ДИАЛОГОВЫЙ ЭВРИСТИЧЕСКИЙ УЧЕБНИК
ДИАЛОГОВЫЙ ЭВРИСТИЧЕСКИЙ УЧЕБНИК
ДЫЯЛОГАВЫ ЭЎРЫСТЫЧНЫ ПАД РУЧ НІК / DIALOGICAL HEURISTIC TUTORIAL– образовательная среда, обеспечивающая создание учеником предметного и коммуникативного (вопросы, доказательства, опровержения и пр.) образовательного продукта в диалоге с культурно-историческим наследием. В результате ученик выстраивает свою индивидуальную образовательную траекторию обучения, учится задавать вопросы, вести дискуссию, видеть и понимать наличие разных точек зрения. Д. э. у. содержит открытые задания (имеющие свое решение для каждого ученика) на постановку целей (в виде вопросов, таблиц на отделение знания от незнания), познание объекта действительности (согласно методологии познания), сравнение субъективного продукта с культурно-историческим аналогом (доказательства, опровержения), обобщение образовательного продукта (доказательства и опровержения утверждения), рефлексию. Электронная форма содержит возможность демонстрации образовательных продуктов учеников (телекоммуникации). Тексты учебника (культурно-исторический аналог) представлены в виде диалогов ученика и учителя, в которых вопрошающая доминанта принадлежит ученику. Структура диалогического учебника состоит из инвариантной диалоговой части (доказательства утверждений с помощью последовательности вопросов, их оп ровер жения, фрагменты диалогов, бесед ученых, мыслителей) и вариативной части, предусматривающей создание учащимися собственной продукции. Главным содержательным компонентом диалогового эвристического учебника является отражение в нем информационно-коммуникативного пространства. Уменьшение процентного содержания монологичного текста сопровождается возрастанием объема диалогового пространства учебника, обеспечивающего возможность творческой самореализации учащегося посредством ряда дидактических возможностей: записать вопросы в специально созданной для этого табличной форме (этап целеполагания), разместить свой фрагмент диалога в качестве обобщенного образовательного продукта (вариативная часть содержания учебного материала), вступить в дискуссию с учеными, мыслителями. Полилогичность учебного текста обеспечивает сравнение образовательных результатов учащихся, характеризует их эмоционально-ценностный, рефлексивный, творческо-формирующий компоненты. А. Д. Король