ДИАЛОГИЧЕСКАЯ САМОСТЬ
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ САМОСТЬ
ДЫЯЛАГІЧНАЯ САМАСЦЬ / DIALOGICAL SELF– это активная, осознаваемая, согласованная, динамическая и гетерогенная сущность личности, конструирующаяся и проявляющаяся во взаимодействии с реальным или воображаемым Другим и воплощенная в тексте, структура и содержание которого интердетерминированы социокультурными, субкультурными и личностными контекстами. Категория Д. с. была введена в научный обиход Х. Хермансом и Х. Кемпеном в начале 1990-х гг., основываясь на диалогическом подходе М. Бахтина и взгляде на самость У. Джемса, дифференцировавшего ее на «I» и «Me». Авторы рассматривают Д. с. как «динамическое множество относительно автономных Я-позиций, полифонию различных голосов, где “Я” способно перемещаться с одной позиции на другую, исходя из изменений ситуации и времени». Позднее Х. Херманс предложил уточненное определение Д. с., представляя ее как «динамическое многоголосие взаимодействующих позиций». Таким образом, он не только обращает внимание на структуру Д. с., но и подчеркивает ее уникальные качества, образующиеся в результате взаимовлияния репертуара Я-позиций. Х. Херманс и Х. Кемпен утверждают, что «Я» способно перемещаться с одной позиции на другую в зависимости от изменений ситуации и времени, радикально менять направления перемещения и наделять каждую позицию «голосом» согласно установившимся диалогическим отношениям между ними. «Голоса» функционируют как взаимодействующие персонажи в рассказе, вовлеченные в процесс вопрошания и ответов, согласия и несогласия. Они обмениваются информацией о соответствующих «Me», образуя сложную, нарративно организованную самость. Это подчеркивает важную черту диалогического подхода к самости– она не рассматривается как единственный гравитационный центр, объединение опыта человека. Она изменчива, полицентрична и постоянно пополняется новым содержанием. Существует два основных подхода к эмпирическому исследованию Д. с.: 1) фокусирующийся на «внутренней стороне», в котором голоса– способы внутренней репрезентации; 2) рассматривающий голоса как семиотический и реляционный процессы (создание смыслов и отношений в процессе коммуникации). В первом случае очевидна ориентация на работу с процессами личности, реализующимися посредством внутреннего диалога. Во втором очевиден интерес к особенностям конструирования самости в межличностном взаимодействии. Это направление в исследовании Д. с. смыкается с нарративным анализом, т. к. повествование субъекта о себе содержит две основные функции самонарратива: репрезентацию самости и интерактивное позиционирование,– позволяющие сместить фокус исследования от эссенциалистских представлений о самости к процессам ее социального конструирования. При этом самость не редуцируется к функции определенной дискурсивной практики, а рассматривается как продукт постоянной самоинтерпретации субъекта. Г. А. Фофанова