ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА это что такое ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА: определение — Психология.НЭС
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Найдено 1 определение:

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

глухие дети страдают глубоким стойким двусторонним нарушением слуха. Они не могут самостоятельно овладеть речью и без специального обучения становятся глухонемыми. Большинство глухих обладает остаточным слухом, который позволяет им воспринимать лишь очень громкие звуки (силой более 80 дб в диапазоне до 1000-2000 гц). Недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир ребенка. Наибольший ущерб его развитию приносит создаваемое глухотой препятствие к овладению словесной речью как средством общения и познания окружающего мира, как орудием мышления. Чем раньше начинается специальное обучение ребенка словесной речи с использованием и развитием остаточного слуха и чтения с лица устной речи окружающих, тем меньше психическое развитие отклоняется от нормы. Даже в условиях специального обучения развитие словесной речи глухих отстает от нормы и имеет целый ряд особенностей, касающихся овладения фразовой речью, усвоения звукобуквенного состава слов, часто наблюдается расширение или сужение представлений о значении слов. При обучении дети легче овладевают словами, обозначающими конкретные предметы, несколько труднее - обозначающими действия, качества, признаки, еще труднее - словами с абстрактным и переносным смыслом. В построении фраз они допускают нарушение законов грамматики. Понимание речи опережает формирование возможности собственного высказывания в устной, дактильной и письменной речи. Ограниченные возможности владения речью сказываются на развитии познавательных процессов (например, формирование словесно-логического понятийного мышления происходит со значительным опозданием и отличается большим своеобразием), эмоционально-волевой сферы и др. Для общения со слышащими дети пользуются естественными жестами (указательными, имитирующими действия, изображающими признаки предметов), которые обычно вырабатываются в процессе взаимного общения. Между собой они общаются с помощью мимико-жестикуляторной речи, звуковая и информационная структура которой более сложна, чем при естественных жестах, однако эта речь отличается от словесной по своей лексике, грамматике, способам высказывания, значительно беднее словесной и используется в общении с ограниченным кругом людей. Специальное обучение позволяет детям овладеть словесной речью, что расширяет возможности их общения со слышащими и способствует преодолению их недостатков как в сфере познания, так и в развитии личности. Оглохшие дети - дети, утратившие слух, но сохранившие речь, становление которой происходило на основе нормального слухового восприятия. Сохранение речи зависит от возраста ребенка в момент наступления глухоты, наличия остатков слуха и умения их использовать, владения грамотой к моменту потери слуха, условий развития и индивидуальных особенностей, от коррекционно-педагогических воздействий. Чем младше потерявший слух ребенок, тем скорее и сильнее нарушается и даже распадается его речь. Важно как можно раньше начать коррекционную работу по сохранению речи и формированию на ее базе навыков восприятия устной речи окружающих. При этом важнейшая роль отводится зрительному восприятию (чтению с лица). Параллельно идет обучение детей чтению. Сохранившиеся слуховые ощущения используются осторожно, в зависимости от медицинских показаний и только в сочетании со зрительным восприятием. Тренировка остаточного слуха, подбор индивидуальных слуховых аппаратов проводится позже на основании стабильных данных о состоянии остаточной слуховой функции. Одно из основных условий полноценного развития оглохших дошкольников - пребывание их в говорящей среде и проведение родителями под руководством и контролем специалистов индивидуальных занятий. С детьми школьного возраста проводятся индивидуальные и групповые занятия по формированию и развитию навыков восприятия устной речи, а также по коррекции произношения. Слабослышащие дети страдают понижением слуха (тугоухостью), в результате чего у них возникает нарушение речи. В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют возможность с помощью слуха накапливать некоторый запас слов. Степень потери слуха может быть различной - от затрудненного восприятия шепота до резкого ограничения возможности восприятия речи разговорной громкости. Уровень развития речи зависит главным образом от степени нарушения слуха, времени его наступления, а также от условий воспитания с учетом слухового дефекта, индивидуальных особенностей ребенка. Своевременно принятые меры по коррекции речи и формированию навыков чтения с губ (с лица), даже при значительно выраженном и рано возникшем нарушении слуха, позволяет добиться того, что ко времени поступления в школу овладевает развернутой речью. Когда нарушение слуха не распознается или на него не обращается должного внимания, речь ребенка может оказаться недоразвитой даже при сравнительно небольшой степени тугоухости. Слабослышащие, обладающие развитой речью, обучаются в массовой школе. Однако даже незначительная потеря слуха (ребенок слышит шепот на расстоянии 2-4 м) может вызвать определенные трудности в освоении учебной программы. Успешному обучению в массовой школе помогают дополнительные занятия, на которых учитель уточняет произношение слов, помогает ребенку овладеть их звуковым составом. При выраженном недоразвитии речи дети нуждаются в обучении в специальной школе для слабослышащих и позднооглохших детей.
Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.1825

Найдено рефератов по теме ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Курамин С.А.
Показано, что интеллект детей с нарушением слуха, обучающихся в специализированной школе, в основном соответствует возрастной норме, однако психологические характеристики детей свидетельствуют о замедленном развитии струкурно-функциональной организации мозга.
Скачать PDF

Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Курамин С.А.
Обследовано 36 младших школьников 1-3 класса с нарушениями слуха. По методике Гудинаф-Харриса проводилась исследование интеллекта при помощи анализа детских рисунков. Показано, что интеллект детей с нарушением слуха, обучающихся в специализированной школе, в основном соответствует возрастной норме, однако психологические характеристики детей свидетельствуют о замедленном развитии структурно-функциональной организации мозга.
Скачать PDF

Психодинамическое содержание тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха

Домчук Виктория Михайловна.
Описывается психодинамическое содержание тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха на основе оценки детерминант и механизмов данного эмоционального феномена. Характеризуются основные факторы, определяющие возникновение и содержание тревожных переживаний в зависимости от слуховых, речевых и интеллектуальных возможностей.
Скачать PDF

Компоненты психологической готовности детей с нарушениями слуха к школьному обучению

Бубарева Виктория Евгеньевна, Корытова Галина Степановна
Рассматривается проблема психологической готовности к школьному обучению детей с нарушениями слуха. Опираясь на компоненты психологической готовности к школьному обучению и возможности их диагностики у детей с нарушениями слуха, авторы статьи представляют результаты эмпирического исследования в сопоставлении детей с нарушениями слуха и детей без нарушений в развитии.
Скачать PDF

Компаративный анализ подходов к изучению интеллекта лиц с нарушениями слуха в зарубежной и отечестве

Богданова Тамара Геннадиевна
В статье проводится сравнение взглядов отечественных и зарубежных психологов на диагностику интеллекта глухих людей, на проблему соотношения интеллекта и речи.The paper presents comparative analysis points of views to studies of intellect in foreign and native psychology, to the problem of correlation between intellect and language
Скачать PDF

Одаренные дети: особенности и сложности развития

Суднева Олеся Юрьевна
В статье рассматриваются теоретические представления и эмпирические данные об особенностях развития одаренных детей. На основании обзора современных отечественных и зарубежных исследований описываются показатели познавательной, мотивационной, эмоциональной и психосоциальной сфер одарённой личности. Также в статье рассматриваются особенности одарённых детей с гармоничным и дисгармоничным типом развития, показываются особенности психического развития неуспешных одарённых детей. Описаны сложности и проблемы одарённого ребёнка, которые сопровождают его в процессе развития и творческого самовыражения.
Скачать PDF

Дети и компьютер

Петрова Е.И.
Споры о пользе и вреде компьютера, а, точнее, уже о роли хайтекреволюции в жизни не только взрослых, но и детей, ведутся на всех социальных уровнях. Ученые, изучая проблему формирования мышления современных детей и подростков, влияние компьютера и Интернета на их физическое и психическое здоровье, приходят к неоднозначным выводам.
Скачать PDF

Психологические риски компьютерной зависимости подростков с нарушением слуха

Шипицына Людмила Михайловна
В статье представлены результаты исследования слабослышащих подростков в возрасте 14-17 лет, имеющих игровую компьютерную зависимость и склонных к ее формированию, в сравнении с подростками, не имеющими такой зависимости. Значительная доля выборки среди слабослышащих подростков с компьютерной зависимостью (40%) и склонных к ней (35%) свидетельствует об актуальности разработки психолого-педагогических мер профилактики и реабилитации компьютерных аддикций. Их формирование отрицательно влияет на эмоциональную сферу и межличностные стили общения подростков с нарушением слуха при обучении в школе, поведение в семье и окружающем социуме. Выявлены также корреляции между игровой компьютерной зависимостью и степенью расхождения «Я-реального» и «Я-идеального» у подростков, что отрицательно влияет на развитие их личности.
Скачать PDF

Динамика функциональных уровней переработки информации у младших школьников с нарушением слуха

Москалик Ирина Александровна
В статье представлены результаты лонгитюдного исследования, посвященного изучению перехода с низших на высшие уровни переработки информации у неслышащих младших школьников. Автором были выделены два переходных уровня, позволяющих проследить возрастную динамику изучаемого явления. Сравнительный анализ полученных результатов у испытуемых с нарушением слуха и у их нормально развивающихся сверстников позволил выделить особенности, присущие формированию системы переработки информации в условиях слуховой депривации.
Скачать PDF

Дети и телереклама

Хвостовицкая Татьяна Трофимовна
В статье рассматривается влияние телерекламы на детей. Сделаны выводы о том, что реклама на телевидении должна быть предметом пристального и тщательного изучения.
Скачать PDF

Дети группы риска - актуальная проблема современного общества

Валеева Н. Ш., Фаттахова Г. З.
Рассмотрена категория детей «группы риска» и причины возникновения данной категории в обществе.
Скачать PDF

Различающееся отношение в системе «Родители дети»

Евтух Татьяна Викторовна, Баландина Людмила Леонидовна
В статье представлены результаты исследования родительско-детских взаимодействий в семьях, имеющих старшего и младшего сиблингов. Полученные данные подтверждают наличие специфических особенностей отцовского и материнского отношений, обусловленных порядковым номером рождения детей. Позиция матери при взаимодействии с детьми более сложна, многогранна, чем позиция отца. Она в большей мере берет на себя контролирующие функции, предъявляя более высокие требования к старшему ребенку и в то же время демонстрируя больше согласия с ним. Матери эмоционально близки ко всем детям, а отцы более удовлетворены отношениями, как со старшим, так и с младшим ребенком. В структуре связей выявлены показатели родительско-детского взаимодействия, обеспечивающие согласованность и комплементарность родительских установок на воспитание детей.
Скачать PDF