Диагностико-коррекционная методика «Мнемошахматы» это что такое Диагностико-коррекционная методика «Мнемошахматы»: определение — Психология.НЭС
Диагностика эффективности педагогических коммуникаций ДИАГНОСТИРОВАТЬ

Диагностико-коррекционная методика Мнемошахматы

Найдено 1 определение:

Диагностико-коррекционная методика «Мнемошахматы»

В. В. Нуркова. Направлена на осознание внутр. конфликтов во временной трансспективе и проигрывание вариантов их разрешения. В основе методики лежит представление о том, что налаживание продуктивного внутр. полилога между инстанциями временной трансспективы личности (я - в прошлом, я - в настоящем, я - в будущем) является важным условием психол. благополучия. Между тем далеко не всегда личное прошлое воспринимается человеком как ресурс развития, будущее как поле реалистичных планов, а настоящее как оперативное пространство деятельности судьбостроительства. Методика носит проективный характер. Пользователю предлагается выбрать шахматные фигуры, к-рые символизируют для него Прошлое, Настоящее и Будущее. Затем он располагает выбранные фигуры на шахматной доске 4 Ч 4. Фигуры предлагается расставить в свободном порядке («как им будет удобно»), не учитывая формальные правила шахматной игры. После этого Пользователю предлагается выбрать фигуру для первого хода и сделать ход согласно стандартным правилам игры. Затем предлагается сделать еще 2 хода. Цель игры не формулируется явно. В методику заложены след. допущения: 1) Предполагается, что выбор для обозначения Прошлого, Настоящего и Будущего той или иной шахматной фигуры (ферзя, ладьи, коня) связано с имплицитной семантикой данных фигур. Ферзь - наиболее мощная фигура с максимальными степенями свободы (на доске 4 Ч 4 доступно до 10 ходов). В русском языке ферзя часто называют «королевой», что отражает главенствующее положение этой фигуры. Ладья - фигура с большой степенью свободы (на доске 4 Ч 4 доступно до 6 ходов). При этом ее траектория отличается прямотой. Конь - самая стесненная в выборе фигура с минимальной степенью свободы (на доске 4 Ч 4 доступно до 4 ходов). Однако в ней есть дополнительная семантика авантюризма («ход конем») и возможность «перепрыгивать» через др. фигуры; 2) Предполагается, что расстановка фигур на доске отражает параметры субъективного доминирования одной из составляющих трансспективы (то, что расположено выше детерминирует то, что расположено ниже), эмоционального принятия (то, что расположено правее более эмоционально привлекательно), взаимосвязь между составляющими трансспективы (соприкасаются фигуры или нет); 3) Выбор фигуры для первого и последующих ходов отражает то «на чьей стороне» играет Пользователь. Если Пользователь устойчиво играет от лица одной и той же фигуры, это говорит о его внутр. позиции (ретроспективный человек, проспективный человек, человек мгновения, по терминологии А. Бергсона); 4) Выбор агрессивной (результативные ходы) или мирной (сохранение максимального количества фигур) стратегии игры отражает наличие-отсутствие конфликта между составляющими трансспективы; 5) Первая фигура - жертва отражает наиболее уязвимый компонент трансспективы. На его «реабилитацию» в первую очередь должна быть направлена коррекционная работа; 6) Изменение взаимного расположения фигур на шахматной доске в ходе игры отражает ожидания Пользователя относительно развития событий его жизни Игра в «Мнемошахматы» осуществляется сначала для целей диагностики, а затем может быть применена в кач. инструмента рефлексивной работы в диалоге с консультантом. В методику включены элементы Цветового Теста Отношений для прояснения эмоционального отношения к компонентам трансспективы. Методика реализована в бланковой и компьютеризированной версиях. Лит.: Нуркова В. В. Планирование прошлого. Автобиографическая память клиента как объект психотерапевтического воздействия // Вторая всерос. науч.-практ. конф. по экзистенциальной психологии. М., 2004.; Она же. Созидание прошлого. К вопросу о потенциале автобиографической мнемотерапии // Моск. психотерапевтический журн., 2005, № 1; Она же. «Ландшафт памяти» - компьютерный инструментарий для диагностики и коррекции автобиографической памяти личности // Третья Всерос. науч.-практ. конф. по экзистенциальной психологии. М., 2007. В. В. Нуркова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Диагностико-коррекционная методика Мнемошахматы — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Методика диагностики представлений об актуальных потребностях коллективного субъекта

