ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Диагностика психического развития
Установление уровня развития и индивидуальных особенностей психики человека. Проводится либо путем разностороннего однократного обследования с использованием ряда психодиагностических приемов (тестов), либо путем длительного изучения психики в условиях образовательного (психолого-педагогический метод) или лечебного учреждения (клинический метод). Полученные данные используются для разработки индивидуальных подходов в обучении (особенно для детей с нарушениями психического развития), для лечения, психопрофилактики, в целях профориентации и профотбора и т. д.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
исследование человека в целях определения индивидуальной специфики эволюции его психики, его способностей, индивидуальных черт, психоденотатов, мотивационный моделей, патологических отклонений от психонорм; сам аспект Д. исследуется в фарватере двух этапов: а) сбор-регистрация психодиагностической информации; б) постановка самого диагноза и процедурная формулировка инструкций-рецептов-рекомендаций; исл. полагают, что необходимо руководствоваться двумя базальными модусами получения психодиагностической мультиинформации: а) при лапидарном обследовании, с применением тестов, методик; б) при длительном изучении-обследовании индивида в условиях, в основном, лечебно-клинического учреждения, психо-терапевтических клиник-пансионатов; диагностическое исследование, как максима, подразделяется-дифференцируется на две формы: форма А — псих. тестирование, когда специфико-процедуры предусматривают количественную оценку уровня-модальности психического развития, и форма В—психодиагностическое комплексное обследование, в коем выдвигаются на базальный план проверочно-психодиагностические гипотезы, и уже дается соответствующая модально-качественная характеристика психических моделей присущих субъекту; Д.п.р. активно включена в сам процесс психологических консультаций, и как максима, заканчивается выдачей психорецептов, психоинструкций, психорекомендаций, а полученные данные используются для определения путей дрессировки-обучения-научения тем или иным свойствам навыка, в цепях, например, профессиональной ориентации.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
от греч. diagnosis - распознавание) - обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической "нормы" и т. д. Существенное значение для Д. п. р. имеет история развития обследуемого (анамнез).
Процедура Д. п. р. состоит из 2 этапов: 1) сбора психодиагностической информации; 2) постановки диагноза и формулировки рекомендаций. Существуют 2 способа получения информации в Д. п. р.: 1) краткое более или менее разностороннее обследование с применением ряда психодиагностических методик (тестов); 2) длительное изучение человека в условиях учебно-воспитательного или лечебного учреждения. В свою очередь краткое исследование делится на 2 вида: 1) психологическое тестирование, при котором достигается стандартность процедуры и дается количественная оценка уровня психического развития; 2) комплексное обследование (клинический метод по Ж. Пиаже), при котором выдвигаются и проверяются гипотезы и дается качественная характеристика психики человека.
Д. п. р. включается в процесс психологической консультации и заканчивается выдачей психологических рекомендаций. Полученные данные используются для определения путей обучения (это особенно важно при Д. п. р. детей с нарушениями развития), лечения (в психиатрии, психоневрологии, нейрохирургии), в целях профессиональной ориентации и профессионального отбора и т. п. В тех случаях, когда имеются отклонения в психическом развитии человека, с учетом результатов Д. п. р. обсуждаются меры по их исправлению или компенсации. Этот вопрос решается компетентными органами, имеющими соответствующие права (при этом привлекаются необходимые мед., психологические и др. данные).
Отечественные психологи важнейшее значение при Д. п. р. придавали качественному анализу особенностей деятельности и психики человека, выяснению "зоны ближайшего развития" (Л. С. Выготский); решительно критиковали практику формального применения тестов интеллекта, которые направлены на определение суммарной количественной характеристики интеллекта, т. н. коэффициента интеллекта (IQ) или умственного возраста. Подобные тесты не вскрывают причин возможных отклонений в развитии. Кроме того, следует учитывать, что результаты тестирования в значительной мере зависят от условий жизни, обучения и воспитания обследуемых. В последние десятилетия распространены комплексные тестовые батареи, дающие многомерную характеристику психического развития детей (напр., шкала Бейли). Широко используются тесты уровня развития поступающих в школу. Результаты Д. п. р. в определенной мере позволяют оценивать эффективность содержания и методов той или иной системы обучения и воспитания детей. (В. Н. Дружинин.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЫЯГНОСТЫКА ПСІХІЧНАГА РАЗВІЦЦЯ / MENTAL DEVELOPMENT DIAGNOSTICS– система исследовательских методов, направленных на определение реального уровня психического развития ребенка. Помимо определения результатов развития необходимо также выявить созревающие психические процессы, что проявляется в определении зоны ближайшего развития (Л. С. Выготский), понимаемой как разница между уровнями сложности задач, решаемых ребенком самостоятельно (реальный уровень развития) и в сотрудничестве со взрослым или более развитым сверстником (потенциальный уровень). Это необходимо для выявления оптимальных сроков и содержания обучения детей. Определение актуального уровня развития и зоны ближайшего развития– две задачи Д. п. р., которую называют нормативной возрастной диагностикой (определение соответствия психического развития ребенка возрастным нормам). В результате проведения Д. п. р. выявляют различные показатели психического развития: развитие познавательной сферы (восприятие, внимание, память и др.); формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, уста новки, ценностные ориентации, направленность и др.); овладение системой практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности. Характеристика психического развития человека строится в соответствии с эмпирическими проявлениями его показателей: особенностями физических и умственных действий (например, как ребенок пытается достать игрушку, находящуюся вне поля его досягаемости); особенностями создания и реализации плана– замысла деятельности; особенностями речи ребенка (темп и ритм речи, разговорчивость, активный и пассивный словарь, звукопроизношение, выразительность, построение высказывания в диалогической и монологической речи); особенностями социального поведения (установление контакта, сотрудничество со сверстниками, адекватность поведения ситуации и др.). Д. п. р. применяют для решения целого ряда задач: 1) общая оценка соответствия уровня психического развития возрастной норме и степени отклонения от нее; 2) дифференциальная диагностика (точное определение типа отклоняющегося развития или психической патологии); 3) прогноз психического развития в соотнесении с определенными социальными условиями; 4) разработка программы психологической помощи; 5) оценка динамики психического развития для определения эффективности оказываемой ребенку помощи; 6) определение социальных (образовательных) условий, в наибольшей степени учитывающих индивидуальные особенности ребенка и способствующих нормальному психическому развитию. Осуществление Д. п. р. и определение психологического диагноза проходят ряд этапов: 1) сбор эмпирических фактов и соотнесение их c картиной нормального и отклоняющегося от нормы развития; деятельность в рамках данного этапа позволяет обратить внимание на наличие или отсутствие каких-либо несовпадений с нормальным ходом развития; 2) выдвижение гипотез относительно происхождения и типа (типов) имеющихся у ребенка отклонений в развитии; 3) сопоставление особенностей развития ребенка с психологической структурой дефекта при предполагаемом варианте развития (например, при задержке психического развития); 4) выявление сохранных (полноценно функционирующих) сторон психики и определение прогноза психического развития; 5) определение психологической структуры дефекта у данного ребенка и мишеней, на которые следует направить психологическую помощь. Е. С. Слепович, А. М. Поляков

