ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Диагностика психического развития
Установление уровня развития и индивидуальных особенностей психики человека. Проводится либо путем разностороннего однократного обследования с использованием ряда психодиагностических приемов (тестов), либо путем длительного изучения психики в условиях образовательного (психолого-педагогический метод) или лечебного учреждения (клинический метод). Полученные данные используются для разработки индивидуальных подходов в обучении (особенно для детей с нарушениями психического развития), для лечения, психопрофилактики, в целях профориентации и профотбора и т. д.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
от греч. diagnosis - распознавание) - обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической "нормы" и т. д. Существенное значение для Д. п. р. имеет история развития обследуемого (анамнез).
Процедура Д. п. р. состоит из 2 этапов: 1) сбора психодиагностической информации; 2) постановки диагноза и формулировки рекомендаций. Существуют 2 способа получения информации в Д. п. р.: 1) краткое более или менее разностороннее обследование с применением ряда психодиагностических методик (тестов); 2) длительное изучение человека в условиях учебно-воспитательного или лечебного учреждения. В свою очередь краткое исследование делится на 2 вида: 1) психологическое тестирование, при котором достигается стандартность процедуры и дается количественная оценка уровня психического развития; 2) комплексное обследование (клинический метод по Ж. Пиаже), при котором выдвигаются и проверяются гипотезы и дается качественная характеристика психики человека.
Д. п. р. включается в процесс психологической консультации и заканчивается выдачей психологических рекомендаций. Полученные данные используются для определения путей обучения (это особенно важно при Д. п. р. детей с нарушениями развития), лечения (в психиатрии, психоневрологии, нейрохирургии), в целях профессиональной ориентации и профессионального отбора и т. п. В тех случаях, когда имеются отклонения в психическом развитии человека, с учетом результатов Д. п. р. обсуждаются меры по их исправлению или компенсации. Этот вопрос решается компетентными органами, имеющими соответствующие права (при этом привлекаются необходимые мед., психологические и др. данные).
Отечественные психологи важнейшее значение при Д. п. р. придавали качественному анализу особенностей деятельности и психики человека, выяснению "зоны ближайшего развития" (Л. С. Выготский); решительно критиковали практику формального применения тестов интеллекта, которые направлены на определение суммарной количественной характеристики интеллекта, т. н. коэффициента интеллекта (IQ) или умственного возраста. Подобные тесты не вскрывают причин возможных отклонений в развитии. Кроме того, следует учитывать, что результаты тестирования в значительной мере зависят от условий жизни, обучения и воспитания обследуемых. В последние десятилетия распространены комплексные тестовые батареи, дающие многомерную характеристику психического развития детей (напр., шкала Бейли). Широко используются тесты уровня развития поступающих в школу. Результаты Д. п. р. в определенной мере позволяют оценивать эффективность содержания и методов той или иной системы обучения и воспитания детей. (В. Н. Дружинин.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF

Проблема диагностики психического развития аномального ребенка

Ю.И. Родин
Читать PDF

Задержки раннего нервно-психического развития: подходы к диагностике

Заваденко Николай Николаевич
Популяционная частота задержек нервно-психического развития у детей раннего возраста оценивается примерно в 10%, общей интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости) в 1-3%.
Читать PDF

Проблема диагностики психического развития в педагогике раннего возраста

Хохрякова Юлия Михайловна
В статье поднимается проблема недостаточной валидности отечественных разработок, призванных оценивать развитие детей раннего возраста, обособленности диагностики от планирования педагогического процесса.
Читать PDF

Нарушения психического развития у детей: от молекулярной диагностики к лечению

Воинова В.Ю., Ворсанова С.Г., Юров И.Ю.
Читать PDF

Современные подходы к диагностике различных форм задержки психического развития

Маршалкин Александр Павлович, Порошина Елена Александровна
Рассматриваются различные классификации задержки психического развития (ЗПР), раскрываются различные подходы к диагностике ЗПР, выявляются причины, вызывающие затруднения при формировании однородных групп детей с указанным типом п
Читать PDF

Готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе: от диагностики к особым образ

Бабкина Наталия Викторовна
В статье описывается программа диагностики, позволяющая дифференцированно оценивать психологическую готовность к школе детей с задержкой психического развития.
Читать PDF

Диагностика и формирование способности дошкольников с задержкой психического развития к установлению

Фатихова Лидия Фаварисовна
Показатель уровня развития познавательной деятельности является одним из факторов успешности обучения ребенка в школе.
Читать PDF

К вопросу диагностики, классификации и формирования задержек психического развития у младших школьни

Брель Елена Юрьевна
Обсуждаются причины неуспеваемости школьников и методы их ранней диагностики, преодоления и профилактики. Содержательно анализируется, с различных концептуальных позиций, термин «задержка психического развития» (ЗПР).
Читать PDF

Ранняя психолого-педагогическая диагностика замедленного темпа психического развития: актуальность,

Лихачева Е. Н.
В настоящее время отмечается рост числа детей с задержанным темпом психического развития. Следовательно, со всей остротой встает проблема ранней диагностики задержки психического развития.