ДЕТСКИЙ АНАЛИЗ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Детский анализ
психоанализ детей, в котором свободные ассоциации заменяются игрой (а также тем, что родители или их заместители остаются для детей внешними фигурами и тем, что зависимость от них не является еще невротическим симптомом). Решение о проведении терапии принимается при этом родителями ребенка.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ДЕТСКИЙ АНАЛИЗ
child analysis) Психоанализ детей. Технически отличается от анализа взрослых тем, что в нем ИГРА заменяет СВОБОДНУЮ АССОЦИАЦИЮ. Теоретически он отличается тем, что родители и их заместители все еще остаются актуальными внешними фигурами в жизни пациентов и тем, что ЗАВИСИМОСТЬ от них является социальным и биологическим фактом, а не невротическим симптомом. Моральное отличие в том, что отношения между аналитиком и пациентом не такие, как между двумя заключившими соглашение взрослыми: решение о проведении лечения принимается не пациентом, а его родителями. Согласно Анне Фрейд, реальная зависимость ребенка от родителей требует изменения, техники анализа; с точки зрения Мелани Клейн - не требует. См. A. Freud (1962), Klein (1932).

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ДЕТСКИЙ АНАЛИЗ (CHILD ANALYSIS)

Лечение, направленное на внутренний пересмотр психической структуры и функции. Метод основан на тех же понятиях и принципах, что и анализ взрослых пациентов: внимание к внутренней психической жизни, интерпретация сопротивления, защиты и переноса, реконструкция и проработка. Точно так же детский анализ стремится избегать, насколько возможно, поощрения удовлетворения, а также советов, включая вмешательство в окружение пациента.
Техники детского анализа, хотя и сопоставимы с аналитическим методом, адаптированы к уровню развития Я, достигнутого ребенком. Они базируются на оценке способности ребенка свободно ассоциировать, уровня когнитивного развития, способов общения, сложностей, сопряженных с относительной незрелостью Я. При работе с защитами и определении толерантности ребенка к фрустрации необходима осторожность; аналитик должен подчеркивать значение Я, обращаясь к пространством конфликта, чтобы проявить себя союзником в борьбе с силами Оно и усилить реинтернализацию экстернализировонных конфликтов. Аналитик должен обращать внимание и вербализовывать чувства ребенка независимо от того, выражаются они непосредственно или через персонажей игры или рассказы. Такую адаптацию техники не следует смешивать с модификациями, которые могут помешать аналитическому процессу или прервать его.
С вопросом о различии техник детского и взрослого анализа тесно связан вопрос об условиях, в которых осуществляется детский анализ. Ребенок зависит от родителей, принимающих решение относительно проведения анализа. Ребенок доподросткового возраста может протестовать, подвергаясь анализу. Следует добавить, что большинство детских аналитиков находятся в постоянном контакте с родителями ребенка долатентного и латентного возраста, получая от них информацию. Требуется осторожность, чтобы эта внеаналитическая информация не помешала непредубежденности понимания самого аналитического материала. Хотя даже юные пациенты в латентном возрасте часто сами могут обеспечить необходимый для анализа материал, отлучение родителей от терапевтической ситуации было бы равносильно отрицанию потребностей детского развития: чем младше ребенок, тем более выражена его потребность в ощущении соответствия аналитика и родителей. Не менее важным является сохранение родительского альянса, который позволяет осуществлять анализ ребенка при его сопротивлении. Более того, опыт детских аналитиков подсказывает, что по мере развития Я и сопутствующей стабилизации терапевтического альянса, детский аналитик при проведении анализа может все более рассчитывать на старших детей из семьи.
Существенную роль в детском анализе играет перенос, хотя он не эквивалентен переносу при взрослом анализе. Родители - первый объект, с которым формируются отношения ребенка и вокруг которого строились детские фантазии, - являются важнейшей частью детской жизни- С этим тесно связан тот факт, что детской структуре Я недостает связности взрослой, а потому процессы интернализации не столь стабильны.
Интенсивность и длительность переноса неодинаковы не только у разных детей, но и у одного и того же ребенка в разных фазах анализа. Изменчива и частота чередующихся сдвигов катексиса между аналитиком и родителями. Хотя в целом считается, что ребенок способен к формированию невроза переноса, обычно он носит более спорадический характер и менее продолжителен, чем у взрослых.
Поскольку техники детского анализа определяются уровнем развития ребенка, очевидно, что вместе с ним меняется и техника. Детский аналитик последовательно переходит от преимущественного использования игры к вербализации и, наконец, к собственно свободным ассоциациям. Интерпретации продвигаются от простых и конкретных к более высоким уровням концептуализации. Их продолжительность и содержание зависят от изменяющегося характера специфических участков конфликта и специфической сензитивности при переходе из одной фазы развития в другую. Прослеживая постепенную смену стадий развития, детский аналитик получает возможность наблюдать переходные этапы и соответствующим образом адаптировать технические средства. В подростковом возрасте анализ проводится с использованием как 'взрослых', так и 'предпубертатных' техник. В старшем подростковом возрасте применяются, как правило, техники 'взрослого' анализа.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Детская книга: терминологический анализ

Енгалычева (Булгакова) Екатерина Валерьевна
Автором проведен терминологический анализ понятия «детская книга» с точки зрения филологов, книговедов, историков, издателей, его сущностного значения для каждой отрасли.
Читать PDF

АНАЛИЗ ВИДОВЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

Дурманенко Оксана Леонидовна
В современных условиях развития украинского общества задачи образования больше направлены не на овладение возрастающей суммой знаний, а на развитие способностей и познавательных интересов личности.
Читать PDF

Анализ структуры инвалидности в детском возрасте

Елкина Т.Н., Лиханова М.Г., Пирожкова Н.И., Татаренко Ю.А.
Читать PDF

Детская культура – проблемы определения и анализа

Егоров Вадим Владимирович
Обосновывается необходимость разработки понятия «детская культура», дается его анализ. Рассматриваются проблемы жизненного мира ребенка, детей, их ментальности в прошлом и настоящем.
Читать PDF

Анализ детской неврологической службы в Казахстане

Лепесова М.М., Джаксыбаева А.Х.
Читать PDF

Анализ причин отказов от лечения в детской онкологии

Варфоломеева С.Р., Добреньков К.В., Качанов Д.Ю., Инюшкина Е.В., Шаманская Т.В., Цейтлин Г.Я.
Читать PDF

Анализ заболеваемости детского населения города Пензы

Егина О.М., Лазарева Л.А.
В статье представлены результаты изучения заболеваемости детей в возрасте 0-14 лет и 15-17 лет г.Пензы за 2012-2014 годы. Выявлены динамика, структура и особенности первичной и общей заболеваемости по классам болезней.
Читать PDF

Сравнительный анализ эффективности детских зубных паст

Бондаренко А. В., Ярцева А. В.
Читать PDF

Анализ тестовых методов диагностики детской одаренности

Павлова С. А.
В статье предпринята попытка сделать обобщающий анализ методик, помогающих раскрыть особенности сложного психического явления человека одаренности, детской одаренности.
Читать PDF

Контент-анализ формирования личности в детском возрасте

Брянцева Е. А.
Читать PDF

Анализ возрастных особенностей развития детского рисунка

Лыкова Елена Сергеевна
Проанализирована педагогическая литература конца XIX начала XX века, посвященная изучению про цесса развития детского рисунка. В работах К. Риччи, Г. Кершенштейнера, Н. А.
Читать PDF

Анализ состояния здоровья детского населения г. Череповца

Ванюхина М. А., Пухлянко В. П.
В статье проводится оценка состояния окружающей среды и здоровья детей, проживающих в г. Череповце. Статистические данные взяты из отчетов Госсанэпиднадзора города.
Читать PDF

Анализ различных подходов к классификации детской игрушки

Иванова Елена Сергеевна
В статье анализируются различные виды классификации игрушек, разработанные отечественными психологами, психотерапевтами и педагогами; указываются причины возникновения классификации; перечисляются игрушки, не вошедшие в психологич
Читать PDF

Анализ заболеваемости детского населения Калужского региона

Григорьев Ю. И., Ершов А. В.
В статье представлены результаты изучения заболеваемости детского населения Калужской области в возрасте до 14 лет за десятилетний период.
Читать PDF

Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений

Бутина-гречаная Светлана Владимировна
В статье обсуждаются подходы к анализу детско-родительских отношений. В зарубежной психологии выделяют два основных направления: психоаналитический подход и гуманистический.

Похожие термины: