ДИЛЕММА, ЗАКЛЮЧЕННОГО это что такое ДИЛЕММА, ЗАКЛЮЧЕННОГО: определение — Психология.НЭС
Дилемма Хейнца ДИЛЕТАНТ-АНАЛИТИК

ДИЛЕММА, ЗАКЛЮЧЕННОГО

Найдено 4 определения термина ДИЛЕММА, ЗАКЛЮЧЕННОГО

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ДИЛЕММА, ЗАКЛЮЧЕННОГО

Игра, основанная на классической детективной ситуации. В типичном варианте каждому игроку (заключенному) в отдельности сообщают, что, хотя имеются некоторые прямые доказательства его вины, у него есть два варианта: признаться или не признаться. Если ни один из них не признается, оба получат минимальное наказание, если оба признаются, оба получат относительно серьезное наказание, но если признается только один, то ему его преступление сойдет с рук, но другой получит максимальной наказание. В психологических исследованиях штрафы обычно заменяются малой наградой за признание или за то, что субъект не сделает выбора между двумя реакциями, но принцип остается тем же. Если оба субъекта выбирают вариант А, оба получают умеренную награду, скажем 5 центов; если оба выбирают вариант Б, получают очень маленькую награду (1 цент); но если один выбирает А, а другой выбирает Б, то тот, кто выбрал Б, получает высокую награду (10 центов), а другой очень маленькую или, возможно, вообще ничего не получает. Не удивительно, что эта игра пользуется такой популярностью у психологов, потому что результат всегда зависит от выборов обоих игроков и от степени их сотрудничества.
Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ЗАКЛЮЧЕННОГО, ДИЛЕММА

См. дилемма заключенного.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Дилемма заключенного (prisoner´s dilemma)

игра, используемая в социально-психологических исследованиях, в которых участники должны выбирать между конкуренцией и сотрудничеством. Она возникла на основе стандартного приема следователей (используемого при недостатке доказательств), при котором двух подозреваемых разделяют и сообщают им, что тот, кто сознается, будет отпущен или получит смягчение приговора. Заключенный может выбрать молчание, надеясь, что другой поступит так же (кооперативный вариант) или признаться, надеясь улучшить свое положение (вариант конкуренции).

Источник: Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens. Глоссарий к книге

Дилемма заключенного

греч. dilemma) - игра, в которой каждому из двух участников (представляющих себя в роли заключенных) сообщают наедине, что, хотя имеются некоторые доказательства его вины, у него есть два варианта поведения: признаться в совершении правонарушения или отрицать свою причастность к нему. В случае добровольного признания вины обоими игроками (вариант А), они оба получат минимальную награду (например, по 5 центов); в случае непризнания вины обоими (вариант Б), они оба получат минимальное наказание (например, штраф по 1 центу); в случае, если один игрок признает вину, а другой - нет (вариант В), то первый получит очень высокую награду (например, 10 центов), второй же - очень маленькую награду или вообще не получит никакой). Результат игры прямо зависит от выборов обоих игроков и от степени их взаимодействия, что и предопределяет интерес к этой игре со стороны психологов, изучающих процессы коммуникации.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме ДИЛЕММА, ЗАКЛЮЧЕННОГО — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Сотрудничество и соперничество во взаимоотношениях студентов (на модели дилеммы заключенного)

Березина Т.Н.
В статье описаны результаты эксперимента по исследованию преобладания альтруистической или эгоистической стратегии взаимоотношений среди студентов (на модели разрешения дилеммы заключенного). Эмпирически показано, какой стиль взаимоотношений преобладает у современных студентов гуманитарных специальностей, выявлены гендерные различия в стратегиях взаимоотношений, а также проведено сравнение результатов данного исследования с исследованиями десятилетней давности. The article presents results of the research on the prevalence of altruistic or egoistic strategies in student interrelations (on the basis of the model of a prisoner"s dilemma). It is empirically shown what style of interrelations prevails among modern students majoring in the Humanities, as well as gender differences in the strategies of interrelations. Besides there has also been done a comparative study against 10 year-old data.
Скачать PDF

Что такое хорошо и что такое плохо: этические дилеммы в современном мире бизнеса

Елисеева Марина Александровна
Ведение этичного бизнеса и, как следствие, создание этических кодексов постепенно становится международным стандартом. Исследователей многих стран интересует вопрос, зависит ли уровень этичности поведения индивида от осознания им того факта, что тот или иной поступок считается неэтичным; и если человек осознает это в полной мере, то какова вероятность того, что в данном случае, несмотря ни на что, он все-таки поведет себя неэтично. В данной статье вашему вниманию будут представлены результаты исследований, проведенных мной в России и на Украине. Полученные эмпирические данные свидетельствуют о среднем уровне этичности поведения представителей четырех стран, рассматриваемых в исследовании, что говорит о необходимости акцентирования внимания на вопросах деловой этики.
Скачать PDF

Возрастные различия и идентичность студентов при решении моральных дилемм

Колиниченко Ирина Александровна
В статье доказываются принятие студентами традиционных представлений о гендерных ролях, снижение с возрастом уровня групповой идентичности и уровня развития морали и повышение уровня маскулинности.
Скачать PDF

Условия и факторы решения моральных дилемм в подростковом возрасте

Молчанов Сергей Владимирович
Моральный выбор подростка определяется особенностями взаимодействия когнитивных и эмоционально-личностных факторов, определяющих ориентацию на принцип справедливости, либо на принцип заботы, осуществляемый в определенных социально-психологических и ситуативных условиях. Рассмотрены особенности решения моральных дилемм в концепции морального развития Л. Кольберга, теории просоциального поведения Н. Айзенберг. Выделены следующие типы дилемм морального выбора в ситуации неопределенности: ситуация личностного выбора и принятия решения в условиях неопределенности моральной нормы как регулятора поведения, моральный выбор в ситуации конкуренции моральных норм, дилемма альтер-альтруизма. Определены и описаны условия и факторы решения подростком моральных дилемм: социально-психологические условия (культура, социоэкономический статус, семья, школа), личностные особенности (моральные ценности, моральные чувства и переживания чувство вины, симпатия, эмпатия и дистресс, наличие социо-когнитивных конфликтов в прошлом опыте, близость к жертве и переживаемая личностная идентификация с ней, возраст, пол), уровень когнитивного развития и атрибутивные процессы (восприятие субъектом просоциального поведения других людей как «хорошего», а самого себя как «доброго», осознание альтруистических мотивов своего поведения и сущности своего поведения как поведения заботы ради пользы и блага других, адекватная оценка потребности другого человека в оказании помощи и ее объективной необходимости), ситуативные факторы и структурно-содержательные особенности самих моральных дилемм (по степени вовлеченности личностные и социальные, по степени соответствия социальным ожиданиям антисоциальные, просоциальные и дилеммы социального давления).
Скачать PDF

Когнитивные функции дилеммы в свете проблем искусственного интеллекта

Восковская Л.В., Куликов Д.К.
В статье предпринят анализ когнитивных функций дилеммы, с целью показать на примере этой логической формы содержательный характер мышления и пределы формализации, лежащие в основании программ ИИ. Рассматриваются содержательные особенности сложной дилеммы и анализируются понятия решения и разрешения дилеммы, а также задача выбора между заключенными в ней альтернативами. Утверждается, что разрешение дилеммы есть формально-логический алгоритм вывода, обеспеченный аксиоматическим статусом дилемм, а решение дилеммы подразумевает раскрытие заключенного в ней противоречия и поиск новых отношений между ее условиями и альтернативами. Обоснование этого показано на примере задачи из жизненного опыта Г.С. Альтшуллера. Рассматриваются особенности формализации моральных дилемм и значение внелогических факторов процесса их решения. Показаны ограничения программирования морально квалифицированных систем ИИ, работающих в системе координат ригористической этики и естественного права.
Скачать PDF

Специфика решения моральных дилемм Л. Колберга военнослужащими инженерных войск

Пинчук Д.В., Шимина Л.В.
Скачать PDF

Моральные дилеммы в деятельности практического психолога: подходы к разрешению

Бадалова Марина Вікторівна
АНОТАЦІЯ Конкретизовано поняття морально-етичних завдань у практиці психолога, запропоновано критерії класифікації даних задач і наведено їх специфічні особливості. Уточнено зміст моральної дилеми як особливого виду професійних завдань практичного психолога. Описано підходи і смислові орієнтири мислення психолога, які сприяють розв''язанню моральних дилем.АННОТАЦИЯ Конкретизировано понятие морально-этических задач в практике психолога, предложены критерии классифи-кации данных задач и приведены их специфические особенности. Уточнено содержание моральной дилеммы как осо-бого вида профессиональных задач практического психолога. Описаны подходы и смысловые ориентиры мышления психолога, способствующие разрешению моральных дилемм.
Скачать PDF

Решение социальной дилеммы в группе: эвристики и групподинамические эффекты

Климова Анна Вячеславовна, Костылева Полина Юрьевна, Рудаева Оксана Игоревна
Статья посвящена исследованию различных социально-психологических феноменов, возникающих в процессе принятия решений группой при наличии социальной дилеммы в содержании решаемой задачи. Целью описанного в работе пилотажного исследования стал поиск ответов на такие вопросы, как: отражаются ли индивидуальная прагматичность и стратегия рациональности на групповом выборе решения задачи, содержащей социальную дилемму? Как групповые феномены проявляются в решении задачи, содержащей социальную дилемму? Способствуют ли фасилитационные механизмы повышению этичности решения социальной дилеммы группы, в которой мнения участников поляризованы? В качестве респондентов исследования выступили студенты специальностей «Экономика» и «Менеджмент» (N = 10, 40% женщин, 60% мужчин, возраст 19–24 года). Процедура. На первом этапе с помощью ассоциативного теста были выявлены индивидуальные представления участников о принятии решения. На втором этапе, работая в малых группах, участники решали авторский кейс, условия которого дополнялись новыми фактами (в соответствии с динамической парадигмой неопределенности), исходя из выработанных в предыдущих раундах решений. На третьем этапе две малые группы, принявшие в качестве решения полярные альтернативы, были объединены в одну, с целью поиска общего согласованного решения кейса. Результаты исследования привели к ряду выводов, требующих дальнейшего обсуждения, в частности: выявленные в ходе ассоциативного теста прагматичность и рациональные стратегии представления о принятии решения не находят своего полного отражения в реальной ситуации решения задачи; наличие сильных лидеров обострили эффекты «социальной лености» и «группомыслия», резко сократив количество инициатив, генерируемых для принятия решения; фасилитационная сессия способствовала созданию условий для выработки совместного решения за счет смягчения негативного влияния неверной мотивации и деструктивных эффектов когнитивных искажений. Проверенный в пилотажном исследовании дизайн может быть экстраполирован на целевую выборку, например, менеджеров бизнес-организаций.
Скачать PDF

Три типа понимания субъектом моральных дилемм

Полякова О.О.
Скачать PDF

Ситуационные факторы решения социальных дилемм в экономических играх: эмпирическое исследование на в

Казанцева Татьяна Валерьевна, Марарица Лариса Валерьевна
В работе изучены ситуационные факторы принятия решений в экономических играх, в основе которых лежит социальная дилемма, или необходимость выбора между просоциальной и эгоцентрической линией поведения. Впервые описаны способы решения дилемм «Диктатор» и «Ультиматум», связанные с распределением ресурсов, на российской выборке. В онлайн-исследовании участвовали 163 человека. Рассмотрены такие ситуационные переменные, как: 1) анонимность или знакомство игроков друг с другом; 2) однократное взаимодействие или серия интеракций, т. е. игра с перспективой сотрудничества; 3) наличие или отсутствие возможности избежать кооперации без финансовых и репутационных потерь; 4) наличие или отсутствие взаимозависимости и возможности наказания одним игроком другого; 5) видение ситуации раздела средств из роли донора или реципиента; 6) вероятность принятия неравноценного распределения средств в свою пользу; а также 7) личностные особенности (склонность давать социально одобряемые ответы, кросс-ситуативная согласованность поведения) и 8) демографические данные (пол и возраст). Полученные результаты в целом согласуются с данными современных зарубежных исследований, выявленные различия получили психологическую интерпретацию.
Скачать PDF

Дилеммы Сверх-Я

Килборн Бенджамин
Скачать PDF

Особенности индивидуалыной психокоррекционной работы с заключенными в условиях изоляции

Л. А. Колесникова
Скачать PDF