ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Найдено 2 определения термина ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

англ. children with abnormal behavior, problem children). Отклонения в психическом развитии ребенка м. б. вызваны сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение), поражениями ц. н. с. (умственная отсталость, задержка психического развития, двигательные нарушения, тяжелые нарушения речи). Отклонения в развитии могут также выступать в различных сочетаниях.

Отклонения в психическом развитии возникают с момента рождения ребенка, если поражение внутриутробное, или с момента возникновения дефекта, если поражение постнатальное. Первичное нарушение - снижение слуха, зрения, интеллекта и др. - влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка (Л. С. Выготский). При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер, меняют всю структуру психического развития ребенка.

При любом характере первичного нарушения наблюдаются отставание в сроках формирования психических функций (процессов) и замедленный темп их развития, а также качественные отклонения в развитии. Не формируется своевременно ни один вид детской деятельности - предметно-манипулятивная, игровая, продуктивная (см. Деятельность детская). Напр., предметно-манипулятивная деятельность у глухих и слабослышащих детей становится ведущей к 5 г., у умственно отсталых - к концу дошкольного возраста. Существенные отклонения наблюдаются в развитии всех познавательных процессов - восприятия, наглядного и словесно-логического мышления. Нарушается развитие процесса общения; дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта - пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции.

Дефекты речевого развития наблюдаются у всех аномальных детей. Речь может отсутствовать совсем (при глухоте, тяжелой тугоухости, алалии, умственной отсталости, детском церебральном параличе), может развиваться с опозданием, иметь существенные дефекты - аграмматзмы, нарушения произношения, бедность лексики и семантики. В ряде случаев формально развитая речь м. б. бессодержательной, "пустой".

Следует иметь в виду, что отклонения в психическом развитии м. б. вызваны и весьма незначительными, не бросающимися в глаза нарушениями. Так, снижение слуха на шепот при сохранности восприятия голоса нормальной разговорной громкости может привести к речевому недоразвитию. В результате перенесенных ребенком вредных воздействий (родовой травмы, тяжелой инфекции и др.) может возникнуть задержка психического развития, препятствующая нормальному обучению ребенка в школе, и т. п.

Вместе с тем развитие аномального ребенка имеет те же тенденции, подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Это является основанием для оптимистического подхода к возможностям воспитания и обучения Д. с о. в п. р. Но для того чтобы имеющиеся у них тенденции развития были реализованы, а само развитие максимально (в соответствии с характером первичного нарушения) приближено к нормальному, требуется специальное педагогическое воздействие, имеющее коррекционную направленность и учитывающее специфику данного дефекта.

Педагогическое воздействие направлено в первую очередь на преодоление и предупреждение вторичных дефектов. Последние, в отличие от первичных нарушений, имеющих органический характер и требующих мед. коррекции, поддаются педагогической коррекции. С помощью педагогических средств м. б. также достигнута значительная компенсация функций - восстановление или замещение нарушенной функции. В то же время, как показала отечественная коррекционная психология, спонтанная компенсация дефекта не имеет места: нарушение слухового восприятия не компенсируется за счет более интенсивного развития зрительной функции, а, напротив, влечет за собой недоразвитие зрительного восприятия; нарушение зрительной функции не ведет к усиленному по сравнению с нормальным развитию тактильно-двигательного восприятия и т. п.

Успешность предупреждения, коррекции и компенсации отклонения в психическом развитии непосредственно зависит от сроков начала, содержания и методов коррекционной работы. Отсюда чрезвычайно важное значение имеют раннее обнаружение отклонений в развитии и правильная диагностика первичного дефекта. См. Психический дизонтогенез. (В. И. Лубовский)

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Дети с отклонениями в психическом развитии

Дети с сенсорными нарушениями (зрения, слуха), поражениями ЦНС (умственная отсталость, задержка психического развития, двигательные нарушения, нарушения речи) или с сочетаниями различных нарушений. Последние могут возникать с момента рождения (пренатальное происхождение) или в течение возрастного развития. При любом происхождении происходит отставание в сроках формирования психических функций и замедленный темп их развития. Нарушается развитие речи и процесса общения. Тем не менее само развитие подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Однако для реализации потенциала аномального ребенка требуется специальное педагогическое воздействие коррекционной направленности.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Особенности психологической коррекции личности осужденных с отклонениями психического развития

Харченко Т.Г.
Рассматриваются личностные особенности осужденных с отклонениями психического развития, особенности применения в работе с ними методов когнитивной, поведенческой психологической коррекции, позитивной психотерапии, арт-терапии. Обосновывается необходимость специального психологического сопровождения данной категории осужденных в процессе ресоциализации их личности.The article deals with the personal characteristics of convicted abnormalities of mental development, especially the use of the methods of cognitive, behavioral, psychological adjustment, positive psychotherapy, and art therapy in the work with convicts. The article also explains the necessity of special psychological support for this category of convicts in the process of re-socialization of their identity.
Скачать PDF

Одаренные дети: особенности и сложности развития

Суднева Олеся Юрьевна
В статье рассматриваются теоретические представления и эмпирические данные об особенностях развития одаренных детей. На основании обзора современных отечественных и зарубежных исследований описываются показатели познавательной, мотивационной, эмоциональной и психосоциальной сфер одарённой личности. Также в статье рассматриваются особенности одарённых детей с гармоничным и дисгармоничным типом развития, показываются особенности психического развития неуспешных одарённых детей. Описаны сложности и проблемы одарённого ребёнка, которые сопровождают его в процессе развития и творческого самовыражения.
Скачать PDF

