психолого-педагогический метод, основанный на объединении обучаемых в группы в соответствии с каким-нибудь типическим свойством и разработкой для каждой из этих групп специфических способов и приемов обучения и воспитания. В учебной деятельности для учащихся с различными типологическими особенностями целесообразно использовать следующие педагогические приемы (М. К. Акимова и В. Т. Козлова,1988).
Для учащихся со слабой нервной системой (см. Типологические особенности проявления свойств нервной системы):
Не задавать слабому неожиданные вопросы и не требовать быстрого ответа на них; нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
Желательно предлагать предъявить ответ в письменной, а не устной форме.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на части и предлагать их постепенно, по мере усвоения.
Лучше всего не спрашивать новый, только что изложенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома.
Благодаря построению правильной тактики опросов и поощрения (не только с помощью отметок, но и замечаний вроде таких, как «отлично», «умница», «молодец» и пр.) нужно формировать у учащегося уверенность в своих силах и знаниях.
Следует осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он и сам относится к ним очень болезненно.
Во время письменного опроса нужно дать время для проверки и исправления написанного.
Необходимо реже отвлекать и переключать внимание учащегося; нужно создавать спокойную, а не нервозную обстановку.
В то же время учителю следует учитывать и то, что любят делать учащиеся со слабой нервной системой, что им дается легче:
Они относительно хорошо справляются с заданиями монотонного характера (когда требуется решить большое количество задач одного типа на уроке математики или выполнить несколько сходных упражнений по русскому языку).
Им легче действовать по шаблону, по схеме.
Любят работать обстоятельно, шаг за шагом выполняя задание, поэтому для них благоприятны ситуации, требующие последовательной, планомерной работы; они не отвлекаются, не перескакивают от одного действия к другому, не забегают вперед, а выполняют их в строгой последовательности.
Склонны планировать предстоящую деятельность, любят составлять планы в письменной форме; поэтому они успешнее в тех видах деятельности, которые требуют предварительной и тщательной подготовки; за счет этого они могут самостоятельно постигать более глубокие связи и отношения внутри учебного материала, они глубже и обстоятельнее усваивают темы и поэтому имеют преимущество в ситуациях, где требуется понимание и знание предмета, превышающие объем школьной программы.
Склонны к систематизации знаний, что также обеспечивает им большую глубину усвоения учебного материала.
Предпочитают при ответе и при усвоении материала задействовать внешнюю опору, поэтому разнообразные виды наглядного изображения — графики, схемы, рисунки, диаграммы, таблицы — облегчают им учебную деятельность; они имеют преимущество, когда учитель требует наглядного изображения, например, условий задачи.
Склонны тщательно контролировать выполнение учебных заданий и проверять полученные результаты; если им позволяют это делать, они допускают меньше ошибок, чем ученики с сильной нервной системой.
Относительно учащихся с инертностью нервных процессов учителю лучше:
Не требовать от них немедленного включения в работу, так как их активность на уроке возрастает постепенно.
Не стараться делать задания как можно более разнообразными, поскольку некоторые ученики в таких условиях вообще отказываются работать.
Не требовать от учащегося немедленно изменить неудачные формулировки; тому необходимо время на обдумывание нового ответа.
Не настаивать на импровизации ученика: он предпочитает следовать в ответах общепринятым стандартам.
Не проводить опрос этих учащихся в начале урока.
Избегать ситуаций, когда требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос.
В момент выполнения заданий не отвлекать и не переключать внимание такого ученика на что-либо другое.
Не заставлять учащегося излагать новый, только что изученный материал; опрос следует отложить до следующего урока.
При этом учителю нужно иметь в виду, что ученики, отличающиеся инертностью нервных процессов:
могут работать долго, не отвлекаясь на реплики учителя или на своего одноклассника, отвечающего у доски;
успешно выполняют монотонные виды работ в течение длительного времени;
полностью выслушивают объяснения учителя и только после этого начинают выполнять задание;
склонны к самостоятельному выполнению заданий;
активны в работе по пройденному материалу, поскольку у них лучше развита долговременная, чем кратковременная память;
легче выполняют самостоятельную, чем фронтальную работу.
Литература
Акимова М. К., Козлова В. Т. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. 1988. № 6.
Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна, 2005.
Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004.