область народного творчества, представляющая совокупность разных жанров, объединенных возрастной предназначенностью (дети, подростки). Д.ф. имеет функцию естественного приобщения каждого нового поколения детей к традиционной культуре. Как и фольклор в целом, Д.ф. полифункционален. Он обладает познавательной, воспитательной, обучающей, эстетической, коммуникативной, мнемонической функциями. Термин Д.ф. в научный обиход в 1920–хгг. ввел Г. С. Виноградов (Русский детский фольклор — Иркутск, 1930). Два основных пласта Д.ф. — это «фольклор пестования» (фольклор взрослых для детей младенческого возраста, когда дети способны только воспринимать первичные импульсы творчества — колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки) и фольклор самих детей, возникающий и передающийся друг другу во взаимодействии со сверстниками или со старшими детьми. Жанры Д.ф. активно исследуются в этнопедагогике, т. к. в них наиболее ярко воплощаются педагогические принципы народной культуры (см. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М., 1987). Можно выделить и фольклор, перенятый детьми от взрослых, адаптированный и бытующий в детской среде. Д.ф. подразделяется на игровой (игры, игровые прелюдии, считалки, жеребьевки, игровые потешки, игровые хороводы, скороговорки, молчанки, сечки, диалогические сценки и др.) и внеигровой (песенки, заклички, прибаутки, приговорки, дразнилки, издевки, загадки, сказки, небывальщины, страшилки, анекдоты).
По художественной форме и способу исполнения Д.ф. подразделяется на песенный, стихотворный и прозаический (страшилки, сказки о животных, волшебные, бытовые). Основной же объем Д.ф. ритмизованный и рифмованный, в крестьянской традиции в основном интонируемый (даже загадки и считалки распеваются). В наши дни роль традиционных форм уменьшается, они трансформируются, усиливается городское творчество. Телевидение оказывает влияние на современные детские игры, в них часто разыгрываются ситуации из мультсериалов (см.: Афанасьева А. Б. О влиянии массовой культуры на детский фольклор // Фольклор и русская художественная культура. — М. 2000). Для педагогики творчества важно использовать материал детского фольклора и его принципы (Афанасьева А. Б.)
71.31 кб