ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ ПО АММОНУ

Найдено 1 определение:

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ ПО АММОНУ

Аммон (Ammon G.) - известный психиатр и психотерапевт, основатель Берлинской школы динамической психиатрии. Первоначально обучался у последователей Фрейда (Freud S.) в Берлинском психоаналитическом институте; с 1956 по 1965 г. - у Меннингера (Menninger K.A.) в США. Являлся президентом Международной ассоциации динамической психиатрии.

Одно из центральных понятий Д. п. п. А. - социальная энергия. В трудах Аммона содержатся разные определения этого понятия: "социальную энергию я понимаю как энергию, данную индивидууму из окружающего его мира", "социальная энергия - сила, которую люди могут давать друг другу", "социальная энергия - это идентичность как психическая энергия, мотор структурного развития "Я"".

Судя по этим определениям, а также по тому, что он однозначно не считал социальную энергию "биологически-физической величиной", Аммон использовал этот термин не в его традиционном физическом понимании - как меру движения материи, имеющую определенную физическую природу, а в более общем смысле - как деятельную силу. Он указывал, что у него есть предшественники. Среди прочих ссылался на Бетчера (Boettcher H.), который говорил о межличностном энергетическом уровне, причисляя сюда мотивационный и информационный компоненты, и даже на В. И. Ленина, который также упоминал о социальной энергии - без сомнения, в обыденном смысле этого слова. Говоря о важности человеческого эмоционального тепла в проблеме воспитания, Аммон ссылался на работы А. С. Макаренко, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева и П. Я. Гальперина, но тем не менее утверждал, что то, что он вкладывает в это понятие, представляет собой существенную новизну для психологии и психоанализа. Главное отличие заключается в том, что развитие личности понимается на основе социальных, межличностных процессов, а не изолированно от аутохтонных биологических закономерностей. Фрейд говорил о биологически-физическом неспецифическом резервуаре энергии, из которого исходит рост функции "Я". На первоначальном этапе Аммон вслед за Фрейдом предполагал, что источником социальной энергии является раннее нарциссическое обращение первичной семейной группы, иными словами, заботливое отношение родителей в раннем детстве. Однако позднее он пришел к выводу, что психическая энергия не возникает изнутри, а связана с социальным полем человека и что человеческому развитию способствует не только удовлетворение нарциссических потребностей, но и социальная энергия в виде критики, сомнений. В рамках такого понимания ребенок, оставшийся без материнского ухода (наблюдения в детских домах), умирает не от имманентного инстинкта смерти, как это трактует Шпитц (Spitz R. А.), а от социально-энергетического голода.

Дистанцируясь от принятых в психологии понятий "источник" и "получатель" в описании контакта, Аммон полагал, что речь при общении идет не в линейном измерении, а в параметре силового поля, формирующегося в ходе контакта и структурно дифференцирующегося за счет изменений актуальных и латентных отношений.

В понимании Аммона, возникающая при общении между людьми социальная энергия подчиняется закономерностям групповой динамики, руководящей подачей социальной энергии и воздействующей на отдельные функции "Я" в их взаимозависимости. Занятие каким-то предметом или вещью также может стать социально-энергетически действенным, поскольку происходит в социальном поле, определяемом межличностными отношениями, - в социально-энергетическом поле.

С точки зрения Аммона, наиболее существенное следствие пребывания человека в социально-энергетическом поле - развитие его личности. Каждая значимая для человека встреча меняет его, результатом является постоянно меняющаяся целостная идентичность, формирующаяся на основе цепи важных встреч и кризисных ситуаций. Социальная энергия выполняет функцию трансмиттера между динамикой группы и структурными следствиями для каждого участника этой группы. Структура "Я" - это "текучая социальная энергия, которую личность отражает в сумме полученной социальной энергии как в количественном, так и в качественном отношении", а умение регулировать социальную энергию, способность получать и отдавать ее Аммон относил к одной из центральных функций личности, тесно связанных с ее идентичностью.

Действенность социальной энергии, с точки зрения Аммона, обусловлена тем, что она затрагивает "центральное "Я" человека, т. е. его бессознательное". Развитие личности идет по спирали, при этом она проходит следующие этапы: получение социальной энергии, структурные изменения в бессознательном, изменение идентичности "Я" и внутригрупповых отношений и новый уровень получения социальной энергии.

Аммон дифференцировал качество социальной энергии (конструктивная, деструктивная и дефицитарная), определяющее характер формирующейся личности. Конструктивная социальная энергия определяется большей выносливостью к нагрузке. Характерная особенность этого вида энергии состоит в том, что к человеку не только относятся с теплом, вниманием, не только принимают его всерьез, но и "держат перед ним зеркало, в котором показывают ему, кто он и куда может развиваться". По способности переносить страх можно определить социально-энергетический потенциал человека. Деструктивная энергия сопутствует любым формам открыто враждебного, агрессивного обращения к человеку, ограничения его личной свободы. Дефицитарная социальная энергия представляет случаи намеренного отказа от обращения к человеку, лишения его эмоционального тепла и стимулов структурного роста личности. Дефицитарное социально-энергетическое поле, как считал Аммон, характерно для формирования симбиотических отношений.

В патогенных групповых структурах социальная энергия может поддерживать, усиливать неконструктивные, морбидные личностные характеристики. Так, партнеров по группе, способствующих взаимоподкреплению нарциссических потребностей, Аммон образно называл нарциссическими сообщниками. Из понимания морбидной роли социальной энергии вытекает и концепция терапии по Аммону. Групповые деструктивные и дефицитарные поля, поддерживающие заболевание, должны быть в терапевтическом социально-энергетическом поле заменены на конструктивные - временно, до наступления соответствующих изменений в бессознательной сфере, которые будут иметь следствием иную идентичность "Я", другой рисунок социального поведения и потребностей. Предполагается, что после этого пациент уже сам, вне терапии, будет стремиться к попаданию в конструктивные социально-энергетические поля, что должно привести к устойчивому выздоровлению. Задача терапии - обеспечить создание социально-энергетического поля, которое было бы адекватно актуальному состоянию идентичности "Я" больного. Регулирующую работу с целью обеспечить способность к приему социальной энергии Аммон считал более важной, чем фокусировку на толковании переноса. Функция психотерапевта - гибко балансировать между удовлетворением нарциссических потребностей больного (избыточное удовлетворение может затормозить индивидуальное развитие на уровне симбиотических отношений с врачом) и конфронтационной работой, обеспечивающей индивидуальный рост (избыточная активность чревата вырождением архаичных страхов быть покинутым матерью).

Представление о решающем значении для развития личности социальных отношений индивидуума, далеко выходящих за пределы диадного контакта с матерью, давно уже является общепризнанным в психологии и психоанализе. Основополагающие работы в этой области появились еще в довоенные годы. К концепции инстинкта смерти, отвергаемой сейчас большинством психоаналитиков, критически относился к концу своей жизни и ее автор. О силовом поле социального воздействия, полемизируя с линейным видением межличностных отношений, как известно, впервые заговорил Левин (Lewin K.). И хотя в свете этих данных трудно говорить об абсолютной новизне этой стороны концепции социальной энергии по Аммону, это ни в коей мере не умаляет заслуг Аммона как одного из страстных полемистов, которому социальная наука обязана своим нынешним состоянием. Понятие "социальная энергия" весьма современно и содержит собственный потенциал дальнейшего развития.