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Диагностика психического развития
(от греч. diagnosis — «распознавание») — прикладной раздел психологии развития, основная задача которого — целенаправленное и развернутое изучение личности во всем многообразии ее индивидуальных психических проявлений в различных жизненных ситуациях и условиях функционирования. Как наука и практика постановки психологического диагноза она основывается на знании закономерностей психического развития, нормативных его показателей, характерных для разных возрастных групп. Первые исследования в области Д. п. р. связаны с именем французского исследователя А. Бине, который в начале XX в. предложил систему методик для измерения умственного развития детей (см. Возраст, интеллектуальный).
Современная Д. п. р. обладает сложившейся системой методов и опирается на ряд методических принципов, важнейшие из которых: принцип комплексной диагностики (сочетание различных приемов при диагностике одного и того же свойства, подбор методик, направленных на диагностику родственных психических свойств, а также соотнесение данных тестирования с жизненными показателями деятельности [учебной, профессиональной и др.]), учет социальной ситуации развития и предшествующего опыта. Все это позволяет повысить обоснованность психологического диагноза.
В современной Д. п. р. больше внимания стало уделяться целостной личности во всем многообразии ее индивидуальных проявлений в различных сферах отношений и социального функционирования.
Методы Д. п. р. условно делятся на два класса: стандартизованные измерительные и экспертные, или клинические. В качестве стандартизованных методов чаще всего используют тесты, при помощи которых можно измерить отдельные психические функции (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление), свойства личности (темперамент, характер, способности, самооценку и др.), уровень и структуру интеллектуального развития, специальные способности (музыкальные, изобразительные, математические и др.), эмоциональное и морально-нравственное развитие, ценностные ориентации личности, а также межличностные отношения.
Для Д. п. р. используют метод наблюдения, изучение биографий, клиническую беседу, личностные опросники; если речь идет о детях, то привлекают специально составленные опросные листы, которые заполняют родители. Часто применяют различные проективные техники, например рисуночные тесты (нарисуй человека, несуществующее животное, рисунок семьи и др.). В настоящее время получают все большее распространение компьютерные технологии Д. п. р.
Задача Д. п. р. — определение того, насколько развитие соответствует возрастным нормам и каковы его особенности. Если оно замедленное, говорят о задержке психического развития (ЗПР); если ускоренное — об акселерации. Замедление и ускорение развития может быть синхронным, гармоничным, охватывающим различные стороны психической организации индивида, и асинхронным, негармоничным.
Д. п. р. осуществляется при решении задач, связанных с обучением, воспитанием детей: определение готовности к школьному обучению, выявление типа учебного заведения, выбора программы, образовательного маршрута; при возникновении трудностей и проблем в обучении, нарушениях психической адаптации ребенка. Особенно важна квалифицированная психологическая диагностика при постановке дифференцированного диагноза умственной отсталости и задержки психического развития, поскольку это определяет, будет ли ребенок обучаться в общеобразовательной школе или в специальной, вспомогательной. Учитывая важность данной проблемы, соответствующие решения принимаются медико-психолого-педагогическими комиссиями.
Результаты Д. п. р. используются в лечении (в психиатрии, психоневрологии, нейрохирургии, психосоматической клинике), в судебно-психологической экспертизе, при определении показателей трудоспособности в процессе врачебно-трудовой экспертизы. Важным приложением служит также область профессиональной ориентации, профотбора, психологического консультирования людей разного возраста, при возникновении кризисов в развитии на разных этапах онтогенеза и жизненного пути. Д. п. р. позволяет выделить группы повышенного риска, чтобы организовать систематическое наблюдение, своевременно провести психопрофилактические, психокоррекционные мероприятия, оказать другие виды психологической помощи. На этапе психологической диагностики устанавливается контакт психолога с человеком, определяются программа и объем необходимой психологической помощи.
Своевременная Д. п. р. опирается на международные профессионально-этические стандарты, принятые в работе психологов, которые могут быть сформулированы как принципы ответственности, компетентности, этической и юридической правомочности, конфиденциальности, благополучия клиента, информированности клиента о целях обследования, морально-позитивного эффекта диагностического исследования.
Литература
Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. Прага, 1978.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
312.48 кб

