ДИ- это что такое ДИ-: определение — Психология.НЭС
ДЗЭН-ПСИХОТЕРАПИЯ ДИА

ДИ

Найдено 2 определения термина ДИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ДИ

di-) - приставка, обозначающая два или двойной.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский справочник по клинической медицине

ДИ-

от греч. dis - дважды] - приставка, означающая «два, дважды, двойной»; 2) см. Диа-; 3) см. Дис-

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

Найдено рефератов по теме ДИ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ)

Атрохова Татьяна Витальевна
Статья посвящена описанию основных стадий формирования смыслового чтения как особого вида деятельности. Обобщая результаты исследований, посвященных чтению, автор обосновывает необходимость применения системной методологии и системных методов исследования для изучения смыслового чтения. В основу исследования положена концепция системогенеза деятельности В.Д. Шадрикова. В соответствии с ней предметом психологического анализа смыслового чтения являются индивидуальные качества субъекта, образующие психологическую структуру. Компонентный состав психологической структуры смыслового чтения включает 16 учебно-важных качеств. Исследование психологической структуры смыслового чтения «успешных» и «неуспешных» обучающихся 1, 2, 3 и 4 классов позволило выделить три стадии формирования смыслового чтения: первичная интеграция, дезинтеграция, вторичная интеграция. Освоение любой деятельности протекает в такой последовательности: выполнение деятельности в соответствии с нормативно заданными требованиями, затем перестройка психологической структуры в соответствии с индивидуальными особенностями субъекта деятельности и формирование оптимальной структуры индивидуальных качеств в соответствии с задачами деятельности. Результаты исследования динамики структуры индивидуальных качеств обучающихся в процессе обучения в начальной школе дают основания полагать, что они отражают реальные изменения, происходящие в деятельности смыслового чтения обучающихся и могут рассматриваться как закономерности психического развития детей в ходе обучения смысловому чтению. Выявленные в исследовании стадии формирования психологической структуры смыслового чтения можно отнести к общим закономерностям системогенеза деятельности.
Скачать PDF

ДИНАМИКА ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ В ДЕТСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЛОНГИТЮДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Самохвалова Анна Геннадьевна
В статье обобщены результаты изучения динамики затрудненного общения детей от пятилетнего до тринадцатилетнего возраста: выявлены основные закономерности генезиса затрудненного общения ребенка; описаны типичные коммуникативные трудности и формы неконструктивного поведения в общении на разных этапах детства. Установлено, что на каждом этапе детского онтогенеза ребенок как субъект общения испытывает нормативные коммуникативные трудности, связанные с решением возрастных задач в сфере общения; невозможность своевременно и успешно преодолеть эти трудности тормозит процесс коммуникативного развития ребенка. Кроме того, на разных этапах детства у ребенка могут возникать ненормативные коммуникативные трудности, связанные с особенностями индивидуального развития, влиянием биологических и социальных факторов. Выявлена динамика структурной организации затрудненного общения ребенка на разных этапах детства; сензитивные периоды для возникновения базовых, содержательных, инструментальных и рефлексивных коммуникативных трудностей. Кризисные периоды возрастного развития сопровождаются резкими изменениями в характере общения ребенка, сопровождаются возникновением разнообразных коммуникативных трудностей, которые становятся более осознанными, ярче проявляются при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, что в свою очередь детерминирует неконструктивные стратегии коммуникативного поведения (протестное, агрессивное, демонстративное, конформное).
Скачать PDF

ДИНАМИКА ЗАЩИТНОГО И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ КУРСАХ ОБУЧЕНИЯ

Ледовская Татьяна Витальевна, Резчикова Ольга Александровна
В статье освещается проблема высокой подверженности студентов очного отделения стрессам и нервным расстройствам, рассматриваются основные теоретические положения относительно защитного и совладающего поведения, а также психологические особенности студентов очной формы обучения, предоставляются результаты исследования динамики развития защитного и совладающего поведения у студентов на разных курсах обучения в вузе. Под психологической защитой понимают специальную систему стабилизации личности, направленную на ограждение сознания личности от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Совладающее поведение (копинг-поведение) осуществляется осознанно, требует определенных усилий и контроля со стороны человека и направлено на активное изменение ситуации. По мнению исследователей, на выбор личностью той или иной стратегии совладания или защитного механизма оказывает влияние множество факторов, важнейшими из которых являются возрастные особенности. Доказано, что динамика развития защиты и совладания характеризуется положительными изменениями. Для студентов всех курсов обучения характерно преобладание совладающего поведения над защитным, доминирование защитного механизма «проекции» и эмоциональных копинг-стратегий.
Скачать PDF

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРУППОВОЙ САМООЦЕНКИ

Золотарева Светлана Сергеевна, Ансимова Нина Петровна
В статье актуализирована проблема формирования групповой самооценки и динамики ее формирования. Даны определения понятий «групповая самооценка» и «динамика». Описана процедура диагностического исследования с целью выявления динамики формирования групповой самооценки. Перечислены применяемые в исследовании методики. Рассматривается динамика формирования групповой самооценки по результатам «Полипараметрической самоаттестации» и Социально-психологической самоаттестации (Р. С. Немов). Графически представлена динамика показателей двух типов: инвертированная U-образная и монотонно возрастающая. Дана интерпретация выявленной инвертированной U-образной динамики по таким показателям групповой самооценки, как «Сплоченность», «Открытость», «Контактность», «Готовность к деятельности», «Общая цель», «Активность», «Доброжелательность». Также представлена интерпретация монотонно возрастающей динамики групповой самооценки по показателям «Ответственность», «Организованность», «Интегративность» и «Коллективизм». Соотнесены полученные результаты двух применяемых методик. С помощью критерия достоверности различий Вилкоксона выявлены наиболее существенные изменения отдельных показателей групповой самооценки. Описаны значимые изменения ко второму этапу исследования в оценке «Сплоченности» и «Контактности» группы, к концу второго этапа исследования в оценке по параметрам «Коллективизм» и «Открытость», к третьему этапу в оценке «Доброжелательности» и «Интегративности».
Скачать PDF

Диагностика программы учебной деятельности в период обучения в вузе

Слепко Юрий Николаевич
Статья посвящена обсуждению результатов эмпирического исследования формирования программы учебной деятельности студентов педагогического вуза. Программа учебной деятельности представляет собой компонент психологической структуры учебной деятельности, состоящей из отдельных блоков (мотивы, цели, программа, информационная основа деятельности, принятие решений, учебно-важные качества). С целью объяснения психологических особенностей формирования программы учебной деятельности автором используется теоретический подход, разрабатываемый в рамках теории системогенеза профессиональной деятельности В. Д. Шадрикова, а также представления о формировании компонентов психологической структуры деятельности субъекта труда Ю. П. Поваренкова. Принципиальным преимуществом данных подходов к пониманию учебной и профессиональной деятельности, по сравнению с существующими в психологии, является возможность реализации личностного подхода к анализу деятельности человека. Автор формулирует идею о том, что формирование программы учебной деятельности включает изменение как отдельных компонентов программирования обучения, так и всей структуры программы на разных курсах обучения. С целью более глубокого анализа особенностей формирования программы учебной деятельности автор использует методы корреляционного анализа, множественного регрессионного анализа, анализа корреляционного отношения. Используемые в исследовании методы позволили автору уточнить существующие представления не только о связи успешности учебной деятельности и психологических особенностей ее программирования студентом, но и о влиянии последней на успешность обучения студентов. Также автором осуществлен анализ взаимовлияния реализуемой в процессе обучения деятельности на психологические особенности ее программирования.
Скачать PDF

Диагностика структуры произвольной регуляции у детей младшего школьного возраста

Симановский Андрей Эдгарович
Автор, рассматривает структуру и компонентный состав функций произвольной регуляции поведения и деятельности младшего школьника. На основе анализа литературных источников выделяются три уровня произвольной регуляции: операционно-тактический, деятельностно-стратегический и социально-личностный. Рассмотрены функции и назначение каждого уровня управления произвольным поведением. Также высказывается предположение о возможных вариантах сочетания выделенных уровней у человека. Для выявления индивидуальных особенностей степени выраженности различных регуляторных функций у младших школьников предлагается адаптировать методику В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции». Проведена тестологическая проверка нового, адаптированного варианта данной методики и сделан вывод о возможности ее использования для диагностики структуры произвольной регуляции младшего школьника.
Скачать PDF

Диагностические критерии раннего детского аутизма: основные подходы

Асланова Сабина Рамиз Кызы, Гусейнова Наиля Тофик Кызы
В статье рассматривается асинхрония развития детей, при которой одновременно имеют место признаки и ретардации, и акселерации, в частности, синдром раннего детского аутизма. Выделены диагностические критерии аутизма, три дефицитарных сферы у детей с аутизмом: коммуникация, социализация и воображение. Рассмотрены концепции, где акцент делается на аффективных расстройствах, разбитые на 2 группы: эмоциональные нарушения и когнитивные нарушения. В рамках психоанализа аутизм рассматривается как результат раннего психогенного воздействия, обусловленного безразличным, холодным отношением со стороны матери. Ранний психологический стресс, специфическая патология родительско-детских отношений, по мнению авторов этой концепции, приводят к патологическому развитию личности. Однако результаты многочисленных исследований больных аутизмом, свидетельствующие о связи заболевания с органическими и генетическими факторами, а также изучение взаимодействия матерей с детьми, страдающими аутизмом, позволили опровергнуть утверждение о том, что личностные особенности матерей и их негативное отношение к ребенку выступают причиной развития болезни.
Скачать PDF

