/греч. Dionýsia/, в Древней Греции массовые празднества в честь Диониса.
Проводились со II тысячелетия до н.э. в ноябре-декабре (т.н. антесферии; ленеи; сельские дионисии). Позднее трансформировались в городские или Великие дионисии, которые отмечали в девятый месяц афинского календаря (элафеболион), соответствующий второй половине марта – первой половине апреля. Д. носили соревновательный характер, включали представление трагедий и комедий. На время празднеств отменялись все сословные и родственные ограничения, допускалась значительная пол. вседозволенность. Традиции Д. получили развитие в Древнем Риме. См. Вакханалии.
«Дионис, жестокий бог наслаждения, он путешествовал по поверхности земли, окруженный свитой вакханок и сатиров, он разбивал свой лагерь на холме рядом с городом и повелевал всем жителям устраивать праздники в его честь, дионисии, на которых люди должны были пить вино и свально совокупляться; тех же, кто отказывался, Дионис наказывал безумием». Г. Садулаев. Когда проснулись танки.
122.46 кб
Античный дионисизм в русской интерпретации начала XX В. .
Рассмотрена проблема древних мистерий: их роль в общественной жизни людей, общие типологические черты.