ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
(психодиагностика).
1. Установление диагноза психологического – описание состояния объектов, которые могут выступать в различных отношениях отдельная личность, группа или организация. Осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или не выступать самостоятельно – как метод исследования либо как область деятельности практического психолога.
2. Область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Источник: Методы психологии. Терминологический словарь. 2003 г.

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
совокупность теоретических знаний и система практических методов количественного и качественного оценивания психологических свойств человека: его познавательных процессов, психических состояний и личности. В Д.п. представлены методы оценки этих явлений, требования, предъявляемые к этим методам, процедуры конструирования психодиагностических методов, в частности тестов, и способы их проверки на валидность и надежность. Д.п. определяет правила применения психодиагностических методов в практике и условия получения с их помощью достоверной информации. См. валидность, надежность, тест психологический.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
gt; психодиагностика диалог - попеременный обмен репликами двух и более людей. В широком смысле репликой считается также ответ в виде действия, жеста, молчания. Диалог был распространенной формой философских и научных произведений в античности и в новое время. В психологии исследования диалога, связанные с анализом социальных механизмов психики, начались в XX в. Особую область, активно разрабатываемую с 70-х гг., составляют психологические проблемы диалога человека с компьютером. Значение диалога для психологии состоит в том, что у ребенка диалог (речь, вызванная взрослым, обращенная ко взрослому и непосредственно связанная с действием) являет собой исходную, а затем, в течение жизни, универсальную составляющую речевого общения. Каждая реплика диалога - высказывание - как единица речи индивида имеет предметную отнесенность (реплика о чем-то) и социальный характер (обращена к партнеру, регулируется микросоциальными отношениями между партнерами). Диалог, онтогенетически предшествуя речи внутренней, накладывает отпечаток на ее структуру и функционирование, а тем самым и на сознание в целом.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
(греч. psyche — душа и diagnostics — способный распознавать) — область психологической науки, разрабатывающая методы распознания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Предыстория П. д. исчисляется
многими веками. Первые «тесты», предназначенные для определения индивидуальных психологических различий, были известны более четырех тыс. лет назад. История древнейших цивилизаций дает тому немало свидетельств.
В конце XIX в. в психологию проникает и быстро завоевывает популярность идея измерения. Психологическая наука получает возможность количественного выражения индивидуальных различий. Это способствует зарождению П. д., оформление которой в качестве
самостоятельной области исследований завершается в 20-е гг. нашего столетия. Значительный вклад в становление П. д. внесли труды Ф. Гальтона, Дж. Кэттелла, Г. Эббингауза, Э. Крепелина, А. Бине и его сотр., других пионеров измерения индивидуальных
различий.
Начавшись с попыток «охватить числом операции ума» (Ф. Гальтон, 1879), с первых тестов интеллекта, П. д. под непосредственным воздействием общественной практики пробует, и небезуспешно, свои силы в измерении других индивидуально-психологических
особенностей. Уже в 20-е гг. появляются прообразы тех инструментов исследования личности, которые позднее будут названы проективными методиками и опросниками. Однако этот период знаменуется и образованием постепенно углубляющегося в П. д.
разрыва между практикой и теорией. Заметное отставание теоретического уровня осмысления явлений, на измерение которых направлена П. д., от ее методического оснащения сохраняется и сегодня. Развитие П. д. с самого начала теснейшим образом связано
с появлением и совершенствованием математико-статистического аппарата, и прежде всего корреляционного анализа и факторного анализа. С помощью психометрии. П. д. обосновывает требования, предъявляемые к измерению индивидуально-психологических
различий.
В 40—50-е гг. в мировой П. д. сформировались основные диагностические подходы (см. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МЕТОД), была в той или иной степени завершена разработка всех наиболее известных тестов (см. ВЕКСЛЕРА ИНТЕЛЛЕКТА ИЗМЕРЕНИЯ ШКАЛЫ, РОРША-ХА
ТЕСТ, ТЕМАТИЧЕСКОЙ АППЕРЦЕПЦИИ ТЕСТ, «ШЕСТНАДЦАТЬ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ» ОПРОСНИК). В создаваемых в последующие годы за рубежом тестах, несмотря на неуклонное возрастание их количества, нет принципиально новых идей и решений. Период временного
«затишья» в П. д. прекращается в 60-е гг. обращением исследователей к анализу ситуаций, в которых осуществляется поведение.
Стимулом послужили работы, в которых обосновывалось положение о том, что ситуационными, а не индивидуально-психологическими различиями, на которые прежде всего нацелена П. д., объясняется вариативность поведения (В. Мишель, 1968 и др.). Хотя дискуссии
продолжаются и поныне, большинство исследователей считают необходимым учет взаимодействия индивидуально-психологических и ситуационных переменных. Это ставит перед П. д. задачу разработки новых инструментов исследования, более надежных и валидных,
нежели имеющиеся сегодня.
В развитии П. д. в нашей стране можно выделить два периода. Первый следует отнести к началу 20-х — до середины 30-х гг. Это годы массового применения тестов в народном образовании, профотборе и профориентации. Для тогдашнего уровня развития П.
д. в СССР характерным является широкое заимствование зарубежных тестов. Создавались и собственные методики, но им, как правило, не хватало серьезного теоретического и экспериментального обоснования. Результаты тестовых обследований нередко
рассматривались в качестве решающих, абсолютизировались. В то же время советскими учеными был выдвинут ряд прогрессивных идей, разработка которых могла бы способствовать развитию П. д. в нашей стране.
В эти годы в области П. д. плодотворно работали М. С. Бернштейн, М. Я. Басов, П. П. Блонский, С. Г. Геллерштейн, Н. Д. Левитов, А. М. Мандрыка, Г. И. Россолимо, М. Ю. Сыркин, И. П. Шпильрейн, А. М. Шуберт и др. Особо хотелось бы сказать о вкладе
в развитие советской П. д. крупнейшего психолога Л. С. Выготского. Его идеи о диагнозе психологическом в работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства», вышедшей в свет в 1936 г., сохраняют свое значение и сегодня.
Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936) был наложен запрет на применение бессмысленных (как там отмечалось) тестов. По существу, данным постановлением были прекращены все психодиагностические исследования.
Понадобилось около 40 лет, чтобы это направление исследований было полностью восстановлено в своих правах.
В конце 60-х гг. начинается второй период развития советской П. д., отмеченный, бурными дискуссиями о месте ее в системе психологического знания, принципах и методах, об отношении к зарубежному опыту. Постепенно дискуссии уступают место взвешенному
научному анализу существующих проблем, поиску их решения (В. М. Блейхер и Л. Ф. Бурлачук, 1978; Бурлачук, 1979; Е. Т. Соколова, 1980; Психологическая диагностика ; Проблемы и исследования, 1981; М. М. Кабанов, А. Е. Личко и В. М. Смирнов,
1983; Б. В. Кулагин, 1984; В. М. Мельников и Л. Т. Ямпольский, 1985; Общая психодиагностика, 1987 и др.). Задачи, стоящие ныне перед отечественной П. д., сложны и многообразны. Нет такой области практического приложения психологического знания,
которая не нуждалась бы в помощи со стороны П. д. Однако одной из первостепенных задач остается преодоление разрыва между теорией и практикой, между академическими теориями личности и реальностью ее .исследования.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.