ДИА

Предыдущий термин:
ДИ

Следующий термин:
ДИАБЕТ

Содержание:

Найдено 2 определения термина ДИА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ДИА

dia-) - приставка, обозначающая: 1. Через. 2. Всецело или повсюду. 3. В стороне.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

ДИА-

греч. dia] - приставка, означающая: 1) движение сквозь, через, от начала до конца в пространстве или во времени; 2) полное завершение действия; 3) разделение, отделение; 4) промежуточное положение между чем-либо

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

Найдено научных статей по теме — 12

ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Здоровцева Е.В.
В статье дается характеристика девиантного и делинквентного поведения, их форм и особенностей проявления; освещаются вопросы развития подростков. Рассматриваются психологические аспекты причин отклоняющегося поведения подростков, а также основные социальные факторы, влияющие на его формирование. Приводятся данные о результатах диагностики склонности к девиантному поведению подростков, обучающихся в творческих объединениях учреждения дополнительного образования. Определяются направления профилактики и методы психолого-педагогической коррекции девиантного поведения.
Скачать PDF

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ У ПОДРОСТКОВ: РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТ

Климова Марина Олеговна, Циринг Диана Александровна
Описана процедура разработки и апробации методики диагностики личностной беспомощности и самостоятельности у подростков. Приведены результаты анализа психометрических показателей опросника. Разработанная методика является первым самостоятельным инструментом диагностики личностной беспомощности, она позволяет не только упростить процедуру диагностики, но и получить представление об индивидуальных особенностях проявления отдельных структурных компонентов личностной беспомощности у испытуемых.
Скачать PDF

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ РЕГУЛЯТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ

Хакимова Диана Маратовна, Сумина Дарья Дмитриевна, Гусева Виктория Германовна, Ахутина Татьяна Васильевна
В настоящее время одной из приоритетных задач в дошкольном образовании является развитие когнитивных функций детей и преодоление отставания в их развитии, которое может вести к риску трудностей в обучении. Решение данной задачи предполагает своевременную диагностику и коррекцию отставания в развитии высших психических функций (ВПФ). Как известно, недостаточное развитие функций произвольной регуляции является одной из самых частых причин когнитивных трудностей детей в детском саду и неготовности ребенка к школе. Данная работа посвящена поиску эффективного и валидного средства диагностики состояния функций программирования и контроля у детей-дошкольников. С этой целью в настоящем исследовании была проведена разработка, адаптация и апробация методов игровой групповой диагностики регуляторных функций у дошкольников 5-6 лет, а также была произведена проверка чувствительности апробируемых методов к возрастным изменениям. В исследовании участвовали 35 дошкольников московских детских садов. Результаты исследования применения игр «Голова ноги» и «Река берег» свидетельствуют о том, что выбранные игровые методы являются валидным инструментом, позволяющим оценить степень сформированности функций программирования и контроля. Анализ результатов показал чувствительность апробируемых методик к возрастным изменениям, что является дополнительным подтверждением их диагностической ценности. Использование игр экологически валидного и адекватного возрастным особенностям детей инструмента для оценки когнитивных функций дошкольников может быть рекомендовано как для дальнейшего исследования, так и для широкого внедрения в практику детских садов.
Скачать PDF

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРДЕТЕРМИНАЦИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ: ПРИМЕР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ

Янчук Владимир Александрович, Сапего Екатерина Ивановна
Введение: отличительной особенностью современного психологического знания является крайняя степень дезинтегрированности, проявляющейся в бесконечном массиве публикаций, описывающих локальные фрагменты изучаемой реальности вне контекста ее целостности. Вместе с тем развитие знания без его метатеоретического осмысления придает ему стихийный характер и ограничивает возможности нахождения оптимальных прикладных решений. Авторская попытка решения этой актуальной проблемы представлена в рамках социокультурно-интердетерминистской диалогической метатеории интеграции психологического знания. Цель статьи презентация инновационно-эвристического потенциала метаподхода, иллюстрируемая построением модели функционирования антидеформирующих личность педагога психологических интердетерминант. Материалы и методы: методологическим основанием исследования служит социокультурно-интердетерминистский диалогический подход к изучению феноменологии образования, инновационный потенциал которого продемонстрирован на примере психологических интердетерминант деформирования личности педагогов. В процессе построения модели функционирования антидеформирующих личность педагога психологических интердетерминант применялись системный анализ, сравнительный метод, методы систематизации и концептуализации научных идей, классификации и типизации, моделирование объекта и предмета исследования, типа образовательной среды и ее структурных компонентов. Результаты исследования: представлены основоположения и инновационно-эвристический потенциал социокультурно-интердетерминистского диалогического метаподхода к анализу социальной феноменологии, а также понятие психологических интердетерминант профессионального деформирования. Раскрыт процесс интердетерминации феномена деформации личности: взаимозависимость личностных, средовых и активностных составляющих педагогов. В качестве средовой составляющей обозначена экокультурная диалогическая образовательная среда с ее структурными компонентами. Разработана модель антидеформирующих личность педагога психологических интердетерминант. Обсуждение и заключения: социокультурно-интердетерминистский диалогический метаподход предполагает рассмотрение социальной, в том числе и образовательной, феноменологии в контексте взаимообусловленности культурных, личностных и средовых интердетерминант, определяющих обретаемое качество, не сводимое к простой сумме составляющих целое частей. Профилактика профессиональной деформации педагогов предполагает повышение уровня психологической культуры педагогов, разнообразие сфер их жизненной активности, моделирование компонентов экокультурной диалогической среды в учреждении образования.
Скачать PDF

Диагностика программы учебной деятельности в период обучения в вузе

Слепко Юрий Николаевич
Статья посвящена обсуждению результатов эмпирического исследования формирования программы учебной деятельности студентов педагогического вуза. Программа учебной деятельности представляет собой компонент психологической структуры учебной деятельности, состоящей из отдельных блоков (мотивы, цели, программа, информационная основа деятельности, принятие решений, учебно-важные качества). С целью объяснения психологических особенностей формирования программы учебной деятельности автором используется теоретический подход, разрабатываемый в рамках теории системогенеза профессиональной деятельности В. Д. Шадрикова, а также представления о формировании компонентов психологической структуры деятельности субъекта труда Ю. П. Поваренкова. Принципиальным преимуществом данных подходов к пониманию учебной и профессиональной деятельности, по сравнению с существующими в психологии, является возможность реализации личностного подхода к анализу деятельности человека. Автор формулирует идею о том, что формирование программы учебной деятельности включает изменение как отдельных компонентов программирования обучения, так и всей структуры программы на разных курсах обучения. С целью более глубокого анализа особенностей формирования программы учебной деятельности автор использует методы корреляционного анализа, множественного регрессионного анализа, анализа корреляционного отношения. Используемые в исследовании методы позволили автору уточнить существующие представления не только о связи успешности учебной деятельности и психологических особенностей ее программирования студентом, но и о влиянии последней на успешность обучения студентов. Также автором осуществлен анализ взаимовлияния реализуемой в процессе обучения деятельности на психологические особенности ее программирования.
Скачать PDF

Диагностика структуры произвольной регуляции у детей младшего школьного возраста

Симановский Андрей Эдгарович
Автор, рассматривает структуру и компонентный состав функций произвольной регуляции поведения и деятельности младшего школьника. На основе анализа литературных источников выделяются три уровня произвольной регуляции: операционно-тактический, деятельностно-стратегический и социально-личностный. Рассмотрены функции и назначение каждого уровня управления произвольным поведением. Также высказывается предположение о возможных вариантах сочетания выделенных уровней у человека. Для выявления индивидуальных особенностей степени выраженности различных регуляторных функций у младших школьников предлагается адаптировать методику В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции». Проведена тестологическая проверка нового, адаптированного варианта данной методики и сделан вывод о возможности ее использования для диагностики структуры произвольной регуляции младшего школьника.
Скачать PDF

