Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми это что такое Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми: определение — Психология.НЭС
Диагностика системы операций индивидуального стиля педагогического общения ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ОПЕРАТОРА

Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми

Найдено 1 определение:

Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми

Т. Ю. Андрущенко, Г. М. Шашлова. Предназначена для диагностики детско-родительского О. в период кризиса 6-7 лет и позволяет выявить тенденции перестройки социальной ситуации развития и спрогнозировать варианты ее благоприятного или неблагоприятного становления уже на этапе школьного обучения. При построении диагностической процедуры авторы исходили из представлений об О. как двустороннем процессе взаимной направленности действий людей, считая необходимым исследование обеих сторон коммуникативного взаимодействия. Были разработаны 2 опросника след. диагностической направленности: анкета-опросник для взрослых, направленная на выявление содержания О. родителей с ребенком («ОСОР-В»); тест-опросник для детей, выявляющий представления о содержании их О. с родителями («ОСОР-Д»), включающий беседу с ребенком. Анкета-опросник «ОСОР-В» построена на 10 номинальных шкалах, каждая из к-рых состоит из 4 утверждений, касающихся опр. содержания О. взрослого с ребенком. Задание представлено в виде 40 закрытых утверждений. Психолог в процессе прямого опроса предлагает родителям 4 варианта ответов, отражающих меру того, как часто они во взаимодействии с детьми обсуждают ту или иную тему. Для записи ответов используется 4-балльная шкала измерений, с помощью к-рой испытуемые отмечают степень выраженности оцениваемого качества. Окончательный общий результат представляет соотношение 4 выделенных авторами сфер содержания О. Сфера «Быт» объединяет 3 шкалы; сфера «Познание» - 2 шкалы; сфера «Социальный мир» - 2 шкалы, сфера «Внутр. мир ребенка» - 3 шкалы. Авторы выделяют для анализа содержания О. ребенка и родителей след. шкалы. Сфера «Быт»: 1) шкала удовлетворения витальных потребностей ребенка (ВП); 2) шкала ситуативно-бытовых действий (СБД) - помощи по дому и т. д.; 3) шкала формальных совместных занятий (ФСЗ) совместных видов игры и т. д. Сфера «Познание»: 4) шкала содержания познания (СП) - законов природы, анатомофизиол. сведений о человеке, информации об известных ученых, писателях, путешественниках и др.; 5) шкала процесса познания (ПП) - способов самост. изучения ребенком окружающих предметов и явлений, использования окружающих предметов и др. Сфера «Социальный мир»: 6) шкала формальной школьной действительности (ФШД), отражающая выполнение ребенком требований воспитателя (учителя), успехи, неудачи в детском саду (школе); 7) шкала норм социального взаимодействия (НСВ), когда обсуждается соответствие поведения правилам, этическим нормам, с т. зр. того, что «хорошо», что «плохо», взаимоотношения людей, последствия асоциального поведения. Сфера «Внутр. мир ребенка»: 8) шкала мира мыслей ребенка (ММР) - особенностей представлений ребенка о тех или иных вещах, его мнений, взглядов по тем или иным вопросам и т. д.; 9) шкала мира чувств ребенка (МЧР) обсуждение переживаний, настроений ребенка и их причин, его отношение к людям (симпатии, антипатии) и др.; 10) шкала «Я-концепции» ребенка (ЯКР), касающаяся обсуждения перспектив общего развития ребенка, его представлений о себе, об изменениях, произошедших в нем за какой-то промежуток времени (каким он был и каким стал), отношении ребенка к себе. Тест-опросник для детей «ОСОР-Д» позволяет получить информацию о специфике содержания О. 6-7-летних детей с близкими взрослыми с позиции самих детей. Использовалась непрямая (игровая) техника, заимствованная из теста «Диагностика эмоциональных отношений в семье». Процедура была модифицирована применительно к задачам исследования детских представлений о содержании О. с близкими взрослыми. Как и в «материнской» методике, сначала ребенок материализирует свою семью с помощью 20 фигур, представляющих людей разл. возрастов (форм, величин), достаточно стереотипных для идентификации их с членами семьи ребенка. В комплект материала также входят напечатанные на 40 карточках «письма» с короткими «посланиями», в к-рых отражено адаптированное для детей, содержание разл. коммуникативных ситуаций, к-рые соответствуют ранее описанным сферам содержания О. и отдельным шкалам. После установления контакта с ребенком психолог просит его рассказать о людях, с к-рыми он живет в своей семье. Далее с помощью специально создаваемой игровой ситуации ребенок из всего набора фигур выбирает те, к-рые, по его мнению, представляют семью, и в дальнейшем, выполняя задания, обращается к ним как к членам семьи. Показатели, отражающие особенности содержания О. родителей с детьми, ранжируются и выделяются доминирующие сочетания тех или иных видов содержания О. По итогам ранжирования у родителя определяется индивидуальное сочетание видов содержания О., присутствующее в его реальном взаимодействии с ребенком. Эти данные сопоставляются с результатами детского теста-опросника, в к-ром аналогично, путем применения процедуры ранжирования, выявляется, уже с т. зр. ребенка, соотношение видов содержания О., к-рое предлагают ему родители. Лит.: Андрущенко Т. Ю., Шашлова Г. М. Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми // Психолог в детском саду, 2000, № 4; Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. М., 2007. А. Г. Лидерс
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Исследование особенностей общения детей 6-7 лет со взрослыми

