Девиация. Концепции это что такое Девиация. Концепции: определение — Психология.НЭС
Девиация семейная ДЕВИКА СИНДРОМ

Девиация. Концепции

Найдено 1 определение:

Девиация. Концепции

лат. deviatio — уклонение: de — от + via — дорога) — отклонение от психической нормы, например, манифестация необычного, крайне интенсивного поведения или эмоционального/когнитивного состояния (острого приступа психического заболевания, акта насилия и т. п.). В психологии выделяются четыре подхода к пониманию Д. и ее этиологии (Davidson, 1994). В рамках первого подхода (Goldstein et al., 1981) Д. интерпретируется как функция индивидуальных различий между людьми. Д. наблюдается, когда эти различия выходят за пределы нормы популяционной вариативности. Людям, обладающим необычными физиологическими, психологическими или поведенческими характеристиками, приписывается девиантность на основе каких-либо существующих классификационных схем. Этими схемами могут являться психиатрические или соматические диагнозы, критерии образовательной успеваемости, и т. п. Осуществив классификацию, психологи обычно начинают поиск психологических корреляций и признаков, которые позволяют объяснить членство того или иного субъекта в девиантной группе (например, по уровню интеллекта, характеристикам личностного профиля и т. п.). После того как подобные признаки описываются, нередко предпринимается обратный шаг — на основе определенных паттернов значимых признаков определяется (или "предсказывается") членство в одной из девиантных групп. Второй подход связывает интерпретацию Д. с теорией научения А. Бандуры (A. Bandura, 1969). Согласно этой теории, человеческое поведение (как нормальное, так и девиантное) является серией действий, усвоенных в результате социального научения, в том числе наказания и вознаграждения. Люди, демонстрирующие девиантное поведение, получали разного типа вознаграждения и наказания, усваивая эти поведенческие паттерны. Между девиантным и нормальным поведением, согласно Бандуре, не существует врожденных различий: различия возникают только в ходе индивидуального обучения. Устанавливая различающиеся связи с девиантными и нормальными социальными группами, обучающийся индивид демонстрирует либо нормативное, либо более девиантное поведение. Принципы оперантного научения, таким образом, применимы к усвоению как девиантного (криминального, аномального поведения, неспособности к обучению), так и нормальных поведенческих актов. Третий подход к пониманию Д. связан с интеракционистской концепцией. Согласно этой точке зрения, феномен Д. возникает в результате критической реакции личности (личностей) на какое-то действие, например, в результате "приклеивания ярлыка". В этом подходе абсолютного критерия для определения Д. не существует. Только в результате фиксирования значимыми социальными силами определенного поведения как девиантного оно начинает восприниматься как таковое (H. S. Becker, 1963). В рамках этой теории Д. является результатом взаимодействия между индивидуальным поведением и общественной реакцией на него. Четвертый подход имеет социологические корни и рассматривает Д. в рамках теории социально-структурных различий. Эта теория основывается на эмпирическом наблюдении за тем, что Д. непропорциально распределена между разными слоями общества. Утверждается, что представители низших слоев демонстрируют девиантное поведение чаще, чем представители более благополучных слоев. Причиной этой диспропорции считается неравенство представителей разных общественных слоев по отношению к доступности или недоступности законных способов реализации индивидуальности субъекта. Социальное отчуждение и социальная вражда являются критическими составляющими для возникновении Д. (R. K. Merton, 1957). Т. о. в данной трактовке Д. рассматривается как результат взаимодействия индивидуальных факторов (которые, в свою очередь, отражают влияние социально-структурных различий) и средовых сил. В российской психологии наряду с термином Д. применяется термин девиантное развитие, используемый в контексте, близком к первому из описанных выше подходов. Под девиантным развитием понимаются устойчивые паттерны детского развития, существенно отличающиеся от среднепопуляционных норм. Важно отметить, что девиантное развитие не отождествляется с патологическим, аномальным развитием. Напротив, отклонения от среднего уровня могут осуществляться в двух противоположных направлениях, например, девиантным будет развитие как специфической неспособности к математике (дискалькулия), так и развитие специальных математических способностей у одаренных детей.
Оцените определение:

Источник: Клиническая психология. Словарь.

Найдено рефератов по теме Девиация. Концепции — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Концепция профилактики девиаций специалистов с деонтологическим статусом

Майсак Надежда Васильевна, Подосинников Сергей Александрович
В статье представлена оригинальная концепция профилактики девиаций специалистов с деонтологическим статусом. Она легла в основу модели превенции девиаций и формирования комплаенса учителей и врачей, которая прошла апробацию в системе повышения квалификации и переподготовки кадров. В модели отражены различные направления профилактики девиаций на микро-уровне (личностном), мезо-уровне (организационном) и макро-уровне (государственном). Для этого на основе SWOT-анализа были выявлены слабости и угрозы в стратегическом развитии педагогической и медицинской организационно-профессиональной среды: низкий уровень оплаты труда, недостаточное качество профессиональной деятельности, незнание правовых основ и инновационных технологий, саботаж инноваций, неудовлетворительный прогноз развития общества и состояния здоровья населения. Показано, что девиациям специалистов способствует сниженная мотивация к деятельности, распространенность психосоматических заболеваний, неустойчивость к стрессу, изменения стиля поведения и прочие. Факторы личностно-профессиональной дезадаптации были преобразованы в задачи формирования комплаенса специалистов.
Скачать PDF

Наркомания в контексте теорий девиации

Хабибова Н. Е.
Как научная проблема наркомания стала осмысливаться только с середины ХХ века, когда феномен наркомании вышел за рамки медицины, психиатрии, наркологии и стал проблемой национального и международного масштаба, затрагивающей все сферы общественной жизни, начиная с экономической и заканчивая духовной. Постановка вопроса анализа проблем наркомании в контексте теорий девиаций приобретает сегодня важное значение. Фактически он поднимает проблему управления процессами профилактики наркомании (Как управлять? Чем управлять? Каков механизм управления? и др.). Существующие экономические концепции выдвигают на первый план денежные отношения, биологические стремятся объяснить проблему на основе физиологических факторов, социологические рассматривают влияние социальных условий. Каждая из них заслуживает внимания.
Скачать PDF

Творчество как вариант проявления позитивных девиаций поведения

Снимщикова Эмилия Викторовна
Скачать PDF

Девиации и их преодоление в системе интегрированного образования

Галич Г. О., Карпушкина Е. А., Корчагина Л. Н., Морозова Н. Л., Тупарева Н. В.
Дано определение понятия девиантного поведения, выделены его существенные признаки, классифицированы виды девиаций. Обозначена проблема преодоления девиантного поведения детей в системе интегрированного образования.
Скачать PDF

О понятиях «девиация», «девиантность», «девиантное поведение»

Апинян Григор Валерикович
Понятие «девиация» следует рассматривать как категорию, т. е. наиболее общее понятие, фиксирующее собственно феномен, а термином «девиантность» обозначать состояние субъекта девиации, термином «девиантное поведение» поведенческое проявление. Девиация имеет множество типов и форм: от коллективной до индивидуальной, от сакральных и сакрализованных до игровых.
Скачать PDF

Результаты исследования по выявлению уровня девиаций среди младших подростков общеобразовательных шк

Дроздецкая Ирина Александровна
Представлены и интерпретированы результаты исследования разных групп респондентов по выявлению уровня девиаций среди детей и подростков учащихся общеобразовательных учреждений г. Томска.
Скачать PDF

Ценностная регуляция поведения личности и ее нарушение при различных формах социальных девиаций

Яницкий Михаил Сергеевич
В статье рассматривается регулятивная функция системы ценностных ориентаций личности, обеспечивающей социально приемлемую форму удовлетворения индивидуальных потребностей. Характеризуются предконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный уровни социальной регуляции поведения человека, а также страх, стыд и вина как соответствующие им механизмы соблюдения социальных норм. Анализируются причины и факторы несоответствия реального социального поведения ценностным ориентациям личности. На основе обобщения результатов ряда исследований описываются особенности системы ценностей при различных формах девиантного поведения.
Скачать PDF

Проявления алкогольной девиации в студенческой среде

Бороноев Павел Георгиевич
Данная статья посвящена проявлениям алкогольной девиации в студенческой среде на основе мониторинга алкогольной ситуации, проблеме пивного алкоголизма, вопросам ограничения и контроля продажи алкогольных напитков.
Скачать PDF

Негативное самоотношение в контексте риска воспроизводства социальных девиаций: по материалам межрег

Любимова Ольга Марковна
Статья посвящена самоотношению как интрапсихологическому механизму формирования таких социальных рисков, как интолерантность, ксенофобия и зависимость от психоактивных веществ.
Скачать PDF

Профессиональные девиации в педагогической практике

Белякова Лариса Юрьевна
Рассматривается проблема профессиональной девиации в педагогической практике: основные формы проявления и факторы, способствующие развитию этого феномена. Проводится категориальный анализ понятия «жестокое обращение с детьми». Как крайняя форма профессиональной девиации описывается педагогическое насилие.
Скачать PDF

Социально-психологические особенности подростков с типом девиации «Бродяжничество»

Ельцова Елена Викторовна
Статья посвящена проблеме бродяжничества среди подростков. Выявлены основные причины побегов подростков из дома, проанализированы результаты исследований социально-психологических особенностей подростков (в зависимости от срока пребывания в «уличной среде»).
Скачать PDF

Психокоррекция и психопрофилактика девиаций с учетом особенностей защитно-совладающего поведения под

Самойлина Татьяна Григорьевна, Михайлюк Елена Борисовна
В статье поднимается проблема подхода к изучению и психокоррекции девиантного поведения с позиций эффективности-неэффективности защитно-совладающего поведения. актуальность поднятой проблемы обусловлена рядом обстоятельств: неуклонным ростом преступности в целом и подростковой преступности в частности, трудностями в выборе методов воспитания и воздействия на подростков, проявляющих отклонения в поведении. Защитно-совладающее поведение несовершеннолетних рассматривается как один из уровней социально-психологической адаптации, подчеркивается существенная роль системы психологических защит и совладания в формировании девиантного поведения. Поднимается вопрос о целесообразности проведения эффективных мероприятий профилактики и предотвращения правонарушений несовершеннолетних, психокоррекции с опорой на диагностику особенностей функционирования защитно-совладающей системы, специфику имеющихся копинг-ресурсов с целью формирования продуктивных копинг-стратегий, снижения защитной активности подростками.
Скачать PDF