ДЕТОУБИЙСТВО

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ДЕТОУБИЙСТВО
Чаще всего речь идет об убийстве матерью ребенка во время родов или сразу после рождения. При умышленном Д., доказанном судебно-медицинской экспертизой, мать чаще всего подвергается судебно-психиатрической экспертизе для определения ее вменяемости на момент совершения преступления. При предположении о наличии психической патологии назначается комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Детоубийство
(Infantacidium) (от лат. infans - ребенок и caedo - убивать, умерщвлять). Убийство ребенка, в узком смысле - убийство родителями (чаще - матерью) собственного ребенка (обычно внебрачного) во время рождения или непосредственно после него. Детоубийство совершают и психически больные под влиянием параноидного или депрессивного бреда, а также под воздействием галлюцинаций.
Д., активное (Infantacidium activum) (от лат. activus - деятельный, действующий). Детоубийство, осуществленное насильственным путем. См. Детоубийство.
Д., пассивное (Infantacidium passivum) (от лат. passivus - неактивный, бездеятельный). Детоубийство, осуществленное путем умышленного лишения новорожденного необходимой помощи. См. Де тоубийс тв о.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Детоубийство
1. убийство детей родителями по различным, в том числе и болезненным мотивам (жестокость, месть, деперсонализация, бред, галлюцинации и др.). Оно может быть активным (совершаемым насильственным образом) и пассивным (путем лишения ребенка необходимой помощи), пренатальным (совершаться до рождения ребенка - аборты, искусственные выкидыши) или постнатальным (осуществляться вскоре после появления ребенка на свет), намеренным или бессознательным (последнее обычно характеризует психотическое состояние матери); 2. убийство детей вскоре после их рождения по, предположительно, таким мотивам, которые связаны с влиянием следующих социально-психологических факторов: а) контроль уровня населения, особенно во времена стихийных бедствий и дефицита пищи; б) нежизнеспособность определенных характеристик новорожденных, например, их малый вес, недоношенность, наличие врожденных уродств (Платон, как известно, считал детоубийство идеальным средством избавления от дефектных детей, что в Спарте, по его рекомендациям и делали); в) нарушение табу, то есть появление внебрачного ребенка или близнецов; г) сохранение патриархальных ценностей и поощрение традиционного поведения (в таких культурах обычно позволяли умирать скорее девочкам, нежели мальчикам).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ДЕТОУБИЙСТВО
реальное или воображаемое событие, связанное с переживаниями, вызванными к жизни неудовлетворительными отношениями между родителями и детьми.
   З. Фрейд уделял основное внимание феномену отцеубийства, рассмотренному с точки зрения филогенетического и онтогенетического развития человека. Осмысление данного феномена способствовало выдвижению гипотезы об эдиповом комплексе, которая легла в основу психоаналитических представлений о возникновении неврозов, а также становлении религии, нравственности, человеческой цивилизации. Проблематика детоубийства не затрагивалась им в прямой форме. Однако сформулированные им в работе «Торможение, симптом и страх» (1926) идеи о внутриутробном состоянии, страхе рождения и влечении к смерти подготовили почву для дальнейшего исследования феномена детоубийства. Кроме того, терапевтическая практика и анализ ошибочных действий подводили З. Фрейда порой вплотную к явлению детоубийства.
   Так, в работе «Психопатология обыденной жизни» (1901) он описал инцидент, имевший место в жизни одного из его пациентов, который был взят в анализ с целью улучшения супружеских отношений в семье. Пациент, отец двоих детей, сообщил, что однажды он играл со своим старшим ребенком, подбрасывал его кверху и опускал вниз. В очередной раз он так высоко подкинул ребенка, что тот почти что ударился теменем о висящую на потолке тяжелую люстру. С ребенком ничего не случилось, но с испугу у него закружилась голова. Отец в ужасе прижал к себе ребенка, а у матери начался истерический припадок. Основываясь на психоаналитическом понимании случайного, симптоматического действия, З. Фрейд предположил, что после рождения ребенка неудовлетворенный своею женою муж имел такое намерение: если ребенок умрет, то он будет свободен и сможет развестись с женой. В дальнейшем он полюбил своего сына, но постоянно думал о разводе, хотя и отказывался от него, так как в семье появился второй ребенок. «Желание смерти этого, теперь столь любимого существа должно было, таким образом, бессознательно сохраниться. Отсюда нетрудно было найти путь к бессознательной фиксации этого желания». Дальнейшая история семейной жизни пациента подтвердила выдвинутое З. Фрейдом предположение, которое, по существу, относилось к феномену детоубийства.
   Последующие психоаналитики предприняли усилия по развитию и углублению тех или иных идей З. Фрейда, включая его представления о внутриутробном состоянии, страхе рождения, эдиповом комплексе. В частности, М. Кляйн (1882–1960) высказала гипотезу, в соответствии с которой с момента рождения ребенка работа инстинкта смерти «дает начало страху уничтожения», что является первопричиной тревоги преследования. Утрата внутриутробного состояния, боль и дискомфорт, воспринимаемые младенцем переживания как нападение враждебной силы – все это способствует усилению тревоги преследования и страха смерти. С точки зрения М. Кляйн, с самого начала жизни младенца его орально-либидозные и орально-деструктивные импульсы направлены на материнскую грудь, которая может восприниматься им в качестве неудовлетворяющего, плохого, преследующего объекта. У него возникает чувство, что материнская грудь способна атаковать его, «станет пожирать младенца столь же жадно, сколь жадно он желает пожирать ее». Словом, в первые три или четыре месяца жизни у ребенка формируется «параноидно-шизоидная позиция», в соответствии с которой психически действенными становятся тревога преследования и страх уничтожения, связанные с представлением младенца о «пожирающей» груди матери.
   Согласно древнегреческому мифу, родившийся от Геи (Земля) и Урана (Небо) Крон впоследствии пожирал своих собственных детей. Отголоски данного мифа нашли свое частичное отражение в феномене детоубийства. В своих представлениях о фантазиях младенца о преследующей, пожирающей материнской груди, тревоги преследования и страхе уничтожения М. Кляйн не ссылалась на древнегреческий миф о Кроне. В своих размышлениях на эту тему она отталкивалась от идей З. Фрейда о внутриутробной жизни и страхе рождения. Однако общее представление о тревожности ребенка, обусловленной переживаниями, относящимися к воображаемому детоубийству, стали предметом исследования ряда психоаналитиков, сосредоточивших внимание на изучении отношений между матерью и ребенком.
   В современном психоанализе феномен детоубийства рассматривается, как правило, с точки зрения фантазий ребенка о возможной его смерти от руки отца или матери. Между тем клиническая практика свидетельствует о том, что сновидения и фантазии о детоубийстве – распространенное явление среди невротических родителей, нередко испытывающих страх по поводу того, что пугающие их видения могут стать реальностью. Некоторые пациенты обращаются к аналитику именно потому, что сновидения или фантазии об убийстве собственного ребенка становятся навязчивыми. Они не понимают своего психического состояния, выражают недоумение по поводу того, что мысленно могут посягать на жизнь любимого ребенка, и страшатся собственных сновидений, фантазий, видений. Аналитическая работа с такими пациентами вскрывает их бессознательные желания, чаще всего обусловленные вынужденной женитьбой и нежелательным замужеством в связи с рождением незапланированного ребенка или невозможностью развода по причине нежелания причинить страдания ни в чем не повинным детям и опасений за те последствия, которые могут дать о себе, в том числе в форме возможных психических расстройств у ребенка.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
378.56 кб

Проблемы исправления за детоубийство

Антонян Елена Александровна
В статье поставлена одна из актуальнейших современных криминологических проблем предупреждение детоубийств, в частности, на этапе исполнения наказания.
Читать PDF
1.07 мб

СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА ДЕТОУБИЙСТВО

Тягунов Д. В., Тягунова И. Ф.
В работе представлен экспертный анализ случая обнаружения в мусорном контейнере трупа ново-рожденного младенца.
Читать PDF
517.19 кб

Христиане чешского города Брно против детоубийств

Священник Либор Серафим Галик
Читать PDF
93.99 кб

Характеристика личности жертвы при детоубийстве

Федотов Игорь Славович

Похожие термины:

  • Инфантицид (детоубийство)

    Термин обозначает склонность к истреблению своего потомства у некоторых конспецифичных видов. Подобные случаи наблюдались у различных животных, включая львов, грызунов и приматов. К примеру, сам