Диагностические критерии раннего детского аутизма: основные подходы

Асланова Сабина Рамиз Кызы, Гусейнова Наиля Тофик Кызы
В статье рассматривается асинхрония развития детей, при которой одновременно имеют место признаки и ретардации, и акселерации, в частности, синдром раннего детского аутизма. Выделены диагностические критерии аутизма, три дефицитарных сферы у детей с аутизмом: коммуникация, социализация и воображение. Рассмотрены концепции, где акцент делается на аффективных расстройствах, разбитые на 2 группы: эмоциональные нарушения и когнитивные нарушения. В рамках психоанализа аутизм рассматривается как результат раннего психогенного воздействия, обусловленного безразличным, холодным отношением со стороны матери. Ранний психологический стресс, специфическая патология родительско-детских отношений, по мнению авторов этой концепции, приводят к патологическому развитию личности. Однако результаты многочисленных исследований больных аутизмом, свидетельствующие о связи заболевания с органическими и генетическими факторами, а также изучение взаимодействия матерей с детьми, страдающими аутизмом, позволили опровергнуть утверждение о том, что личностные особенности матерей и их негативное отношение к ребенку выступают причиной развития болезни.
Скачать PDF

Диагностика уровня развития социально-нравственных и гендерных установок дошкольников с нарушением и

Симановский Андрей Эдгарович, Воронина Светлана Николаевна
В статье рассматривается проблема развития социально-нравственных и гендерных установок у детей с нарушением интеллекта. Авторы статьи связывают нравственное и гендерное развитие ребенка с постепенным развитием социальных потребностей. Также предлагается уровневая концепция развития социальных потребностей, которая формируется в онтогенезе и включает четыре основные стадии. Переход от одной стадии развития к другой связан с расширением осмысления актуальной ситуации социального взаимодействия. Данная концепция составила основу для изучения содержания социальных и гендерных установок у дошкольников с нарушением интеллекта. Для сравнения были взяты три группы дошкольников: с нормальным развитием, с задержкой психического развития (ЗПР), с легкой степенью умственной отсталости. Социальные нравственные и гендерные установки выявлялись на основе оценки ребенком социального поведения персонажей мультфильма. Таким образом, было выяснено, что дети с нарушением интеллекта оценивают гендерную составляющую образа персонажа только по внешним признакам, тогда как дошкольники с нормальным развитием соотносят поведение героев мультфильма с поведением окружающих взрослых мужчин и женщин, абстрагируясь от внешних половых признаков персонажа. При этом мальчики с задержкой психического развития в своих оценках более походили на детей с умственной отсталостью, а оценки девочек с ЗПР были близки к оценкам детей с нормальным развитием. При выборе персонажа, поведением похожего на них, дети с нарушением развития интеллекта и мальчики с ЗПР выбирали персонажа с поведением самого примитивного уровня социальных потребностей, тогда как обычные дети и большинство девочек с ЗПР выбирали персонажа, который демонстрировал более высокие уровни социальных потребностей.
Скачать PDF

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Колчина Алина Геннадиевна
Изложены некоторые теоретические аспекты проблемы эмоционального развития младших школьников с церебральным параличом. Изучается роль нарушений эмоционального развития у данной категории детей в организации их полноценного общения с окружающими и утверждения себя как полноправного члена общества. На основе результатов экспериментального исследования выявлены особенности проявлений базовых эмоций у детей c церебральным параличом. Применение комплекса психодиагностических методик позволило выявить у респондентов зависимость уровня эмоциональной адаптивности от выраженности двигательного дефекта и переживания двигательной недостаточности. Обоснована необходимость проведения коррекционно-развивающих занятий уже на раннем этапе развития ребенка. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в работе школьных и специальных психологов.
Скачать PDF