Проблема диагностики психического развития аномального ребенка

Ю.И. Родин
Читать PDF
260.99 кб

Задержки раннего нервно-психического развития: подходы к диагностике

Заваденко Николай Николаевич
Популяционная частота задержек нервно-психического развития у детей раннего возраста оценивается примерно в 10%, общей интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости) в 1-3%.
Читать PDF
265.17 кб

Проблема диагностики психического развития в педагогике раннего возраста

Хохрякова Юлия Михайловна
В статье поднимается проблема недостаточной валидности отечественных разработок, призванных оценивать развитие детей раннего возраста, обособленности диагностики от планирования педагогического процесса.
Читать PDF
114.57 кб

Нарушения психического развития у детей: от молекулярной диагностики к лечению

Воинова В.Ю., Ворсанова С.Г., Юров И.Ю.
Читать PDF
117.04 кб

Современные подходы к диагностике различных форм задержки психического развития

Маршалкин Александр Павлович, Порошина Елена Александровна
Рассматриваются различные классификации задержки психического развития (ЗПР), раскрываются различные подходы к диагностике ЗПР, выявляются причины, вызывающие затруднения при формировании однородных групп детей с указанным типом п
Читать PDF
759.65 кб

Готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе: от диагностики к особым образ

Бабкина Наталия Викторовна
В статье описывается программа диагностики, позволяющая дифференцированно оценивать психологическую готовность к школе детей с задержкой психического развития.
Читать PDF
402.80 кб

Диагностика и формирование способности дошкольников с задержкой психического развития к установлению

Фатихова Лидия Фаварисовна
Показатель уровня развития познавательной деятельности является одним из факторов успешности обучения ребенка в школе.
Читать PDF
708.96 кб

К вопросу диагностики, классификации и формирования задержек психического развития у младших школьни

Брель Елена Юрьевна
Обсуждаются причины неуспеваемости школьников и методы их ранней диагностики, преодоления и профилактики. Содержательно анализируется, с различных концептуальных позиций, термин «задержка психического развития» (ЗПР).
Читать PDF
297.99 кб

Ранняя психолого-педагогическая диагностика замедленного темпа психического развития: актуальность,

Лихачева Е. Н.
В настоящее время отмечается рост числа детей с задержанным темпом психического развития. Следовательно, со всей остротой встает проблема ранней диагностики задержки психического развития.