Диагностика уровня развития социально-нравственных и гендерных установок дошкольников с нарушением и

Симановский Андрей Эдгарович, Воронина Светлана Николаевна
В статье рассматривается проблема развития социально-нравственных и гендерных установок у детей с нарушением интеллекта. Авторы статьи связывают нравственное и гендерное развитие ребенка с постепенным развитием социальных потребностей. Также предлагается уровневая концепция развития социальных потребностей, которая формируется в онтогенезе и включает четыре основные стадии. Переход от одной стадии развития к другой связан с расширением осмысления актуальной ситуации социального взаимодействия. Данная концепция составила основу для изучения содержания социальных и гендерных установок у дошкольников с нарушением интеллекта. Для сравнения были взяты три группы дошкольников: с нормальным развитием, с задержкой психического развития (ЗПР), с легкой степенью умственной отсталости. Социальные нравственные и гендерные установки выявлялись на основе оценки ребенком социального поведения персонажей мультфильма. Таким образом, было выяснено, что дети с нарушением интеллекта оценивают гендерную составляющую образа персонажа только по внешним признакам, тогда как дошкольники с нормальным развитием соотносят поведение героев мультфильма с поведением окружающих взрослых мужчин и женщин, абстрагируясь от внешних половых признаков персонажа. При этом мальчики с задержкой психического развития в своих оценках более походили на детей с умственной отсталостью, а оценки девочек с ЗПР были близки к оценкам детей с нормальным развитием. При выборе персонажа, поведением похожего на них, дети с нарушением развития интеллекта и мальчики с ЗПР выбирали персонажа с поведением самого примитивного уровня социальных потребностей, тогда как обычные дети и большинство девочек с ЗПР выбирали персонажа, который демонстрировал более высокие уровни социальных потребностей.
Скачать PDF

Дифференциальные аспекты структурной организации метакогнитивных качеств личности учащихся высших уч

Карпов Александр Анатольевич
В статье представлены основные существующие на сегодняшний день материалы из области изучения различий в использовании определенных метакогнитивных стратегий, умений и навыков в зависимости от содержания осваиваемого учащимися материала. Представлены результаты исследования по выявлению дифференциальных аспектов структурной организации метакогнитивных качеств личности у студентов высших учебных заведений разных лет обучения. В работе рассмотрены основные предпосылки к проведению исследования на основании собственных авторских подходов к изучению метакогнитивных процессов и качеств личности, а также с точки зрения работ ряда зарубежных исследователей. Выявлены конкретные закономерности структурной организации метакогнитивных качеств и стратегиальных характеристик метакогнитивной сферы личности учащихся различных этапов обучения в высших учебных заведениях. Описаны и объяснены особенности динамики развития метакогнитивной сферы личности в условиях обучения на различных курсах. Обозначены основные направления дальнейшей разработки изучаемой научно-исследовательской проблемы.
Скачать PDF

Дифференциально-психологические свойства менеджеров низшего звена

Юров И.А.
В статье утверждается, что существуют дифференциально-психологические различия эффективности деятельности менеджеров низшего звена различного уровня образования (высшего и среднего).
Скачать PDF

ДИСКУРСЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Романова К.С.
В продолжении статьи предметом рассмотрения являются вопросы методов и средств, с помощью которых социальные институты совершают работу по дешифровке структур идентичности людей из других исторических эпох, которые могут быть применены для анализа нашей собственной идентичности, для вскрытия дискурсивной, образной природы нашего собственного исторического сознания и памяти.
Скачать PDF

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Колчина Алина Геннадиевна
Изложены некоторые теоретические аспекты проблемы эмоционального развития младших школьников с церебральным параличом. Изучается роль нарушений эмоционального развития у данной категории детей в организации их полноценного общения с окружающими и утверждения себя как полноправного члена общества. На основе результатов экспериментального исследования выявлены особенности проявлений базовых эмоций у детей c церебральным параличом. Применение комплекса психодиагностических методик позволило выявить у респондентов зависимость уровня эмоциональной адаптивности от выраженности двигательного дефекта и переживания двигательной недостаточности. Обоснована необходимость проведения коррекционно-развивающих занятий уже на раннем этапе развития ребенка. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в работе школьных и специальных психологов.
Скачать PDF