ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Найдено 2 определения термина ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

англ. children with abnormal behavior, problem children). Отклонения в психическом развитии ребенка м. б. вызваны сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение), поражениями ц. н. с. (умственная отсталость, задержка психического развития, двигательные нарушения, тяжелые нарушения речи). Отклонения в развитии могут также выступать в различных сочетаниях.

Отклонения в психическом развитии возникают с момента рождения ребенка, если поражение внутриутробное, или с момента возникновения дефекта, если поражение постнатальное. Первичное нарушение - снижение слуха, зрения, интеллекта и др. - влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка (Л. С. Выготский). При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер, меняют всю структуру психического развития ребенка.

При любом характере первичного нарушения наблюдаются отставание в сроках формирования психических функций (процессов) и замедленный темп их развития, а также качественные отклонения в развитии. Не формируется своевременно ни один вид детской деятельности - предметно-манипулятивная, игровая, продуктивная (см. Деятельность детская). Напр., предметно-манипулятивная деятельность у глухих и слабослышащих детей становится ведущей к 5 г., у умственно отсталых - к концу дошкольного возраста. Существенные отклонения наблюдаются в развитии всех познавательных процессов - восприятия, наглядного и словесно-логического мышления. Нарушается развитие процесса общения; дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта - пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции.

Дефекты речевого развития наблюдаются у всех аномальных детей. Речь может отсутствовать совсем (при глухоте, тяжелой тугоухости, алалии, умственной отсталости, детском церебральном параличе), может развиваться с опозданием, иметь существенные дефекты - аграмматзмы, нарушения произношения, бедность лексики и семантики. В ряде случаев формально развитая речь м. б. бессодержательной, "пустой".

Следует иметь в виду, что отклонения в психическом развитии м. б. вызваны и весьма незначительными, не бросающимися в глаза нарушениями. Так, снижение слуха на шепот при сохранности восприятия голоса нормальной разговорной громкости может привести к речевому недоразвитию. В результате перенесенных ребенком вредных воздействий (родовой травмы, тяжелой инфекции и др.) может возникнуть задержка психического развития, препятствующая нормальному обучению ребенка в школе, и т. п.

Вместе с тем развитие аномального ребенка имеет те же тенденции, подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Это является основанием для оптимистического подхода к возможностям воспитания и обучения Д. с о. в п. р. Но для того чтобы имеющиеся у них тенденции развития были реализованы, а само развитие максимально (в соответствии с характером первичного нарушения) приближено к нормальному, требуется специальное педагогическое воздействие, имеющее коррекционную направленность и учитывающее специфику данного дефекта.

Педагогическое воздействие направлено в первую очередь на преодоление и предупреждение вторичных дефектов. Последние, в отличие от первичных нарушений, имеющих органический характер и требующих мед. коррекции, поддаются педагогической коррекции. С помощью педагогических средств м. б. также достигнута значительная компенсация функций - восстановление или замещение нарушенной функции. В то же время, как показала отечественная коррекционная психология, спонтанная компенсация дефекта не имеет места: нарушение слухового восприятия не компенсируется за счет более интенсивного развития зрительной функции, а, напротив, влечет за собой недоразвитие зрительного восприятия; нарушение зрительной функции не ведет к усиленному по сравнению с нормальным развитию тактильно-двигательного восприятия и т. п.

Успешность предупреждения, коррекции и компенсации отклонения в психическом развитии непосредственно зависит от сроков начала, содержания и методов коррекционной работы. Отсюда чрезвычайно важное значение имеют раннее обнаружение отклонений в развитии и правильная диагностика первичного дефекта. См. Психический дизонтогенез. (В. И. Лубовский)

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Дети с отклонениями в психическом развитии

Дети с сенсорными нарушениями (зрения, слуха), поражениями ЦНС (умственная отсталость, задержка психического развития, двигательные нарушения, нарушения речи) или с сочетаниями различных нарушений. Последние могут возникать с момента рождения (пренатальное происхождение) или в течение возрастного развития. При любом происхождении происходит отставание в сроках формирования психических функций и замедленный темп их развития. Нарушается развитие речи и процесса общения. Тем не менее само развитие подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Однако для реализации потенциала аномального ребенка требуется специальное педагогическое воздействие коррекционной направленности.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Особенности психологической коррекции личности осужденных с отклонениями психического развития

Харченко Т.Г.
Рассматриваются личностные особенности осужденных с отклонениями психического развития, особенности применения в работе с ними методов когнитивной, поведенческой психологической коррекции, позитивной
Читать PDF

Одаренные дети: особенности и сложности развития

Суднева Олеся Юрьевна
В статье рассматриваются теоретические представления и эмпирические данные об особенностях развития одаренных детей.
Читать PDF

Особенности психологического изучения детей с отклонениями в развитии

Матанцева Татьяна Николаевна
В статье дается анализ специфики применения общепсихологических методов при изучении детей и подростков с отклонениями в развитии, раскрываются особенности, проблемы и ограничения исследовательской де
Читать PDF

Особенности самооценки у детей и подростков с отклонениями развития в исследованиях по специальной п

Смирнова Светлана Игоревна
В статье представлены теоретические подходы к изучению самооценки у детей и подростков с разными формами дизонтогенеза.
Читать PDF

Особенности самосознания родителей, воспитывающих детейс отклонениями в развитии

Будаева Мария Дашиевна
В статье рассматриваются особенности самосознания родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Изучены особенности самооценки, Я-образа и самоотношения родителей детей-инвалидов.
Читать PDF

Содержание психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии

Читать PDF

Содержание и динамика реакций родителей на факт рождения ребенка с отклонениями в развитии

Сорокин Виктор Михайлович
В статье рассмотрены факторы, обусловливающие определенный тип реакции и динамику отношения к ребенку с отклонениями в развитии.
Читать PDF

Закономерности социально-психологической компетентности детей и подростков с отклонениями в развитии

Королева Юлия Александровна
В статье приводятся результаты как теоретического, так и эмпирического исследования, реализующего задачу изучения закономерностей социально-психологической компетентности детей и подростков с отклонен
Читать PDF

Природа структурных отклонений в развитии индивидуальности

Ведешкин Никита Андреевич
В статье изложены теоретические положения структурных отклонений с точки зрения развития индивидуальности.
Читать PDF

Возможности нейропсихологической диагностики риска формирования отклонений в развитии в дошкольном в

Борисова Елена Юрьевна
В статье рассмотрены возможности применения нейропсихологического подхода в решении вопросов своевременного выявления детей группы риска формирования отклонений в развитии в дошкольном возрасте.
Читать PDF

Социально-психологическая компетентность и жизнеспособность лиц с отклонениями в развитии: факторный

Королева Юлия Александровна
Предметом исследования в данной работе является феномен социально-психологической компетентности и его взаимосвязь с жизнеспособностью личности.
Читать PDF

Личностные ресурсы социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии

Королёва Юлия Александровна, Матасов Юрий Тимофеевич
В статье представлены результаты исследования самооценки и уровня притязаний подростков с отклонениями в развитии, внутренние ресурсы которых психологически ослаблены.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!