Эффективность психотерапии своих предшественников Аммон объяснял тем, что они могли интуитивно создавать социально-энергетическое поле, но не умели точно оценить, что же на самом деле способствовало эффективности лечения. В значительной степени это, по-видимому, справедливо. Однако многие психотерапевты не согласятся с тем, что само по себе терапевтическое социально-энергетическое поле в достаточной мере определяет последующее стремление больного к благоприятным социально-энергетическим полям и избегание неблагоприятных, и подумают о необходимости коррекции дезадаптивных механизмов психологической защиты. С трудностями формирования мотивации к продуктивному поведению столкнулся, как известно, еще Роджерс (Rogers С. R.).

В системе психотерапии больных неврозами в Д. п. п. А. сочетается широкий спектр вербальных и невербальных методов: индивидуальная и групповая психоаналитическая психотерапия, хореотерапия, музыкотерапия, арттерапия, театр больных, верховая езда, а также терапия средой, в центре которой осуществление проекта совместной групповой работы, избираемого самими больными.

В созданной Аммоном клинике, в Мюнхене, реализована совершенно уникальная по мировым масштабам организация психотерапии и терапии средой, являющаяся, по сути, современным эталоном терапевтической среды психиатрического лечебного учреждения.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

«Мультидисциплинарность» с точки зрения динамической психиатрии как одной из форм интеграции психоан

Бурбиль Илзе
Представлен обзор основных положений динамической психиатрии как примера интеграции психоанализа в психиатрию с позиций биопсихосоциальной парадигмы, мультидисциплинарного и системного подходов.
Читать PDF

К вопросу об организации медико-социальной, психолого-педагогической и психиатрической помощи социал

Балашов. П.П., Сульдин А.М.
Проблемы социально-неблагополучных семей имеют разноплановый характер, помимо низкого уровня доходов, у членов таких семей выявляется неблагоприятное состояние здоровья, конфликтные отношения с учрежд
Читать PDF

Организация психосоциальной и психиатрической помощи геронтологическим контингентам в учреждениях со

Балашов. П.П., Сульдин А.М.
Создание новых организационных форм медико-социальной и психиатрической помощи связано с концептуальными изменениями методологии социального обслуживания, перенесением акцентов на восстановление спосо
Читать PDF

Задачи психологического сопровождения семьи психически больного ребенка в условиях психиатрического

Грошева Е. В.
Психическое расстройство у ребенка и госпитализация его в психиатрический стационар являются источником тяжелых переживаний у родителей.
Читать PDF

Проблема взаимодействия психолога и психиатра при производстве психологической экспертизы

Метелев А.В.
Читать PDF

Возможности использования психолого-психиатрических познаний для разработки прогностических моделей

Иванов Л.Н., Герасимова Е.К.
Читать PDF

Особенности реконструкции бессознательного в материалистической психиатрии Ж. Делёза и Ф. Гваттари

Коломиец Глеб Геннадиевич
Статья посвящена выявлению особенностей материалистической психиатрии как философии сознания путем сопоставления с близкими по предметной и проблемной сфере философскими концепциями.
Читать PDF

Психодиагностические критерии нарушений критичности подростков при судебно-психиатрической и судебно

Мещерякова Кира Васильевна, Рязанова Анна Юрьевна
Предложен новый подход к клиникои экспериментально-психологическому исследованию нарушений критичности при судебно-психологической экспертизе.
Читать PDF

Проблема измененных состояний сознания в психиатрии, психологии и философии

Колчина Алина Геннадиевна
Предпринимается попытка определить основные направления исследования измененных состояний сознания. Подчеркиваются преимущества философского подхода к исследованию этой проблемы.
Читать PDF

Сближение психологии и психиатрии на основе теории биологической эволюции

Овчинников Борис Владимирович
В работе отражены теоретические представления о совместном происхождении психических особенностей человека и психических расстройств.
Читать PDF

Психологическая диагностика в психиатрической клинике: значение психосоциальных характеристик больны

Читать PDF

Эмоциональное выгорание у медсестер психиатрических больниц

Смирнова О.Ю., Худяков А.В.
«Синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) достаточно распространен у медицинских сестер психиатрических учреждений.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!