Moustafina Anna Robertovna
Communication of children with adults is characterized by several features. Adults speak with 6-7 year-old children on different topics, where topics of everyday actions and social interaction norms prevail. The leading communication from for 6-7 year-old children is out-of-situation personal interaction.
Скачать PDF

Психологическое содержание понятия общения: поиск новых смыслов

Пуртова Т. В.
Автор выдвигает и обосновывает гипотетическое предположение о том, что наряду со сложившимися в теории и практике психологии и педагогики направлениями в понимании общения, выраженными формулой s o и s s, может быть новое осмысление того, что есть общение и что составляет психологическое содержание общения.
Скачать PDF

Нравственные нормы как регуляторы общения ребенка со значимыми взрослыми в старшем дошкольном возрас

Щербина А.И.
Целью статья является изучение осознания нравственных норм как регулятора поведения в процессе общения детей со значимыми взрослыми.
Скачать PDF

Проективная методика «Квартира» как диагностика эмоционально-мотивационных компонентов общения в мал

Перевозкин Сергей Борисович
Рассматривается роль психометрических показателей в проективных методиках. Предложена рисуночная методика «Квартира», предназначенная для диагностики эмоционально-мотивационных компонентов общения в малой группе. Осуществлена психометрическая проверка методики, приводятся результаты данной проверки.
Скачать PDF

Состояние «Барьера» общения и особенности его диагностики

Эксакусто Т.В.
Скачать PDF

Опыт сравнительной диагностики содержания представлений о смерти как фактора проявления тревоги небы

Донцова Екатерина Валерьевна
Статья посвящена актуальной в современной психологической науке и практике проблематике экзистенциальной тревоги. Содержательная диагностика представлений о смерти в двух группах респондентов медицинские и немедиинские работники выстроена в логике поиска выделенных в теоретическом анализе философских, антропологических и собственно психологических источников мировоззренческих компонентов психологических защит от страха смерти.
Скачать PDF

Особенности и содержание диагностической компетенции психолога

Кот Татьяна Викторовна, Абдалина Лариса Васильевна
В статье на основе анализа актуальной психологической, акмеологической литературы сформулировано авторское определение диагностической компетенции психолога, описаны ее основные компоненты.
Скачать PDF

Диагностика затрудненного общения личности подростка

Киселева Е.Ю.
The article presents theoretical justification of psychodiagnostic block' s formation for researching hindered communication of teenager's personality
Скачать PDF

Психологическое содержание и диагностика когнитивного стиля «Диапазон эквивалентности»

Косихин В.В.
В статье представлен анализ существующих подходов к психологическому содержанию когнитивного стиля «диапазон эквивалентности» (ДЭ), предлагается новая интерпретация этого конструкта, интегрирующая ряд предшествующих теорий. Указано направление для исследования детерминант ДЭ, его практической значимости. Описанное в работе эмпирическое исследование посвящено диагностике ДЭ. Выдвинута и получила подтверждение гипотеза: проявление ДЭ связано со способностью к понятийному обобщению (СПО). Разработана и апробирована методика диагностики ДЭ, свободная от влияния СПО, — ограниченная сортировка объектов.
Скачать PDF

Экспериментальная диагностика диалогического общения подростка

Шалабаева Л.И.
В статье изложены результаты эксперимента, проведенного автором, в двух классах средней школы в г. Алматы. Целью исследования являлись особенности развития подростка в диалогическом общении
Скачать PDF

Сущность и содержание психологических методов диагностики и воспитания студентов

Рожков Николай Тихонович
Скачать PDF

Диагностика затрудненного общения подростков

Фомина С.Н., Аверьянова О.Ю.
Скачать PDF

Похожие термины: