (неспособность оперировать числами) представляют собой расстройства, развивающиеся при отсутствии нарушений восприятия. Этот подтип описывает узких круг расстройств, связанных с нарушением процессуальных вычислительных способностей. Цифровая алексия (неспособность распознавать цифры) диагностируется у людей, не имеющих возможности правильно опознавать или записывать цифры. В большинстве случаев, цифровая алексия сопровождается словесной алексией (неспособностью распознавать буквы). Цифровая алексия также известна под названием афазическая акалькулия. Пространственная акалькулия характеризуется затруднениями, возникающими у человека при восприятии или зрительной организации арифметических проблем. Такой больной, например, характеризуется тем, что, выполняя вычислительное действие, он игнорирует часть задания, написанную на правой стороне листа. Однако этот же больной способен с легкостью выполнить счетное действие в уме в случае восприятия задания на слух. Таким образом, оба расстройства (цифровая алексия и пространственная акалькулия) включают аспекты нарушения зрительного восприятия. Олигокалькулия (генерализованная Д.) представляет собой общую неспособность, вызывающую расстройство широкого спектра математических функций. Олигокалькулия часто сопровождается умственой отсталостью в то время как остальные формы Д. развиваются при сохранном уровне интеллекта. Вербальная Д. описывает случаи, когда вычислительные операции могут успешно выполняться, но при этом больной неспособен называть числа, символы, количества, понятия или математические операции. Одним из наиболее распространенных симптомов вербальной Д. является неспособность к выполнению простой задачи пересчета. Практогностическая (апраксическая) Д. характеризуется неспособностью к использованию абстрактных математических символов при выполнении операций с объектами. Такие больные неспособны пересчитать объекты или проранжировать объекты на основе их размеров, форм, пространственных характеристик или количества в группе. Неспособность к концептуализации арифметических функций, основанных на операциях с символами (например, плюсом и минусом), уравнений и математических выражений, является ведущим симптомом лексической или цифровой Д. Эта форма Д. часто сочетается с другими типами неспособности к математике и неспособности к обучению (например, неспособностью к чтению — см. дислексия). Предполагается, что лексическая Д. является результатом нарушения визуально-пространственных процессов. Графическая Д (графическая дислексия) характеризуется неспособностью конвертировать вербально предъявленную цифру в ее графический символ, заменить словесное представление чисел их символами или даже просто скопировать написанное число. Часто, однако, подобные люди способны конвертировать символическую репрезентацию числа в его словесную форму. Идеогностическая Д. (диссимболия) представляет собой неспособность к овладению основоположных математических понятий и их связей с другими понятиями. Например, страдающие идеогностической Д. неспособны овладеть даже простыми операциями сложения. Операциональной Д. называется неспособность аккуратно применять математические операции. Найденные решения математических задач либо являются ошибочными в результате неправильного применения математических операций, либо, если решения правильны, являются случайным продуктом применения неадекватных математических операций. Операциональная Д. считается наиболее труднодиагностируемой, поскольку логика, используемая больным при выполнении математических операций, является труднодоступной. Псевдодискалькулия представляет собой недоразвитие математических способностей, возникающее в результате необразованности, отсутствия мотивации учиться, академического отставания или неадекватности обучающих программ. На поведенческом уровне псевдодискалькулия может проявляться в формах, сходных с акалькулией и Д., но при этом этиологически им не соответствовать, то есть не являться следствием травмы головного мозга или нарушений функционирования головного мозга, проявляющимися в процессе развития. Д. диагностируется с помощью специальных тестов математических способностей и тестов достижения. Поскольку этиология происхождения Д. не установлена, медицинские методы лечения не применяются. Единственный эффективный метод на сегодня — специальная индивидуализированная поведенческая и педагогическая терапия.

Источник: Клиническая психология. Словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
351.88 кб

Формирование побудительного компонента культуры познания математики в системе профилактики дискальку

Кондратьева Светлана Юрьевна
В статье рассматриваются вопросы формирования побудительного компонента культуры познания математики в системе профилактики дискалькулии у детей «группы риска» в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Читать PDF
913.89 кб

Особенности поведенческого реагирования в детерминированной среде детей 8-11 лет с дискалькулией

Грибанов Анатолий Владимирович, Рысина Наталья Николаевна, Джос Юлия Сергеевна
В статье представлены данные о стратегиях выбора и временных параметрах процесса принятия решения у детей с дискалькулией в условиях непосредственного реагирования.
Читать PDF
141.18 кб

Особенности поведенческого реагирования у детей с дискалькулией

Грибанов А. В., Рысина Наталья Николаевна
В работе представлены результаты исследования поведенческого реагирования детей 8-9 лет с дискалькулией в разных условиях среды. Данные получены с помощью тестовой компьютерной системы «Бинатест-К».
Читать PDF
799.82 кб

Понятие о дискалькулии: психофизиологические аспекты развития (обзор)

Рысина Наталья Николаевна, Грибанов Анатолий Владимирович
В статье представлены данные о развитии дискалькулии у детей, проанализированы их психофизиологические особенности. Обращает на себя внимание большой разброс когнитивных и личностных параметров этих детей.
Читать PDF
218.67 кб

Диагностика и профилактика нарушений счетных навыков (дискалькулии) у дошкольников «Группы риска»

Кондратьева С. Ю.
В статье рассматриваются вопросы диагностики и профилактики дискалькулии у детей «группы риска» в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Читать PDF
103.90 кб

Диагностика, профилактика и коррекция нарушений счетных навыков (дискалькулии) у дошкольников «Групп

Кондратьева Светлана Юрьевна
В статье рассматриваются вопросы диагностики, профилактики и коррекции дискалькулии у детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Читать PDF
226.67 кб

Актуальные вопросы профилактики дискалькулии у детей с нарушениями речи в системе дошкольного и нача

Кондратьева Светлана Юрьевна
В статье рассматриваются вопросы математического образования детей на современном этапе, профилактики дискалькулии у детей дошкольного и начального школьного возраста, раскрываются вопросы диагностики и профилактики нарушений счет
Читать PDF
97.79 кб

К вопросу диагностики дискалькулии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы

Селькина Лариса Владимировна, Красильникова Юлия Владимировна
В статье раскрываются вопросы диагностики нарушений счетных навыков у школьников начальных классов.
Читать PDF
477.81 кб

Вопросы профилактики и коррекции дискалькулии у детей с тяжелыми нарушениями речи

Кондратьева Светлана Юрьевна
В статье рассматривается понимание термина «дискалькулия», освещаются вопросы профилактики и коррекции дискалькулии у детей дошкольного и начального школьного возраста.
Читать PDF
476.14 кб

Принципы и теоретические положения логопедической работы по профилактике и коррекции дискалькулии у

Кондратьева Светлана Юрьевна
В статье раскрываются принципы и теоретические положения, которые легли в основу создания методики логопедической работы по профилактике и коррекции дискалькулии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с тяжелым
Читать PDF
480.14 кб

Вопросы изучения формирования культуры познания математики в системе профилактики дискалькулии у дет

Кондратьева Светлана Юрьевна
В статье раскрываются особенности развития когнитивной и речевой сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи, направления диагностики предрасположенности к дискалькулии у данной категории детей.
Читать PDF
322.61 кб

Диагностика и профилактика вербальной дискалькулии у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Кондратьева С.Ю.
В статье раскрываются вопросы обследования детей с тяжелыми нарушениями речи, направленного на выявление предрасположенности к дискалькулии.
Читать PDF
268.27 кб

Профилактика вербальной дискалькулии у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Кондратьева Светлана Юрьевна
В статье обращается внимание на значение математического развития для детей дошкольного и школьного возраста. Дается определение дискалькулии, выделяются факторы риска предрасположенности к вербальной дискалькулии.
Читать PDF
211.50 кб

Теоретический обзор проблемы дискалькулии

Плотникова Анна Альбертовна
В статье раскрываются теоретические аспекты дискалькулии, приводятся классификации, этиология, механизмы и симптоматика нарушения.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности коррекционно-педагогической работы по профилактике вербальной дискалькулии у детей с огр

Агаева Индира Бабаевна, Кондратьева Светлана Юрьевна
В статье обращается внимание на значение раннего выявления предрасположенности к дискалькулии у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Похожие термины:

  • Акалькулия (дискалькулия)

    утрата способности воспроизводить счетные операции (Henschen, 1919). При первичной акалькулии ( а + греч.сalculo - считать) это локально-органическое расстройство, оно не связано с нарушением других высших к