Особенности психологического изучения детей с отклонениями в развитии

Матанцева Татьяна Николаевна
В статье дается анализ специфики применения общепсихологических методов при изучении детей и подростков с отклонениями в развитии, раскрываются особенности, проблемы и ограничения исследовательской деятельности. Даются рекомендации по изучению детей с отклонениями в развитии
Скачать PDF

Особенности самооценки у детей и подростков с отклонениями развития в исследованиях по специальной п

Смирнова Светлана Игоревна
В статье представлены теоретические подходы к изучению самооценки у детей и подростков с разными формами дизонтогенеза.
Скачать PDF

Особенности самосознания родителей, воспитывающих детейс отклонениями в развитии

Будаева Мария Дашиевна
В статье рассматриваются особенности самосознания родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Изучены особенности самооценки, Я-образа и самоотношения родителей детей-инвалидов.
Скачать PDF

Содержание психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии

Скачать PDF

Содержание и динамика реакций родителей на факт рождения ребенка с отклонениями в развитии

Сорокин Виктор Михайлович
В статье рассмотрены факторы, обусловливающие определенный тип реакции и динамику отношения к ребенку с отклонениями в развитии.
Скачать PDF

Закономерности социально-психологической компетентности детей и подростков с отклонениями в развитии

Королева Юлия Александровна
В статье приводятся результаты как теоретического, так и эмпирического исследования, реализующего задачу изучения закономерностей социально-психологической компетентности детей и подростков с отклонениями в развитии.
Скачать PDF

Природа структурных отклонений в развитии индивидуальности

Ведешкин Никита Андреевич
В статье изложены теоретические положения структурных отклонений с точки зрения развития индивидуальности. Описаны периоды развития индивидуальности, диагностируемые показателями согласно концепции первичных отклонений при нарушении коммуникаций.
Скачать PDF

Возможности нейропсихологической диагностики риска формирования отклонений в развитии в дошкольном в

Борисова Елена Юрьевна
В статье рассмотрены возможности применения нейропсихологического подхода в решении вопросов своевременного выявления детей группы риска формирования отклонений в развитии в дошкольном возрасте. Данный подход признается наиболее системным в диагностике и коррекции психического развития ребенка, поскольку комплексная нейропсихологическая диагностика уровня сформированности высших психических функций позволяет выявить слабые когнитивные механизмы, обусловливающие большинство трудностей, и соответственно планировать эффективную псхокоррекционную работу. Представлен краткий обзор наиболее распространенных технологий организации процесса психолого-педагогической диагностики отклоняющегося развития и нейропсихологических диагностических комплексов, адаптированных к детскому возрасту. На основании анализа результатов обследования детей 3-7 лет, реализованного в рамках научного проекта № 14-16-12004 а(р) при финансовой поддержке РГНФ, предложена модель нейропсихологической диагностики детей дошкольного возраста. Диагностическая программа основана на оценке статистически достоверных различий результатов в группах детей, отличающихся по возрастному и клинико-психологическому статусу. Модель состоит из нескольких блоков и включает этапы скрининговой диагностики и углубленной диагностики, предполагающей как применение нейропсихологических проб, так и традиционных методов сбора анамнестической информации об особенностях психического развития ребенка. Апробированные в рамках реализации проекта диагностические комплексы обеспечивают возможность раннего выявления специфики формирования высших психических функций при помощи нейропсихологического подхода.
Скачать PDF

Социально-психологическая компетентность и жизнеспособность лиц с отклонениями в развитии: факторный

Королева Юлия Александровна
Предметом исследования в данной работе является феномен социально-психологической компетентности и его взаимосвязь с жизнеспособностью личности. Известно, что ресурсы личности с отклонениями в развитии психологически ослаблены, что не позволяет данной группе лиц своевременно и полноценно овладевать и социально-психологической компетентностью, и жизнеспособностью. В статье приводятся результаты экспериментального исследования следующих факторов социально-психологической компетентности лиц с отклонениями в развитии: способности к социальной адаптации и способности к саморегуляции. В ходе экспериментального исследования были выявлены факторы, влияющие на способности к межличностному взаимодействию младших подростков: коммуникативная направленность, поведение по отношению к ближайшему окружению, детерминанты характеристик общения, реакция на фрустрацию и др. Анализ отдельных качеств, представляющих шкалы двух ведущих факторов (способность к социальной адаптации и саморегуляции), позволяет выделить те составляющие социально-педагогической компетентности, которые у младших подростков с умственной отсталостью и задержкой психического развития нарушены в большей степени: понимание эмоциональных состояний и адекватные ответы на просьбы, контроль невербальных реакций в трудных ситуациях взаимодействия, ригидность, предупреждение и направленность агрессивных реакций в конфликтных ситуациях.
Скачать PDF

Личностные ресурсы социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии

Королёва Юлия Александровна, Матасов Юрий Тимофеевич
В статье представлены результаты исследования самооценки и уровня притязаний подростков с отклонениями в развитии, внутренние ресурсы которых психологически ослаблены. Непосредственное или опосредованное влияние исходного нарушения на развитие личности создает уникальную комбинацию условий социального становления подростка с отклонением в развитии. Экспериментальное исследование, построенное на основе сравнительного подхода, позволило выделить общие и специфические особенности в развитии самооценки и притязаний у подростков с отклонениями в развитии и подростков с условно нормативным развитием, определить специфику динамики этих личностных характеристик от среднего к старшему подростковому возрасту.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!