Безумова Лариса Геннадьевна, Капцов Александр Васильевич
Рассматриваются понятия субъектности индивида и группы, коллективного субъекта, показана специфика малой группы как объекта социально-психологических исследований, предложена методика диагностики представлений об актуальных потребностях коллективного субъекта, определена ее валидность.
Скачать PDF

Методика для диагностики актуальных потребностей личности

Капцов Александр Васильевич
Описана методика, в основу которой положена модель потребностей Л.М.Фридмана и И.Ю.Кулагиной. Методика диагностирует 15 потребностей методом попарного сравнения (ипсативный формат). Приведены данные психометрического исследования и стандартизации шкал
Скачать PDF

Проективная методика «Квартира» как диагностика эмоционально-мотивационных компонентов общения в мал

Перевозкин Сергей Борисович
Рассматривается роль психометрических показателей в проективных методиках. Предложена рисуночная методика «Квартира», предназначенная для диагностики эмоционально-мотивационных компонентов общения в малой группе. Осуществлена психометрическая проверка методики, приводятся результаты данной проверки.
Скачать PDF

Методики диагностики и коррекции психологической устойчивости

Тытарь Е.Т., Тытарь А.Д.
Скачать PDF

Разработка и валидизация методики диагностики специфических личностных расстройств у молодежи

Костенко А. Л., Шамсутдинова Д. Ф., Линевич В. Л.
В статье представлен опыт разработки и валидизации методики диагностики специфических личностных расстройств у молодежи. Представлена новая экспресс-методика диагностики со шкалами диссоциального, истерического, ананкастного, параноидного, шизоидного, тревожного зависимого и эмоционального расстройств. Показано, что опросник обладает диагностической ценностью, приведены нормативы разработанного теста для молодежной выборки.
Скачать PDF

Методика диагностики эмоционального выгорания у будущих психологов МЧС России

Иванова Светлана Петровна
В статье рассматриваются проблемы эмоционального выгорания и психокоррекции эмоционального выгорания в процессе профессиональной подготовки психологов для МЧС России. Приводятся данные по уровню сформированности эмоционального выгорания у студентов третьего курса. Рассматриваются результаты психокоррекции эмоционального выгорания у студентов третьего курса.
Скачать PDF

Проективная методика диагностики личности «Камни и минералы»

Гостева Галина Ивановна
Results of flight psychometric research constructive validity techniques are presented "Stones and minerals". Reaction, reaction and interrelations of elections and акцентуаций character, personal values on a presentation of semiprecious stones and minerals is considered
Скачать PDF

Опыт применения методики «Круги взаимоотношений» в психологической диагностике однополых и разнополы

This article describes the results of the empirical study of the psychological closeness in homosexual and heterosexual couples which were obtained with using of «The circles of relationships » technique (by T. V. Rumyantseva). This work contains new evidences about the specificity of same-sex and other-sex relationships, expands the sphere of application of «The circles of relationships» technique.
Скачать PDF

Методика диагностики ценностных ориентаций (мдцо)

Пахомова Екатерина Вячеславовна
Представлены результаты разработки методики диагностики ценностных ориентаций (МДЦО). Методика соответствует требованиям, предъявляемым к психодиагностическому инструментарию: определены надежность по внутренней согласованности, содержательная валидность, конструктная валидность. Методика удобна в применении и обработке
Скачать PDF

Стандартизация методики для диагностики актуальных потребностей личности

Дворянкина Татьяна Сергеевна
Описана стандартизация методики для диагностики актуальных потребностей личности. Методика диагностирует 15 потребностей методом попарного сравнения (ипсативный формат). Описаны процесс и результаты стандартизации, приведены переводные таблицы сырых баллов в стены
Скачать PDF

Методика диагностики терминальных ценностей личности

Смирнова Мария Владимировна
В статье рассмотрены понятие «ценность», подходы к исследованию терминальных ценностей личности, осознаваемых и неосознаваемых ценностей личности, проективные методы диагностики ценностей. Приведено описание авторской методики и результаты психометрических исследований.
Скачать PDF

Тестовая методика диагностики морально-нравственных особенностей личности и уровня ее психоэтическог

Сухих А. В., Корытченкова Н. И.
Предлагается методика оценки нравственных качеств личности: ответственности, правдивости, честности и др. The method of an estimation of moral qualities of the person such as responsibility, truthfulness, honesty is offered.
Скачать PDF

Похожие термины: