Детский фольклор

Найдено 1 определение
Детский фольклор
область народного творчества, представляющая совокупность разных жанров, объединенных возрастной предназначенностью (дети, подростки). Д.ф. имеет функцию естественного приобщения каждого нового поколения детей к традиционной культуре. Как и фольклор в целом, Д.ф. полифункционален. Он обладает познавательной, воспитательной, обучающей, эстетической, коммуникативной, мнемонической функциями. Термин Д.ф. в научный обиход в 1920–хгг. ввел Г. С. Виноградов (Русский детский фольклор — Иркутск, 1930). Два основных пласта Д.ф. — это «фольклор пестования» (фольклор взрослых для детей младенческого возраста, когда дети способны только воспринимать первичные импульсы творчества — колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки) и фольклор самих детей, возникающий и передающийся друг другу во взаимодействии со сверстниками или со старшими детьми. Жанры Д.ф. активно исследуются в этнопедагогике, т. к. в них наиболее ярко воплощаются педагогические принципы народной культуры (см. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М., 1987). Можно выделить и фольклор, перенятый детьми от взрослых, адаптированный и бытующий в детской среде. Д.ф. подразделяется на игровой (игры, игровые прелюдии, считалки, жеребьевки, игровые потешки, игровые хороводы, скороговорки, молчанки, сечки, диалогические сценки и др.) и внеигровой (песенки, заклички, прибаутки, приговорки, дразнилки, издевки, загадки, сказки, небывальщины, страшилки, анекдоты).
По художественной форме и способу исполнения Д.ф. подразделяется на песенный, стихотворный и прозаический (страшилки, сказки о животных, волшебные, бытовые). Основной же объем Д.ф. ритмизованный и рифмованный, в крестьянской традиции в основном интонируемый (даже загадки и считалки распеваются). В наши дни роль традиционных форм уменьшается, они трансформируются, усиливается городское творчество. Телевидение оказывает влияние на современные детские игры, в них часто разыгрываются ситуации из мультсериалов (см.: Афанасьева А. Б. О влиянии массовой культуры на детский фольклор // Фольклор и русская художественная культура. — М. 2000). Для педагогики творчества важно использовать материал детского фольклора и его принципы (Афанасьева А. Б.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
71.31 кб

Детский фольклор и институты детства

Лурье Михаил Лазаревич
Читать PDF
388.03 кб

Фольклорные праздники в детском саду

Зацепина Мария Борисовна
Читать PDF
195.48 кб

Культурная специфика детского фольклора бурят

Манзарханова Людмила Владимировна
В статье исследуется специфика детского фольклора, представляющего обширную часть традиционной бурятской культуры.
Читать PDF
292.63 кб

Современный детский игровой фольклор: считалки

Стукова Ольга Ивановна, Хайдукова Любовь Владимировна
Авторы представляют фрагмент детского исследовательского проекта по литературе. Изучение детского фольклора актуально для пятиклассников, данный раздел входит в примерную программу по литературе.
Читать PDF
213.85 кб

Детский фольклор как фактор этнической идентификации

Манзарханова Людмила Владимировна
В статье рассматривается этническая идентификация как категория, обозначающая существование этнических групп на основе идентификационных параметров.
Читать PDF
3.83 мб

Педагогический потенциал чувашского устного детского фольклора

Иванова Светлана Владимировна
В статье исследуются воспитательные возможности чувашского детского фольклора, являющегося одним из мощных средств народной педагогики, предлагаются подходы к активному включению его в сферу современного учебно-воспитательного ком
Читать PDF
251.19 кб

Музыкально-педагогическая деятельность и фольклор в детском саду

Шурмина Татьяна Васильевна
В статье анализируется необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа, к устному народному творчеству.
Читать PDF
24.02 мб

Английский детский фольклор как компонент современных УМК по английскому языку

Живодрова Татьяна Алексеевна
В статье обоснована роль английского детского фольклора в методике преподавания английского языка и поликультурном образовании, в частности.
Читать PDF
1.01 мб

Детские народные песни и народные песни для детей в фольклоре: общее и специфическое

Курячая Елена Александровна, Аникиенко Сергей Викторович
В последнее время в концертной и педагогической практике все чаще происходит смешение понятий детской народной песни и народной песни для детей.
Читать PDF
369.93 кб

Актуализация ценностей русского фольклора в детско-юношеской среде: проблема аутентичности

Гнатовская Альбина Васильевна
Статья посвящена актуализации ценностей русского фольклора в детско-юношеской среде, проблемам трансляции и воспитания ценностей традиционной культуры в образовательном процессе.
Читать PDF
3.85 мб

ФОЛЬКЛОР СТАРООБРЯДЦЕВ ТАЕЖНЫХ ДЕРЕВЕНЬ ВЕРХОВЬЯ ЕНИСЕЯ В РЕПЕРТУАРЕ ДЕТСКОГО АНСАМБЛЯ «ОКТАЙ»

Татаринцева Маргарита Петровна
В статье рассматривается та часть репертуара детского фольклорно-этнографического ансамбля «Октай» (Тува), которая воссоздает фольклор старообрядцев Верховья Енисея, в частности духовную музыку.
Читать PDF
863.59 кб

Нравственно-патриотическое воспитание детей на примере детского фольклорного ансамбля «Соловушка»

Борисенко Наталья Павловна, Старостина Татьяна Леонтьевна
В статье авторы делятся опытом воспитательной работы в сфере духовно-нравственного, патриотического воспитания и развития творческих способностей юного гражданина, повышения уровня его знаний по истории своей страны, своего края и
Читать PDF
568.88 кб

Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору

Иванова Светлана Владимировна
В данной статье рассматривается проблема формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору. Представлены результаты экспериментальной работы и доказывается ее эффективность
Читать PDF
377.80 кб

Народная игра как средство нравственного развития личности ребенка в детском фольклорном коллективе

Абашева Элина Сергеевна
Статья «Народная игра как средство нравственного развития личности ребенка в детском фольклорном коллективе» включает определения и классификацию народной игры с позиций этнографии, философии, культурологи, психологии, рекомендаци
Читать PDF
1.09 мб

Детское фольклорное воспитание - фактор сохранения и преемственности национальных культурных традици

Спицина Елена Ивановна
В статье обоснована необходимость внедрения этнокультурных материалов в образовательный и воспитательный процессы.