ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Найдено 1 определение:

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

слепые дети страдают полным отсутствием зрения либо имеют остаточное зрение (от светоощущения до остроты зрения 0,04 на лучше видящем глазу при обычной коррекции очками). Для них основными средствами познания становятся осязание и слух. В связи с этим чувственные образы имеют иное, чем у зрячих, качество, иную структуру. Те дети, у которых сохранилось остаточное зрение, имеют возможность воспринимать окружающий мир в виде зрительных образов, хотя весьма обедненных и неточных. Потеря зрения обусловливает некоторые специфические особенности развития: возникают затруднения в оценке пространственных признаков (местоположения, направления, расстояния и т.д.), процесс формирования движений задержан, иногда отмечаются изменения в эмоционально-волевой сфере. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на формирование у слепых детей чувственного опыта. Развитие процессов компенсации слепоты за счет усиления функций сохранных анализаторов необходимо начинать с раннего возраста. Важную компенсаторную роль играет речь. В речевом общении с окружающими в сознании слепого ребенка создаются и укрепляются связи между словом и действием. Словесное описание предмета, сделанное взрослым, ребенок подтверждает собственным обследованием. С помощью слуховых и осязательных ощущений дети учатся передвигаться самостоятельно. Высокого развития у слепых достигает память, т.к. им для ориентировки в пространстве, общения с людьми, усвоения знаний необходимо привлекать больше сведений, чем зрячим. В развитии основных процессов познания и мышления компенсаторную роль играют практические занятия, во время которых дети сравнивают реально воспринимаемые предметы с существующими у них представлениями. Обучение действиям, способам их выполнения достигается только в условиях общения, при котором движения слепого ребенка корригируются словом. У слепых осязательное восприятие материала, закрепление образов в памяти и оперирование ими требует не только увеличения времени для практических решений, но и более ранней специальной подготовки - обучения детей навыкам учебной работы. Слепых обучают письму и чтению рельефного шрифта (а также рельефных карт и нот), рельефному рисованию и черчению. Многие сложные явления физики, химии и др. учебных предметов усваиваются слепыми учащимися с помощью лабораторных работ со специальными приборами. Для развития зрительного восприятия у детей, имеющих остаточное зрение, используются красочные картины и иллюстрации, диапозитивы, кинофильмы, в том числе воспроизводимые специальными замкнутыми телевизионными системами. Введение аудиовизуальных средств совершенствует процесс обучения и сокращает время для получения необходимой информации. Ослепшие дети - дети, потерявшие зрение в результате перенесенного заболевания или травмы; зрение у них может быть потеряно полностью либо сохраниться в виде светоощущения или остаточного зрения (острота до 0,04). В памяти таких детей уже с возраста 3-4 лет сохраняются (иногда на протяжении всей жизни) зрительные образы окружающего мира, и в связи с этим объем представлений у них значительно шире и богаче, чем у слепых от рождения. Зрительная память помогает воссоздавать образ предмета или явления по словесному описанию, для чего педагог использует яркие, образные выражения. Связь зрительных представлений с речью способствует более эффективному усвоению детьми знаний и умений. Остаточное зрение помогает детям воспринимать световые и цветовые признаки, ориентироваться в пространстве. Однако основными новыми средствами познания становятся слух и осязание. Дети должны заново обучаться процессам самообслуживания, ориентировки в пространстве, новым способам овладения знаниями. Для предупреждения появления возможных отклонений в развитии большое значение имеет правильно и своевременно (сразу же после утраты ребенком зрения) организованная система коррекционно-педагогических воздействий. Для дошкольников имеются специальные детские сады; детей, ослепших в школьном возрасте, направляют для обучения в школы слепых детей. Слабовидящие дети - дети, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией) либо расстройствами периферического зрения. Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью, что значительно обедняет чувственный опыт таких детей, препятствует познанию ими окружающего мира. Обучение и воспитание слабовидящих детей осуществляется в специальных дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями зрения. Педагогический процесс строится с учетом возможностей этих детей и их своеобразия. При этом необходимо соблюдение специальных педагогических и гигиенических требований: рациональное распределение учебных занятий, обеспечение соответствующего уровня освещенности, применение корригирующих и тифлотехнических средств, организация специальных занятий по коррекции отклонений в психологическом развитии.
Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями/Под ред. Л.Г. Гусляковой, С.Г. Чудовой

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Психологический феномен влияния тендера на позицию ребенка с нарушениями зрения в игровой деятельнос

Гаджиева Д. П.
Статья посвящена актуальной проблеме исследования влияния тендерных различий на игровую деятельность детей с нарушениями зрения.
Читать PDF

Психосоциальные факторы адаптации и интеграции в общество лиц с глубокими нарушениями зрения

Волкова Ирина Павловна
В статье раскрываются основные принципы социальной интеграции в общество людей с ограниченными возможностями здоровья, раскрыта роль коммуникативной толерантности в социальной адаптации и интеграции и
Читать PDF

Оптимизация самооценки учащихся с нарушениями зрения в игровой деятельности

Аношкова И. В.
Рассматривая проблему самооценки у лиц с нарушениями зрения как сложное многогранное явление, исследователь учитывает целый комплекс факторов, обусловливающих ее своеобразие.
Читать PDF

Влияние гендерного развития на формирование социальной активности детей с нарушениями зрения

Маллаев Джафар Михайлович, Омарова Патимат Омаровна, Изиева Джамиля Пайзутдиновна
В статье описываются результаты экспериментального исследования влияния гендера на формирование социальной активности детей с нарушениями зрения. Использование модифицированной методики Д. М.
Читать PDF

Формирование позитивной я-концепции у подростков с нарушениями зрения

Крюкова Е.В.
Читать PDF

Самоотношение подростков с нарушениями зрения

Читать PDF

Оценка когнитивных функций у детей с нарушениями зрения с помощью игрового метода

Статьев Станислав Игоревич
Рассмотрены когнитивные функции детей с нарушениями зрения с помощью игрового метода.
Читать PDF

Оценка когнитивных функций у детей с нарушениями зрения с помощью игрового метода

Статьев Станислав Игоревич
Рассмотрены когнитивные функции детей с нарушениями зрения с помощью игрового метода.
Читать PDF

Гигиеническое обоснование условий воспитания и оздоровления детей с нарушениями зрения в специализир

Емельянов А.А.
Читать PDF

Гигиеническое обоснование условий воспитания и оздоровления детей с нарушениями зрения в специализир

Емельянов А.А.
Читать PDF

Социально-психологические и личностные факторы толерантности к инвалидам по зрению в современном общ

Волкова Ирина Павловна
Рассматривается одна из актуальных проблем теории и практики социального взаимодействия проблема личностных детерминант толерантного взаимодействия людей с глубокими нарушениями зрения и нормально вид
Читать PDF

Взгляд на конфликты и их решение с христианской точки зрения

Архипов В.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!