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИ

Руденский Е.В.
Сегодня вузы первые два года призваны не только решать задачи реализации программ высшего профессионального образования, но и устранять дефекты социализации личности студента, которые она приобрела в общеобразовательной школе. Виктимология образования предоставляет виктимологической концепции управления качеством образования онтологические профили деформации личности виктима. Представленные на основе материалов исследований онтологические профили конформистской, инфантильной, аномичной и маргинальной деформаций личности являются основанием для описания характеристик дефицита субъектной интеграции личности. Практическая реализация этого диагностического инструмента в управленческом алгоритме виктимологической концепции дает возможность определить типологию направленности личности студента в интеракционной системе образовательного процесса высшей школы.
Скачать PDF

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОРДИНАТОРОВ 1 И 2 ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Коваленко Елена Ивановна
В сложившихся социально-экономических условиях от образовательных, медицинских учреждений требуется сместить акценты в процессе образования и воспитания специалистов на развитие социальной и моральной ответственности. Цель исследования заключается в анализе компонентов морально-этической ответственности ординаторов 1-го и 2-го годов обучения Медицинского института. Для диагностики уровня морально-этической ответственности личности ординаторов был использован опросник ДУМЭОЛП, состоящий из 6-ти шкал. Результаты исследования, представленные в статье, направлены на анализ формирования моральной ответственности на когнитивном уровне социальной ответственности.
Скачать PDF

Диагностика когнитивных дисфункций у больных шизофренией при оценке степени выраженности психическог

Мухитова Ю.В.
Проблема диагностики психических функций у больных шизофренией при оценке степени выраженности психического дефекта обусловлена необходимостью объективации получаемых данных. Для реализации поставленной задачи требуется разработка диагностического аппарата, упрощение процедуры определения степени выраженности психического дефекта, разработка алгоритма оценки когнитивных дисфункций при разной степени выраженности психического дефекта у больных шизофренией. Для разработки алгоритма были исследованы 104 человека с диагнозом «шизофрения», с легкой, умеренной и высокой степенью выраженности психического дефекта. При оценке эффективности разработанного алгоритма установления степени выраженности психического дефекта через оценку когнитивной сферы контрольную группу составили 60 человек с диагнозом «шизофрения». Для оценки когнитивных нарушений использовались стандартные патопсихологические методики: «Таблицы Шульте», «Запоминание 10 слов», «Запоминание цифр», «Исключение предметов», «Сравнение понятий», «Пословицы», «Проба Эббингауза». За основу разработки алгоритма был взят предложенный Г.В. Гублером алгоритм расчета диагностических коэффициентов, позволяющий формализовать и объективировать получаемые данные. В ходе исследования было выявлено, что оценка степени выраженности нарушений мышления должна включать не только качественный, но и количественный анализ дисфункции мышления, а также учитывать степень трудности заданий. Степень выраженности психического дефекта у больных шизофренией может быть определена на основании оценки следующих показателей познавательной деятельности: состояние мотивационно-личностного компонента мышления, динамика и истощаемость мышления, искажение процесса обобщения, память и внимание. С учетом оценки состояния когнитивных функций был уточнен диагностический алгоритм определения психического дефекта у больных шизофренией. Разработанные в процессе исследования таблицы диагностических коэффициентов (ДК) по определению степени выраженности психического дефекта подтверждают свою эффективность при исследовании исследуемой и контрольной групп на 5-процентном пороге достоверности значимости. Предложенная схема проведения патопсихологической диагностики благодаря применению таблиц диагностического коэффициента позволяет объективировать процесс оценки степени выраженности психического дефекта у больных шизофренией. Дальнейшее направление исследований видится в оценке степени выраженности эмоционально-волевых расстройств, что позволило бы проводить комплексную оценку и усовершенствовать алгоритм оценки психического дефекта при проведении патопсихологического обследования.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!